— Виктор Владимирович, в России более трех десятков педагогических вузов. В чем отличия Мининского университета от других? В чем преимущества?
— Мининский университет в этом году празднует 110-летие своего основания. Это вуз с богатыми научными, педагогическими и студенческими традициями. У нас обучается почти девять тысяч студентов и еще около восьми тысяч слушателей программ дополнительного педагогического образования. Радует, что с каждым годом Мининский выбирают все более сильные выпускники школ, по итогам этой приемной кампании средний балл по ЕГЭ составил 76,1, что является одним из самых высоких результатов среди педвузов страны. Важно, что наш университет охватывает все уровни образования — в нем есть программы среднего и высшего профессионального образования, а также программы подготовки кадров высшей научной квалификации. Серьезное преимущество Мининского университета заключается и в его членстве в Нижегородском научно-образовательном центре. Развитие нашего университета строится на двух ключевых тезисах: ответственности за качество образования в регионе, где вуз выступает профессиональным помощником системы образования, и обеспечении реализации федеральной повестки.
Стоит отметить и уникальный имущественный комплекс Мининского университета — четыре из шести учебных корпусов находятся на площади Минина, в самом центре города, что очень удобно для студентов. В этом году мы открыли музей просвещения, в котором уже представлены физический и астрономический кабинеты, а также планетарий, отвечающий самым высоким стандартам. Благодаря образовательной архитектуре открытого типа программы для планетария могут разрабатываться самими студентами. И в дальнейшем мы планируем сделать музей открытым для всех жителей и гостей города.
— Участие в каких образовательных программах обеспечивает реализацию федеральной повестки?
— Мининский университет развивает ряд проектов, в которых является лидером на федеральном уровне: это проекты «Ментальное здоровье», в рамках которого мы становимся центром подготовки педагогов для работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, по всем регионам Приволжского федерального округа под руководством полномочного представителя Президента России в ПФО Игоря Анатольевича Комарова, и «Эффективный университет».
В сентябре 2021 года Мининский университет стал победителем грантового конкурса Госкорпорации «Росатом» «Бережливая инициатива» и финалистом федерального конкурса «Проектный Олимп» с идеей создания «Сквозного потока формирования бережливой личности педагога». При поддержке Губернатора Нижегородской области Глеба Сергеевича Никитина проекты «Сквозной поток формирования бережливой личности педагога» и «Эффективный университет» мы представили первому заместителю руководителя администрации Президента России Сергею Владиленовичу Кириенко.
В ближайшем будущем на базе 29 школ Нижегородской области будут созданы классы психолого-педагогической направленности, в которых мы сами будем растить своих абитуриентов. В перспективах — развитие проектов федеральной повестки: «Университет, свободный от ковид», программа благополучия сотрудников, развитие международного сотрудничества в контексте популяризации русского языка и российского образования в странах постсоветского пространства, создание инклюзивных творческих лабораторий для детей с особенными потребностями, программы профессиональной переподготовки учителей для формирования у них предпринимательских компетенций, экологическое развитие через участие в проекте «Карбоновые полигоны», оптимизация цифровой инфраструктуры университета и многие другие.
— В учебный процесс вузов всего мира активно вошли информационные и дистанционные образовательные технологии. В технических вузах внедрение таких новшеств логичны. Оправданны ли такие технологии в педагогическом университете, в котором доля индивидуального общения преподавателя и студента должна быть высокой? Какие образовательные технологии Вы считаете более предпочтительными?
— Вопрос цифровизации образования сейчас представляет собой большое поле для исследований. Мы обсуждали его в рамках всероссийского форума «Учитель и наука. Практики, компетенции, достижения», который состоялся в октябре 2021 года на базе Мининского университета и собрал представителей профессии из 29 регионов страны, и на треке «Высшая школа и цифровая экономика: как раньше уже не будет» в рамках Московского международного салона образования-2021, где я выступил с докладами о перспективных направлениях развития образования в России в будущем.
Убежден, что цифровые технологии в контексте педагогического образования оправданы и нужны, и это новая реальность, в которой должны развиваться и мы сами, и будущие поколения. Основная задача — определить баланс онлайн- и офлайн-образования и понять, как он будет зависеть от изучаемой дисциплины, возраста ученика, состояния его здоровья и других факторов. Предстоит разработать методическую и документационную базу, пересмотреть образовательные программы, которые разрабатывались под офлайн-формат, а также разработать требования к информационным компетенциям педагогов и обучающихся. Иными словами — нам необходимо выстроить образовательный процесс исходя из потребностей нового поколения с его новой когнитивистикой, поведенческими паттернами и в целом с другим мировоззрением. Уже сейчас мы констатируем изменение вектора психолого-педагогической специфики образовательного процесса. Это целые направления исследований в области педагогики и психологии, и роль педагогических университетов здесь существенно возрастает. На форуме «Учитель и наука» президент Российской академии наук Александр Михайлович Сергеев исчерпывающе обозначил роль учителя: он останется главной фигурой в образовании. Поэтому рассматривать будущее педагогики как полностью цифровой процесс не придется.
