ЦРК 2.0: новый вектор развития

Перспективы и направления развития Центров развития компетенций (ЦРК) на ближайшие два-три года стали темой обсуждения на Сессии практического семинара «Опыт и лучшие практики центров развития компетенций НОЦ», состоявшейся 20 октября в рамках II Международной научно-практической конференции «Наука. Лидерство. Общество — 2050». Опытом работы Центров развития компетенций поделились представители пяти первых российских НОЦ. Наш регион на этом мероприятии представляли министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова и руководитель направления развития компетенций НОЦ, директор Дзержинского филиала Университета Лобачевского Елена Яковлева.

«НОЦ — это челлендж. ЦРК НОЦ — двойной челлендж. Запуск научно-образовательных центров приводит в целом к появлению нового вида деятельности, новых позиций и изменению структуры этих позиций во всех видах деятельности. При этом происходят процессы интеграции, трансформации задач и расширение направлений деятельности. И нам хорошо понятно, что ЦРК — э??то «живой организм», который не является статичной единицей. Он развивается и растет вместе с нами. А из этого следует, что всем ЦРК невозможно быть одинаковыми, они все уникальны, дополняют и обогащают друг друга», — отметила в приветствии к участникам встречи Ольга Петрова.

Елена Яковлева в своем докладе «ЦРК 2.0 как центр сохранения и развития научно-исследовательского и инновационно-технического потенциала участников экосистемы НОЦ» рассказала об истории развития Центра развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий НОЦ «Техноплатформа 2035». В выступлении был проведен анализ деятельности ЦРК за 2019–2021 гг. и представлен опыт перезагрузки ЦРК 2.0 как недостающего участка инновационной цепочки — точки формирования и развития новой практики с учетом действующих и перспективных векторов развития социально-экономической политики Нижегородского региона на основе передовых технологий, обеспечивающих не только повышение конкурентоспособности кадров в региональном научном секторе, но и инновационно-техническое развитие региона.

«Наш ЦРК действительно уникален. И эта уникальность исходит не только из-за очень сильной и проработанной базы, заложенной во все три направления деятельности ЦРК: методологическое, образовательное и экспертное. Он уникален тем, что является живым примером партнерства, интеграции образования и объединения возможностей университетов. Мы являемся примером того, как на одной площадке представители пяти вузов (Университета Лобачевского, НГТУ имени Алексеева, ННГАСУ, НИУ ВШЭ — Нижний Новгород и Мининского университета) создали инициативную проектную группу «Компетенции НОЦ», которая в течение двух лет успешно занимается вопросами разработки методологии, организационного проектирования, разработки и реализации образовательных проектов. А это и есть тот результат, который ожидается от работы каждого НОЦ — добровольное объединение интересов и сил для достижения синергетического эффекта в вопросах подготовки кадров для решения научно-технологических задач», — подчеркнула Елена Яковлева.

— Центр развития компетенций является неотъемлемой частью любого НОЦ, — рассказывает Елена Яковлева. — Изначально основной целью работы ЦРК рассматривалось повышение профессиональной и управленческой компетентности руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий в соответствии с важнейшими направлениями научно-технологического развития России, а также с учетом приоритетов научного и социально-экономического развития Нижегородской области. То есть основное внимание в первый год своей работы (как и в других российских Центрах развития компетенций) было направлено на управленческие кадры, ведущие исследования и разработки. Но вскоре стало понятно, что задачи ЦРК, скорее всего, намного шире и он должен заниматься не только развитием компетенций руководителей лабораторий и проектов, но и подготовкой кадрового резерва. В период формирования НОЦ на федеральном уровне не было задано образа результата деятельности таких центров, но уже тогда было понятно, что теме образования должна отводиться одна из ведущих ролей. Инструментом реализации этих образовательных программ и стал ЦРК. То есть программы ЦРК предназначены не только для научных лабораторий и не только для кадрового управленческого резерва, но и для потенциально будущих исследователей и людей, которые работают в образовательной среде и готовят будущих исследователей. Окончательно особенность нашего ЦРК появилась с возникновением проекта ЦРК 2.0, то есть проекта перезагрузки ЦРК. То, что мы изначально выбрали правильное направление нашего развития, также подтвердили и наши коллеги из других ЦРК в ходе состоявшегося практического семинара. Вместе с нами еще два ЦРК заявили о необходимости своей перезагрузки и особенно подчеркивали мысль, что «имитационные ЦРК», которые занимаются только реализацией программ повышения квалификации без целостного системного подхода, заложенного в основу самой деятельности центров, в ближайшем времени просто перестанут существовать. Тем актуальнее выглядел опыт работы Нижегородского ЦРК, в основу которого заложены результаты двухлетней работы нашей команды.

У нас есть своя концепция ЦРК, мы потратили долгое время на ее разработку и двигаемся исходя из этой концепции. В Нижегородской области есть исследователи мирового уровня, но исследовательские результаты необходимо воплотить в инновационные разработки, наладить массовое производство, вывести новые наукоемкие продукты на рынок. И для обеспечения этих четырех типов деятельности — исследовательской, инновационной, технологической и предпринимательской — необходимы кадры с высоким уровнем компетенций. По сути, мы говорим о появлении «исследовательского, инновационного, технологического и предпринимательского спецназа», который должен обеспечить прорывное развитие по приоритетным направлениям и повышению конкурентоспособности экономики не только Нижегородской области, но и страны в целом. И особенность работы этого «спецназа» заключается не только в направлении этой деятельности, а в самой ее сущности. Запуск НОЦ привел к появлению нового вида деятельности, новых позиций и изменению структуры этих позиций. В рамках НОЦ начинают складываться проекты и возникают новые партнерства, где скорость и интенсивность процессов становятся одними из ключевых факторов. Само выполнение этого вида деятельности порождает необходимость совершенно другой системы компетенций у ее участников, а, следовательно, назрела необходимость разработки и запуска целой системы управления компетенциями НОЦ.

