Экзамен для молодых профессионалов

В 2021 г. по сравнению с 2020 г. количество участников демонстрационного экзамена (демоэкзамена) по стандартам WorldSkills в рамках Государственной итоговой аттестации в среднем профессиональном образовании увеличится в регионе почти в 10 раз — до 3 016 человек, а в рамках промежуточной аттестации — до 500 человек. Об этом было заявлено на пресс-конференции, состоявшейся 17 марта на площадке Нижегородского областного информационного центра.

Как рассказала министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова, суть демоэкзамена в том, что он позволяет моделировать реальную производственную ситуацию в условиях специально оборудованных площадок. На сегодняшний день в регионе их 99.

«50 из них являются мастерскими, созданными в рамках проекта «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образования», и они профинансированы за счет федеральных средств. 49 центров проведения демонстрационного экзамена созданы на средства региона. Демонстрационный экзамен — это значимая составляющая международного движения WorldSkills и ключевой инструмент оценки качества подготовки выпускников, поэтому мы считаем, что возможности для его проведения должны быть у всех профессиональных образовательных организаций. Растет и число оцениваемых компетенций. Если в 2018 году у нас было восемь оцениваемых компетенций, то сейчас их уже 36», — отметила Ольга Петрова.

«Важно, что демонстрационный экзамен — это, по сути, экзамен и для колледжа, поскольку он позволяет сравнить результаты подготовки наших ребят и ребят, заканчивающих обучение в других регионах, и на основании этих данных усилить подготовку там, где мы увидим какие-то проблемные моменты», — добавила министр.

По словам директора Сормовского механического техникума Николая Дмитричева, в Нижегородской области демоэкзамен начал внедряться три года назад, когда инициатива реализовывалась в рамках пилотного проекта. За это время накоплен достаточный опыт, который позволяет говорить о том, что нижегородские образовательные организации успешно справились с поставленными задачами.

«На площадке Сормовского механического техникума демоэкзамен впервые проводился в 2018 году — за год до старта проекта «Молодые профессионалы». Для того, чтоб соответствовать международным стандартам, мы прошли многоступенчатую систему аккредитации и сертификации. Мы даже привлекали психологов, потому что экзамен проходит на виду у нескольких экспертов, в том числе работодателей, и для детей это стрессовая ситуация. В итоге из 25 наших обучающихся 11 человек сдали экзамен на «отлично», еще 11 получили «хорошо», три человека — «удовлетворительно». Средний балл составил 4,44 и стал лучшим результатом по России», — подчеркнул Николай Дмитричев.

Как сообщила директор Нижегородского Губернского колледжа Наталья Катышева, в 2019 г. в колледже было создано пять мастерских, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, и организация приступила к проведению демоэкзамена по международным стандартам.

«Раньше студенты сдавали выпускные квалификационные работы. Им давались задания, они готовили материал, отвечали в аудитории, все это не так сложно. На демонстрационном экзамене ребята должны провести фрагмент урока в реальной школе с учениками или провести родительское собрание с родителями. Причем, в отличие от технических или строительных специальностей, у нас оценивается не результат — кирпичная кладка, например — а процесс. Демонстрационный экзамен может длиться два-три часа или даже весь день. Но оно того стоит. Это испытание действительно оценивает подготовку специалиста. Я двумя руками за демонстрационный экзамен», — призналась Наталья Катышева.

Кроме того, участники пресс-конференции рассказали о дополнительном документе к диплому СПО — Паспорте компетенций, который в настоящее время также внедряется в профессиональном образовании. Если диплом включает данные о специальности выпускника, то Паспорт компетенций (Skills Passport) содержит информацию обо всех компетенциях, полученных в процессе обучения. В цифровом виде Skills Passport может быть доступен работодателю дистанционно.

СПРАВКА В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. Президентом РФ дано поручение по развитию системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…».

Во исполнение этого поручения, а также распоряжения Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы» в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 г. №9, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» проводится пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в рамках государственной итоговой аттестации.

Читайте также
Комментарии
Свежий выпуск