Книги об архитектурных стилях Нижнего Новгорода

В первой книге «Эклектика» (автор — кандидат архитектуры, доцент ННГАСУ Алексей Александрович Худин, издана в 2017 г.) рассмотрены основные направления нижегородской архитектуры ХIХ — начала ХХ вв., а именно разновидности эклектики как господствующего стилистического явления. Анализируются архитектурные произведения эпохи эклектики (жилые и общественные здания), относящиеся к творчеству известных российских и нижегородских архитекторов, лидеров того или иного направления. В приложении приводятся краткие биографические справки о жизни и деятельности мастеров архитектуры, выполнявших проекты и постройки в Нижнем Новгороде, словарь архитектурных терминов и таблицы особенностей композиции фасадов и декора в произведениях эклектики в Нижнем Новгороде на всех этапах ее эволюции.

Во второй книге «Модерн» (автор — доктор архитектуры, профессор ННГАСУ Ольга Владимировна Орельская, издана в 2018 г.) собран материал по стилю в архитектуре, который пришел на смену эклектике в начале ХХ в. Несмотря на краткий период его существования (до 1917 ?.), он оставил заметный след в историческом центре города. В своем развитии стиль прошел несколько стадий: ранний декоративный модерн, зрелый рационалистический и поздний — историзирующий. К особенностям нижегородского модерна относится и исчеза­ющая в настоящее время разновидность — деревянный модерн. Новый стиль, а именно его рационалистический вариант, по праву считается предшественником современной архитектуры.

Третья книга «Постмодернизм» (авторы О. В. Орельская и А. А. Худин, издана в 2019 г.) — практически первая в России книга, посвященная недостаточно изученному многовекторному стилистическому явлению — постмодернизму — и отражающая важнейший и интереснейший период в развитии нижегородской архитектуры конца ХХ — начала ХХI вв., когда она вышла на лидирующие позиции в отечественной архитектуре. Постмодернизм или новый эклектизм возродился в новейшей архитектуре в постсоветский период в русле традиционной декоративно-художественной направленности. Он стал реакцией на советский модернизм предшествующих десятилетий, характеризующийся массовой типизацией и стандартизацией, уничтожавших своеобразие исторических центров городов. Подобно эклектике ХIХ в. он создавал гибридные здания, где возрождался историзм прошлых веков, но при этом возникал синтез традиций и новаторства. Анализ архитектурных произведений демонстрирует широкий спектр поисков архитекторов, которые способствовали сохранению масштаба исторической застройки и сохранению архитектурной среды города.

Четвертая книга «Конструктивизм» (автор О. В. Орельская, издана в 2020 г.) показывает картины зарождения, становления и расцвета конструктивизма в нижегородской архитектуре эпохи советского авангарда. Анализируются жилые и общественные здания протоконструктивизма, конструктивизма и постконструктивизма 1920–1930-х гг. Это было время поисков и экспериментов в советской архитектуре, которая занимала в то время передовые позиции в мире и к которой было приковано внимание широкой архитектурной общественности. Прогрессивные архитекторы из европейских стран приезжали работать в СССР, где быстро строились новые города при гигантах социалистической индустрии. Наряду с такими странами, как Франция, Германия, Нидерланды, СССР стал центром формирования нового направления в архитектуре.

Книги богато иллюстрированы фотографиями и архивными чертежами, большинство из которых публикуются впервые. Эти научно-популярные издания интересны как специалистам —рхитекторам, краеведам, студентам, так и нижегородцам и гостям города, интересующимся историей архитектуры.

Выпуск серии книг будет продолжен.

Читайте также
Комментарии
Свежий выпуск