По словам Елены Яковлевой, этим вопросом в начале 2020 г. и озадачилась созданная в рамках одной из первых стратегических сессий НОЦ группа представителей нижегородских вузов, с легкой руки тогда еще проректора по учебной работе Университета Лобачевского Ольги Петровой получившая название «Группа компетенций НОЦ». Ее участники уже почти два года занимаются вопросами исследования компетенций НОЦ, организационным проектированием и, конечно же, разработкой и реализацией различных проектов, в первую очередь — образовательных.

— Спроектированная нами система состоит из двух подсистем: подсистемы управления взаимодействием участников, направленной на управление процессами, выделенными в качестве ключевых: инструментарий (или методический блок), аналитика, количественное и качественное развитие; и подсистемы проектов трансформации образовательной сферы НОЦ, которые реализуются посредством этих процессов, — продолжает Елена Ивановна. — Обеспечение функционирования данной системы как раз и возложено на Центр развития компетенций — ЦРК 2.0 нового формата, который становится площадкой для разных направлений: для методологического сопровождения образовательных процессов, для координации образовательных проектов НОЦ, для взаимодействия экспертного сообщества и для коммуникации между всеми стейкхолдерами НОЦ.

Разработанная нами целевая модель ЦРК включает два фокуса. Первый — это обеспечение технологического прорыва за счет разработки и внедрения новых технологий, ускоренного переоборудования научно-производственной сферы и привлечения ведущих ученых и экспертов. Второй фокус сосредоточен на кадровом обеспечении технологического прорыва, прежде всего, за счет привлечения и удержания талантливой молодежи, для чего потребуется качественное изменение образовательного и социально-культурного пространства в регионе в целом. Из этого логически появились два основных направления наших образовательных программ: достижение «быстрого» результата в виде поддержки процессов формирования проектных команд и достижение «базового результата», целью которого является формирование образовательной экосистемы региона мирового уровня.

Группа первых проектов имеет своей целью, как мы говорим, прирост дельты проекта и рост личностной дельты его участников. Эти программы и проекты являются, в простом рассмотрении, ответом на запросы самих участников проектных групп, направленные на ликвидацию дефицита отдельно взятых компетенций или их составляющих. Примером такой программы может служить программа повышения квалификации «Интеллектуальная собственность и патентоведение», на которую только в первую неделю после объявления об открытии набора записалось более 50 работников организаций-партнеров НОЦ. Это программа реализуется при поддержке Центра трансфера технологий, что еще раз подтверждает основную идею НОЦ: успешная реализация проектов НОЦ возможна только в партнерстве, призванном интегрировать все уровни образования, возможности университетов, научных организаций и бизнеса.

Второй фокус более сложный, но не менее интересный. Важнейшими задачами НОЦ являются не только поддержка и продвижение проектов, но и подготовка и профессиональный рост молодых исследователей, разработчиков, технологических предпринимателей, руково­дителей научно-технологических проектов для создания новых конкурентоспособных команд. И это уже история основных образовательных программ. Заявленный уровень компетенций молодых профессионалов не появится сам по себе. Их надо формировать и развивать намного раньше, на уровне университетских программ бакалавриата и магистратуры, а, может быть, и в рамках программ среднего профессионального образования. И здесь так же, как и во всей деятельности НОЦ, не обойтись только силами университетов. Как подчеркивает в своих выступлениях Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, НОЦ — это история не только про университеты и научные организации. Важная роль в эффективной работе ЦРК — за бизнесом. Безусловно, участие в деятельности НОЦ — это важный шаг со стороны бизнеса. Это вопрос социальной ответственности в длительной перспективы. В эту деятельность надо вкладываться, не всегда ожидая «быстрых» результатов, активно коммуницировать с университетами и научно-исследовательскими институтами, чтобы выработать общий язык и создавать общие большие проекты.

Хорошим примером объединения совместных усилий для решения поставленных задач является создаваемый в нашей области IT-кампус. «Численность занятых в быстрорастущем IT-секторе Нижегородской области уже сопоставима с численностью занятых в автопроме. Рост этого сектора меняет среду, экономику региона, является магнитом для привлечения талантливой молодежи в Нижний Новгород и Нижегородскую область», — сказал Валерий Фальков. Уже более года большое количество представителей научных и образовательных организаций вне зависимости и от их ведомственной принадлежности, а также из реального сектора экономики совместно работают над проектированием и запуском этого масштабного проекта.

Основная задача образовательных программ ЦРК НОЦ — не только в приросте проектов НОЦ. Проведение исследований мирового уровня и получение новых конкурентоспособных технологий и продуктов невозможно без главного — носителя этих прорывных компетенций, который способен и при этом готов активно включаться в эту деятельность, а также развивать эту деятельность и себя в ней. Важно и развитие «поддерживающих» отраслей, без которых невозможно привлечь или удержать «интеллектуальный спецназ» в регионе. Ученые поедут к нам не только за хорошей зарплатой, но и за качеством жизни: у них и у членов их семей должны быть хорошие школы, хорошие больницы, интересный досуг. Это экосистема в полном ее понимании, и ЦРК является одним из ее элементов.

Читайте также
Комментарии
Свежий выпуск