–В наши дни все регионы России стараются привлечь к себе турпотоки, и эта работа в большой степени зависит от грамотного позиционирования территории, то есть создания ее уникального образа, — поясняет Татьяна Мошкова. — А в чем уникальность Нижнего Новгорода? Об этом в преддверии 800-летия города говорится немало. До революции Нижний был карманом России; во время работы Нижегородской ярмарки население города увеличивалось в 10 раз, и в нем крутилась треть товарооборота страны. После революции Горький стал промышленным гигантом и закрытым городом. Считаю, что главная достопримечательность Нижнего во все времена — это Волга и Ока. Еще со школы мы знаем, что реки были главными дорогами Руси, быстрыми и безопасными в отличие от передвижения по лесам с обилием разбойничьих банд. Благодаря Волге и Оке и появился наш город, благодаря Волге и Оке шумела Нижегородская ярмарка. То, что город выбран центром Приволжского федерального округа, вряд ли всем интересно. Я разделяю мнение ряда нижегородских экспертов о том, что позиционировать Нижний Новгород следует как волжскую столицу!
И для этого в городе нужно создать музей Волги. Богатейшая история этой реки связана и с бурлацкими артелями, и с мощными пароходными обществами, и с колесными судами... И представители семьи Нобелей на Волге работали, и Тур Хейердал на Волгу приезжал. Волга была знаменита и рыбными запасами — ранее в ней водились белуги до тонны весом. Английского писателя Льюиса Кэрролла, автора «Алисы в стране чудес», во время его визита в Нижний Новгород в 1867 году так отменно накормили стерлядью в одном из ресторанов на Рождественской, что он в письме сестре описал блюдо словами «Царь-рыба». Да, в Нижнем есть речной музей с интересными экспонатами, но он расположен на четвертом этаже в здании Академии водного транспорта, и попасть туда можно только в будни и только с паспортом. А как побывать в музее туристу, приехавшему в город на выходные?
По мнению Татьяны, неофициальный статус волжской столицы выделит Нижний Новгород среди всех городов России. Обидно, что порой туристы путают его с Великим Новгородом. Курьез с аргентинскими фанатами, прилетевшими в Россию на ЧМ-2018 поддержать родную команду и попавшими в Великий Новгород вместо Нижнего, очень показательна.
— Для привлечения турпотока важно и желание самих горожан узнавать свой город, — продолжает Татьяна Мошкова. — Если местные жители будут активно посещать местные экскурсии, то они заинтересуют и иногородних туристов. Увы, доля нижегородцев от общего потока экскурсантов близка к нулю, привычка ходить на экскурсии у наших земляков почти не сформирована. Почему мы, приезжая в другой город, идем на экскурсию, а у себя не идем? Почему иностранцев восхищает архитектура Соцгорода — исторических кварталов 30-х годов ХХ века в центре Автозаводского района, а горожане к ним равнодушны? Города области не менее интересны. Так, красивый и уютный Арзамас связан с именами Аркадия Гайдара и Максима Горького, с музеем Русского Патриаршества, фестивалем «Арзамасский гусь», с картиной испанского художника Мурильо, подаренной послу России во Франции графу Салтыкову дочерью саксонского короля Марией-Августой в 1770 году и украшающей ныне Смоленский собор в поселке Выездное. Поедем туда! В Нижнем Новгороде живет 1250 тысяч человек, и мы без труда составим из себя весь турпоток. А все почему то ездят в Прагу и Париж...
А пока 99 % экскурсантов в Нижнем Новгороде составляют москвичи, чаще всего состоятельные люди среднего возраста. Побывав во многих странах, они говорят, что с годами их потянуло в туры по России, и на примере Нижнего, который является отличным вариантом поездки на выходные, можно близко прикоснуться к русской истории. Однажды среди моих экскурсантов была молодая москвичка, оставившая на два дня на мужа троих маленьких детей. Оказалось, ей надо хотя бы раз в полгода выбираться в Нижний Новгород: ей нравятся наши просторы, реки, улицы с неспешным в отличие от Москвы ритмом жизни — расслабленным, провинциальным. С другой стороны, Нижний — город-миллионник с развитой инфраструктурой, вне которой не мыслит себя современный человек. Иными словами, Нижний Новгород удачно сочетает в себе все признаки крупного города и провинциальную прелесть. Именно это и привлекает гостей. Очень популярны у них рестораны, стилизованные под купеческий быт. После моего рассказа про Нижегородскую ярмарку людям хочется потрогать руками старую кирпичную кладку, походить по тихим улочкам со старинными деревянными домами, вовсе не считая их «гнилушками». На смотровой площадке в кремле я часто слышу признания: «Только в Нижнем Новгороде я понял, что я русский». И этот момент надо «ловить» при разработке программ развития внутреннего туризма.
