8 сентября 2020 г. в Нижегородском научно-информационном центре состоится итоговая церемония защиты проектных команд. Экспертная комиссия высокого уровня, в состав которых входят представители органов исполнительной власти, бизнеса, ведущих предприятий и организаций региона, определит лучшие реализованные проекты, направленные на социально-экономическое развитие Нижегородской области
Инициатива «Кадры будущего для регионов» (далее Инициатива) реализуется в регионах России под эгидой Агентства стратегических инициатив (АСИ) с 2018 г. и направлена на развитие нового формата образования через проектную деятельность школьников при поддержке тьюторов (студентов) и наставничества со стороны предпринимателей и управленцев. Команды из ребят от 14 до 17 лет под руководством тьюторов проходят обучающие программы в формате индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий. В ходе реализации проектов ребятам предоставлена возможность социальных и профессиональных проб в разных отраслях экономики, на ключевых предприятиях региона, а также стажировки на производстве.
Инициатива «Кадры будущего для регионов — Нижегородская область» стартовала в 2019 г., и отправной ее точкой стала лидерская смена, состоявшаяся 3–5 сентября 2019 г. в детском санаторно-оздоровительном образовательном центре «Салют» Городецкого Губернского колледжа. Участниками смены стали около 300 школьников и студентов нижегородских вузов. Лидеры принимали участие в тренингах, формировали команды в рамках креативного коллайдера, делились идеями будущих проектов. Кроме того, для ребят были организованы встречи с членами областного правительства, руководителями вузов, предприятий и организаций региона. Заместитель губернатора Нижегородской области Игорь Носов отметил творческую атмосферу, царящую в лагере, активность и целеустремленность собравшейся молодежи.
За время лидерской смены были разработаны 19 проектов по актуальным проблемам современного общества. В настоящее время на итоговую защиту выходят 11 проектных команд набора 2019 года. Некоторые команды изменили название своего проектного продукта, внесли изменения в конечный продукт или изменили логотип команды, произошла замена тьюторов и лидеров нескольких команд, а также замена некоторых участников команд.
Для целенаправленной и оперативной работы сформирован Клуб наставников, осуществляющий общую организационную деятельность и работающий с каждым наставником и каждой проектной командой индивидуально. Следует отметить, что опыт создания Клуба наставников имеется только в Нижегородском регионе и эта практика была высоко оценена АСИ.
Реализация индивидуальных образовательных программ осуществлялась на платформе мобильного электронного образования (МЭО). Все тьюторы и лидеры проектных команд, участники команд, а также их наставники активно участвуют в онлайн-курсах и вебинарах.
В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и введением в Нижегородской области режима повышенной готовности, начиная с марта 2020 г. все образовательные программы для участников Инициативы были переведены в дистанционный формат. По предложению и наставников, и участников проектных команд некоторые вебинары были разработаны самими обучающимися. Практически каждая команда разработала вебинары, целью которых было рассмотрение актуальных вопросов, связанных со сферами деятельности их проектов, обменом опытом по реализации проектной деятельности и другими темами.
30 апреля 2020 г. все проектные команды приняли участие в цифровом марафоне, организованном АСИ. Цифровой марафон — это практический интенсив по продвижению проектов участников в интернете, созданию цифрового следа, развитию надпрофессиональных и коммуникационных навыков. В цифровом марафоне приняли участие следующие команды:
1. «Культ жизни»;
2. «Лидер без границ»;
3. «ЭКО-Рост»;
4. Ecobox;
5. «Инклюзивное волонтерство. Доступно для всех»;
6. Chill-time;
7. «Школьное лесничество «Экологический десант»;
8. Tyrnet.
По итогам участия в цифровом марафоне Нижегородская область вошла в ТОП-4 среди регионов-участников Инициативы, а по активности участия и скорости выполнения заданий нижегородские команды заняли первое место.
За каждой проектной командой был закреплен куратор от организации — как правило, им стал наставник команды. Для работы с командами наставник определял места прохождения профпроб и профстажировок. В этом вопросе помощь оказали Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, Министерство социальной политики Нижегородской области, Министерство информационных технологий и связи Нижегородской области и вузы-участники Инициативы.
Местами проведения профпроб и профстажировок стали: Министерство информационных технологий и связи Нижегородской области, Министерство социальной политики Нижегородской области, Объединенный инженерный центр «Группы ГАЗ», ННГУ им. Н. И. Лобачевского, ПИМУ Минздрава России, НГТУ им. Р. Е. Алексеева, НГПУ им. К. Минина, НГСХА, Княгининский университет, Нижегородский радиотехнический колледж, Нижегородский научно-информационный центр (ННИЦ), НРОО «Лига молодежного самоуправления», Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы», средняя школа № 79 им. Н. А. Зайцева, Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Дом» Сормовского района Нижнего Новгорода, НРЭОМО «Изменим мир», ИП Свиридов Алексей Николаевич, экскурсионное бюро «Я люблю НН», лофт-пространство «Кинофактура». Минимум дважды в неделю лидеры, тьюторы и участники команд тестировали проектные продукты в соответствующих организациях и получали консультации от специалистов профильных направлений.
На базе Нижегородского научно-информационного центра проходил цикл образовательных программ с привлечением профессорско-преподавательского состава нижегородских вузов, практикующих спикеров, тренеров, коучей, блогеров. Расписание было составлено с учетом заявок, поступивших от участников команд и наставников с учетом программ МЭО.
Реализовывались следующие образовательные программы:
• «Конфликтология»;
• «Технология предупреждения и урегулирования конфликтов в группе»;
• «Тайм-менеджмент»;
• «Бизнес-планирование».
Тренинги:
• «Ораторское искусство»;
• «Командообразование»;
• «Выявление лидерских качеств и уровня сплоченности команды».
Практикум
«Современные техники эффективного взаимодействия с партнерами»
Мастер-классы:
• «Успешная презентация проекта»;
• «Продвижение проекта в соцсетях».
Для участников команд, их родителей и наставников были организованы внешние мероприятия: экскурсия и мастер-класс на фабрике стеклянных елочных украшений «Ариель», Digital-Елка, экскурсии в Нижегородский технический музей, Парк чудес «Галилео» и зоопарк «Лимпопо».
С переходом на дистанционный формат обучения и удаленный режим общения все команды проводят работу по укреплению своего имиджа в соцсетях, размещают информацию о работе над проектами, дорабатывая и усовершенствуя их, продолжают участие в вебинарах, онлайн-консультациях по обсуждению деталей проектов. Наставники команд ежедневно выходят на связь с подопечными.
Все проводимые проектными командами мероприятия в рамках Инициативы освещаются в группе ВКонтакте, в соцсети Instagram, в печатном издании ННИЦ «Поиск-НН», в соцсетях вузов-партнеров и вузов-участников Инициативы. Большинство команд записали собственные презентационные видеоролики (см. Портфолио проектных команд Инициативы), некоторые создали и ведут каналы на YouTube.
Все команды имеют аккаунты в соцсетях (ВК, Instagram, Facebook), мессенджерах WhatsApp, Viber, Telegram, Tik Tok, созданы QR-коды каждой команды.