Образование — это практика плюс воспитание

Практическая подготовка

Практической подготовке будущего специалиста в Городецком Губернском колледже уделяется огромное значение.

— Производственная практика для студента — это неотъемлемая часть учебного процесса, — отмечает Валерий Иванович Ериков. — Она помогает молодому человеку сориентироваться и найти себя в профессии и направлена на формирование, закрепление и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения работы, связанной с будущей профессиональной деятельностью. По сути, практика — это отправная точка любой профессиональной карьеры: чтобы извлечь из практики максимум пользы, нужно рассматривать ее как уникальную возможность «прощупать почву», находясь при этом еще под крылом своего образовательного учреждения.

По мнению Валерия Ивановича, в наши дни под влиянием движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) материально-техническая база системы СПО модернизируется и совершенствуется гораздо активнее, чем на некоторых предприятиях. Так, на базе колледжей и техникумов региона создана сеть ресурсных центров по подготовке кадров для высокотехнологичных секторов экономики.

— В нашем колледже с 2012 года действует Высокотехнологичный ресурсный центр, который сегодня включает пять полигонов: строительный, сварочный, поварского дела, судоводительский и ранних профессиональных проб. Все они оснащены современным оборудованием в соответствии со стандартами WorldSkills, — продолжает директор. — Это позволяет педагогическому коллективу эффективно организовывать учебную практику, практические работы, а также подготовку к региональному этапу чемпионата WorldSkills Russia и демонстрационному экзамену.

По словам Ерикова, с 2020 г. возможности профессиональной образовательной организации (ПОО) по организации практики обучающихся значительно расширились. Приказом Министерства просвещения РФ N 885/390 от 5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» она может быть организована как на базе самого учебного заведения (ранее это запрещалось), так и в сторонней организации, осуществляющей деятельность по профилю данного учебного заведения.

— Над проблемой организации практической подготовки обучающихся колледж работает с 2016 года в рамках внутриколледжного проекта «Организация практики обучающихся специальностей 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», 19.02.10 «Технология продукции общественного питания в условиях единого образовательного пространства колледжа», стараясь эффективно использовать образовательное пространство колледжа для успешной реализации программы практик, — поясняет директор. — С сентября 2020 года в нашем учебном заведении под руководством Нижегородского института развития образования (НИРО) открыта инновационная площадка «Организация производственной практики обучающихся в условиях единого образовательного пространства колледжа». В рамках этой площадки производственная практика организуется в следующих структурных подразделениях колледжа: в детском санаторно-оздоровительном образовательном центре круглогодичного действия «Салют»; в детских оздоровительных лагерях «Солнечный» и имени Гуцева; в столовой учебного корпуса № 1; на теплоходе «Олег Стуколов» — базе практики будущих речников; на полигонах Высокотехнологичного ресурсного центра. Материально-технические возможности колледжа, кадровое и методическое сопровождение организации и проведения такой практики однозначно повышают уровень конкурентоспособности и компетентности выпускников.

Воспитательная работа

На всестороннее духовное, нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся направлены поправки в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившие в силу с сентября 2020 г. В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что воспитание должно стать составной частью отечественной образовательной системы.

— Эти поправки я считаю очень своевременными, — подчеркивает Валерий Иванович Ериков. — Важнейшим аспектом СПО выступает становление выпускников как специалистов, обладающих не только профессиональными компетенциями, но и гражданской культурой, в которой синтези­руются общечеловеческие и индивидуальные, политические и правовые, нравственные и эстетические ценности, создающие основу для осознания человеком своих гражданских прав и обязанностей. Необходимость в разработке концепции единого воспитательного прост­ранства современной ПОО, которая будет способствовать профессионально-личностному становлению обучающегося, а также оценивать эффективность многообразия воспитательных технологий и подходов к формированию и оценке уровня гражданской зрелости выпускника, назрела давно.

Как же оценить результативность деятельности педагогического коллектива по формированию активной гражданской позиции выпускника? Какими критериями оценки при этом пользоваться? В Городецком Губернском колледже с 2016 г. под патронажем Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области реализуется иннова­ционный проект «Я — гражданин России!». Данный проект можно считать успешным, так как он уже перешел на областной уровень: проведено более 60 мероприятий, объединивших более 1,5 тысяч обучающихся СПО и более 200 преподавателей ПОО региона.

В 2019 г. на базе колледжа в рамках этого проекта и под руководством кафедры профессионального технологического образования НИРО была открыта инновационная площадка по теме «Компетентностно-личност­ная модель выпускника профессиональной образовательной органи­зации». В результате были разработаны критерии, по которым можно диагностировать за весь период обучения уровень сформированности гражданской зрелости и духовно-нравственной культуры будущего профессионала и на этой основе планировать и осуществлять педагогический процесс по ее формированию, объективно оценивать результаты учебно-воспитательной работы с учетом современных вызовов. Данный опыт был представлен на Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы воспитания личности выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования», которая прошла на базе колледжа в апреле 2020 г. Более 85 представителей из 45-ти профессиональных образовательных организаций среднего и высшего образования Республики Казахстан, Республики Беларусь, Чешской Республики и Российской Федерации одобрили результаты работы педагогического коллектива колледжа.

— Я уверен, что ведущим для обучающихся колледжа является деятельностный показатель, так как именно в поступках, участии в фестивалях, конкурсах и других мероприятиях прослеживаются динамика становления личности, гражданская позиция и уровень гражданской зрелости, — резюмирует директор колледжа. — Важно, что траектория развития личности наших ребят представляет собой непрерывный процесс. К четвертому курсу активное участие во всех сферах деятельности колледжа принимают 90 процентов выпускников. Они заняты в воспитательных платформах колледжа: в волонтерском движении «Надежное поколение», в студенческом СМИ «Наше время», в музейном комплексе, на платформе дополнительного образования в детском санаторно-оздоровительном образовательном центре «Салют», на теплоходе «Олег Стуколов», на полигоне ранних профессиональных проб и других. Выбор для самореализации и становления личности в Городецком Губернском колледже весьма богат!

Читайте также
Комментарии
Свежий выпуск