По словам Татьяны, нежелание горожан посещать местные экскурсии связано, видимо, и с тем, что многие представляют себе экскурсовода как усталую мать семейства, десятилетиями произносящую заученный текст. Это давно уже не так, и сейчас в эту профессию активно идет молодежь. Например, москвич Георгий Макеев, победитель конкурса «Лучший гид России 2018», — весьма интересная личность. Его девиз — «Я переверну ваше представление об экскурсиях и экскурсоводах».
— Меня часто спрашивают о роли экскурсовода при современном уровне доступности информационных ресурсов, так как сведения о любом городе можно найти в интернете, — говорит Татьяна Мошкова. — Все знают реплику Рудольфа из фильма «Москва слезам не верит»: «Со временем телевидение перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет, одно сплошное телевидение». В наши дни он, видимо, сказал бы то же самое в отношении интернета: «Ничего не будет, один сплошной интернет». И был бы опять неправ! Как телевидение не смогло заменить собой все, так и интернету это не под силу. Об этом говорит хотя бы театральный бум в крупных городах. Что бы ни происходило в обществе, какие бы чудо-технологии ни украшали наш досуг, человек всегда ищет живое общение с интересным, веселым и умным собеседником. Ведь восприятие туристом того или иного города напрямую зависит от личности гида. Он должен быть и историком, и артистом, и представителем шоу-бизнеса, и даже сотрудником сферы любви, потому что влюбляет людей в свой город. Недавно я проводила экскурсию для лицеистов из города Бельцы Республики Молдова. Если им понравится наш город, то не исключено, что они приедут сюда учиться и останутся здесь работать. Иногда у туристов просто не хватает времени на подготовку к поездке и заочное изучение достопримечательностей. И гид должен сэкономить туристам время на изучение и показать им за 2-3 часа самое интересное.
Любимый уголок Нижнего для моих экскурсий — площадь Народного Единства и улица Рождественская. Здесь представлена вся 800-летняя история города: тут и Минин с Пожарским, и ночлежка Бугрова, и банки, и доходные дома, и творения архитектора Шехтеля, и дореволюционный фуникулер, и Строгановская церковь, и соляная контора. Фактура такая, что душа поет! Еще несколько лет назад Рождественская была немноголюдной, а летом 2019 года она уже стала одной из лучших торговых улиц России по итогам конкурса «Торговля России 2019». Здесь сложилось уникальное сообщество предпринимателей, в основном рестораторов, ставящих общественные интересы выше конкурентных: бизнес объединяется для проведения городских праздников и привлечения публики.
Мне по душе работа со своими ровесниками и людьми более старшего поколения, имеющими высокий интеллект. Когда я упоминаю Якова Свердлова и Максима Горького, они знают, кто это, а молодежь порой впервые слышит эти имена. Радует, когда туристы знают про нижегородского критика Добролюбова и его статью «Луч света в темном царстве». А ведь многие этого уже не помнят. Когда мы проходим мимо памятника Добролюбову на Покровке, туристы спрашивают, почему он такой грустный. Я отшучиваюсь, что грустит он оттого, что самым фотографируемым арт-объектом пешеходной улицы является Веселая коза, стоящая рядом, а его стали забывать. Если я называю стоимость строительства Чкаловской лестницы — 7,5 миллиона советских рублей, то этих людей удивляет гигантский объем финансирования (сейчас за эти деньги можно купить лишь скромное жилье в Москве). Хорошо, что интерес к истории есть и у 25-летних. После экскурсии они часто просят меня провести для них еще одну прогулку по городу — так им здесь нравится. Это лучшая награда за мой труд.
Бывает, я не знаю ответ на вопрос туриста. Все знать невозможно. У меня дома собрана большая библиотека по краеведению, состоящая из книг изданий «Кварц», «Бегемот», «Деком», но как бы много я ни читала, всегда есть белые пятна. В первый раз вопрос «Имеют ли отношение Строгановы к бефстроганову?», заданный при показе Строгановской церкви, загнал меня в тупик, а потом я все выяснила и отвечаю, что отношение к «говядине по-строгановски» имеет не нижегородская, а другая ветвь этой семьи.
Говорят, экскурсовод должен вложить в туриста новые знания. Это неверное мнение. Я редко называю точные даты нижегородской истории, ограничиваясь только веком: «Строительство кремля завершено в начале XVI века» или «Губернаторский дом был построен в первую треть XIX века». Знаю, что человек не запоминает за время экскурсии более 3-4 дат. Они важны, но ими туриста не привлечь. Повторю, что в незнакомом городе у него возникает потребность не просто в экскурсоводе, а в собеседнике, который предложит им интересное общение. И это прекрасно! Моя работа — это праздник. Ко мне приезжают со всей России и хотят со мной общаться.
Елена Борматова