Речь идет не о замене преподавателя на компьютер, а о создании цифровой образовательной среды как проверенного электронного контента для повышения качества образования, доступного на всей территории России. Использование искусственного интеллекта и bigdata может сделать прорыв в инклюзивном образовании и других сферах, где традиционные методы оценки и получения обратной связи применить просто невозможно.
— Ваш вуз учит будущих учителей. Но молодого человека в наши дни окружает колоссальное количество информации из разных областей знания. Не мешает ли обилие информации учебе?
— Исследователи в области нейрофизиологии пришли к выводу, что нейронные связи в головном мозге образуются в течение первых 25 лет жизни человека и впоследствии эти связи отвечают за три базовых режима работы мозга, в том числе за сеть оперативного покоя (дефолт-систему). Первое последствие информационного изобилия — подавление дефолт-системы мозга, отвечающей за мышление. Для того, чтобы задействовать эту систему, мозгу требуется 23 минуты, но по статистике человек отвлекается гораздо чаще.
Каждый раз, когда мы пролистываем ленту соцсети, дефолт-система не работает, а в итоге атрофируется: мозг начинает мыслить шаблонно, теряет способность выстраивать социальные связи, анализировать прошлое, настоящее и конструировать будущее. В настоящее время информационный поток колоссален, избыточность информации — среда, в которой находимся все мы. Задача педагогики в этом контексте — противостоять негативным последствиям в виде «цифрового аутизма» и «информационного ожирения». Для этого мы должны научить студента и школьника работать в инфопотоке: развивать критическое мышление, аналитические навыки, отсеивать «цифровой мусор». Наша задача — выпустить из вуза не просто эксперта в своей предметной области, а человека, обладающего собственной картиной мира, высоким уровнем эмоционального интеллекта. Этот вопрос связан с разработкой инструментов и парадигм, позволяющих фильтровать, приоритизировать, структурировать и воспринимать информацию.
— Вы упомянули о сетевых программах обучения, реализуемых с Институтом прикладной физики и Институтом металлоорганической химии имени Разуваева Российской академии наук. В чем цель партнерства педагогического университета с академическими институтами?
— Мы стремимся к тому, чтобы все обучение было практико-ориентированным, и реализация сетевых программ представляется здесь наиболее перспективным решением. Во-первых, это помогает нам вывести на новый качественный уровень подготовку будущих педагогов. Во-вторых — дает возможность обновлять содержание образования за счет передовых разработок. В частности, высокая профессиональная подготовка учителей химии поможет обеспечить более качественную подготовку учеников школ, что, в свою очередь, станет отправной базой для будущих ученых-химиков. В перспективе это должно стать шагом на пути к решению проблемы двойного отрицательного отбора на входе в педагогическую профессию, актуальной для предметов естественно-научного профиля. Весной 2021 года сетевое соглашение было подписано с Институтом прикладной физики РАН, и мы уже сотрудничаем, модернизировали формат обучения: студенты работают в экспериментальных лабораториях Института. Соглашение с Институтом металлоорганической химии имени Разуваева подписано в сентябре текущего года. Подобные сетевые проекты дают возможность студентам полноценно погружаться в науку, а нам — сокращать временные затраты между научным открытием и внедрением его в образовательный процесс и, как следствие, повышать качество образования.
Сотрудничество с академическими институтами — не единственный сетевой проект Мининского университета. В партнерстве с Московским педагогическим государственным университетом и Ярославским педагогическим университетом имени Ушинского нами запущен сетевой проект «Универсальные педагогические компетенции» для научно-педагогических работников и управленческого персонала педагогических вузов страны. Он является своеобразным тренингом перед глобальными задачами ближайшего будущего. Цель программы — внедрение ключевых проектных решений по трансформации содержания педагогического образования, формирование универсальных педагогических компетенций преподавателей, включая функциональную грамотность. Программа представляет интеграцию опыта трех педагогических вузов, инновационное содержание и возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута. Универсальные педагогические компетенции являются необходимым компонентом для педагога в современных технологически насыщенных образовательных пространствах, таких как технопарки, кванториумы, IT-кубы. Таким образом, программа не только соединяет примеры образовательных проектов и практик развития, позволяющих педагогу определять цели, но и дает возможность прожить множество ролей и социальных ситуаций в безопасной и привлекательной образовательной среде. Ожидается, что в программе примут участие более 700 слушателей из разных регионов России, а 120 педагогов Мининского университета уже прошли обучение.
— 20 декабря 2021 года в Мининском университете откроется первый в России технопарк универсальных педагогических компетенций. Расскажите о целях и задачах этого проекта.
— Технопарк площадью почти 2,5 тысячи квадратных метров и с объемом инвестиций в 236 миллионов рублей станет одним из крупнейших. Проект и дизайн этого пространства готовились с участием наших студентов, и на его основе будут создаваться и другие технопарки страны. Цель технопарка — создание единой образовательной среды для молодых педагогов, которые смогут применить в своей работе междисциплинарные знания. На базе технопарка планируется охватить сто процентов научно-преподавательского и управленческого состава нашего университета в части повышения квалификации по универсальным педагогическим компетенциям. Несомненно, появление технопарка будет способствовать профессиональному развитию уже работающих учителей школ.
Необходимо отметить, что создаваемый технопарк станет площадкой Российского общества «Знание» и мультимедийного исторического парка «Россия — моя история». Здесь откроются 11 лабораторий, три центра прототипирования, три современных лектория, четыре терминал-класса и ресурсный центр по дошкольному образованию. На площадке технопарка будут развиваться направления, связанные с аналитической химией, фундаментальной физикой, рентгенографией, генетикой, физиологией, альтернативной энергетикой, робототехническими системами, соревновательной робототехникой, виртуальной и дополненной реальностью, искусственным интеллектом, компьютерной графикой и автоматизированным проектированием.
Технопарк универсальных педагогических компетенций станет ресурсом для всего региона.
— Какие задачи Вы поставили перед командой Мининского университета в 2021/2022 учебном году?
— Нам предстоит работать в опережающей модели образовательной среды, которая сейчас переживает трансформацию. Трансформацию системы образования в высшей школе можно рассмотреть в разрезе шести ключевых направлений: образование, исследование, глобализация, управление, кадровая политика, кампус. Направление, касающееся образования, мы уже обсудили. Что касается научной деятельности, то ее мы рассматриваем как обязательный признак университета, без которого университет не может существовать.
Одним из направлений стратегии развития Мининского является расширение международных связей. В рамках этого направления мы развиваем международное сотрудничество с университетами тридцати стран, расширяем панель образовательных программ, прошедших международную аккредитацию: 12 программ уже имеют аккредитацию, 12 находятся в процессе ее получения. Мининский ориентируется на международные академические рейтинги: по версии глобального рейтинга Green Metric, наш вуз занимает первое место среди педагогических вузов России. Понятно, что международное сотрудничество способствует не только развитию научной деятельности университета, но и тому, чтобы наши преподаватели и студенты были глобально конкурентоспособными.
Дальнейшие перспективы развития Мининского университета невозможны и без открытой программы, разработанной с привлечением внешних экспертов и стейкхолдеров. Поэтому открытость инновациям, абитуриентам и их родителям, партнерам стала для нас одним из важнейших принципов работы. Этот принцип также важен во внутреннем контуре университета — мы стремимся вовлечь всех участников образовательного процесса в управление вузом, сделать его понятным, открытым, дискуссионным и дать возможность каждому быть услышанным. Этому способствуют и социальные сети университета как канал оперативной информации и связи, и пространство коллективной работы «Точка кипения», ставшее сотым в России в год
110-летия вуза и центром притяжения нижегородской молодежи.
Изменения коснутся и самой образовательной среды, в частности, кампуса — важной составляющей развития университета. Мы рассматриваем его в двух плоскостях: физического и виртуального пространства. В соответствии с требованиями времени меняется наша инфраструктура: мы строим новые аудитории, создаем пространства для новых форматов работы. Среди них, например, формат обучения «перевернутый класс» как альтернатива дистанционным лекциям — видео-уроки длиной около 20 минут и дополнительный теоретический материал, который студенты изучают самостоятельно в асинхронном формате. Виртуальное пространство представлено кольцом сервисов, электронной образовательной средой, соцсетями вуза. При подготовке будущего специалиста наряду с самим учебном процессом нужна и соответствующая среда, так как новые форматы образования нельзя реализовывать в старых стенах.
Нам предстоит работать в концепции комплексной научно-исследовательской программы полного инновационного цикла, направленной на решение задач по модернизации высшего образования с учетом запросов реального сектора экономики и мировых образовательных и научно-технологических трендов; на увеличение экспортного потенциала системы высшего образования и на обеспечение доступности качественного высшего образования.