Начало
По сути, зарождение отечественной системы профессионального образования в современном его понимании началось 320 лет назад, и основоположником ее стал Петр I. После заграничных поездок и военных действий в Северной войне Петр предпринял шаги по подготовке необходимых государству специалистов путем создания профессиональных школ. России нужны были корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и техники в различных областях. В январе 1701 г. Петром I была утверждена в Москве школа математических и навигацких наук — первое в России артиллерийское, инженерное и морское училище, предшественник всей современной системы инженерно-технического образования страны. В указе об открытии школы говорилось: «до обеда ходить в школу, доколе окончат науку, того ради велеть ученикам, когда который к работе придет, не токмо присматриваться, но и руками по возможности применяться в искусстве ремесла, в чем оное состоит…». Петр I и сам был первым ремесленником России, который не стеснялся учиться любому мастерству и дома, и за границей. Про Петра Пушкин написал в «Стансах» так:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
В школе обучались подростки и юноши всех сословий, кроме крепостных, в возрасте от 12 до 20 лет, находившиеся на полном гособеспечении. Количество обучающихся в 1703 г. составляло 300 человек, в 1711 г. — 500 человек. Курс состоял из трех ступеней: начальной (обучение письму, чтению, грамматике и арифметике), цифровой (обучение арифметике, геометрии, тригонометрии), высшей (навигаторских классов). Будущие навигаторы проходили практику на морских кораблях и верфях, на прокладке дорог. В 1715 г. навигаторские классы были переведены в Петербург и на их основе создана Морская академия.
Первая в России профессиональная горнозаводская школа была основана в 1709 г. на Урале, в Нижнем Тагиле, а в 1723 г. в стране таких школ было уже девять; в них обучалось 654 человека из низшего сословия. Родиной профессионального обучения Урал стал потому, что именно в том крае, богатом полезными ископаемыми, усилиями энтузиастов начала развиваться промышленность. В 1733 г. в Петербурге было основано приравненное к академиям Горное училище, старейшее высшее учебное заведение горного профиля в России.
В середине XIX в. Россия, переживавшая бурный рост промышленности, испытывала острую нехватку в квалифицированных рабочих кадрах. В 1872 г. в Нижнем Новгороде появилось ремесленное училище им. И. П. Кулибина, в котором вначале обучали слесарному, кузнечному, плотничному делу, а через 15 лет на пожертвования пароходовладельческой общественности в городе открылось первое на Волге и во всей стране учебное заведение для подготовки специалистов водного транспорта — речное училище им. И. П. Кулибина. К числу старейших училищ Нижегородской губернии относятся также Богородское кожевенное ремесленное училище (1891), Арзамасская школа ремесленных учеников (1899). В них обучали слесарному, токарному, кузнечному, машинодельному и другим ремеслам. В 1915 г. в Павловском ремесленном училище, открытом в 1894 г., обучалось 66 человек. Срок обучения составлял пять лет. В течение первых трех лет учащиеся выполняли программные работы, в последние два года принимали и выполняли заказы. В училище была хорошая учебно-производственная база почти по каждому ремеслу: три слесарных мастерских, кузнецкая, литейная, паровая мастерские. Имелись столовая и общежитие. Ежегодно правительство отпускало средства на содержание училищ. Учащиеся же платили за обучение, бесплатно учили только сирот.
Как особая ступень среднее профессиональное образование сформировалось в конце XIX — начале ХХ вв. под влиянием усложнения труда и его организации в условиях развитого машинного производства. В конце ХIХ в. в России было 143 средних специальных учебных заведения, подведомственных различным министерствам. К 1914–1915 учебному году в стране имелось 250 коммерческих училищ и 17 сельскохозяйственных. На селе и в райцентрах создавались школы крестьянской молодежи, где учили грамоте, культурно и политически развивали слушателей, преподавали аграрное дело, умение управлять сельским хозяйством. Впоследствии школы крестьянской молодежи стали школами механизации. Одними из первых в нашей области были созданы Починковская и Ардатовская школы механизации (ныне Починковский сельскохозяйственный техникум и Областной многопрофильный техникум).
После 1917
Огромную роль в подготовке кадров для народного хозяйства в 1920-е — 1930 гг. сыграли фабрично-заводские училища (ФЗУ), учебные планы которых включали не только спецдисциплины, но и историю культуры, страны и техники, рисование и даже музыку. В те годы в Нижнем Новгороде были заложены и начали выдавать продукцию автозавод, станкозавод, авиационный, машиностроительный заводы и другие предприятия. Были открыты ФЗУ в Выксе (1921, ныне металлургический колледж им. А. А. Козерадского), в пос. Василево (1922, ныне Чкаловский техникум транспорта и информационных технологий), весной 1922 г. состоялась закладка здания ФЗУ завода «Красное Сормово» (ныне Сормовский механический техникум им. Героя Советского Союза П. А. Семенова). На автозаводе, самом крупном предприятии тех лет, вместе с филиалами работало более 150 тыс. человек, поэтому он имел два ФЗУ. Одно из них — ровесник завода: строить автогигант начали в 1929 г., училище открыли в 1930-м. Выпускники этого училища работали во всех цехах и службах ГАЗа.
2 октября 1940 г. был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», регламентирующий планомерную подготовку квалифицированных рабочих и организованное их распределение. В то время были созданы три типа учебных заведений:
1) ремесленные училища с двухгодичным сроком обучения для подготовки квалифицированных металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников, рабочих для морского транспорта, предприятий связи и других отраслей;
2) железнодорожные училища с двухгодичным сроком обучения для подготовки помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий железнодорожного транспорта;
3) школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с шестимесячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий, прежде всего для угольной, горнорудной, металлургической, нефтяной промышленности и строительного дела. Подготовкой кадров в системе Государственных трудовых резервов руководило Главное управление трудовых резервов. Решение «Об образовании областного управления трудовых резервов» принял осенью 1940 г. и исполком Горьковского областного совета депутатов трудящихся.
В соответствии с Указом Совету народных комиссаров (Совнаркому) СССР предоставлялось право ежегодно призывать на учебу от 800 тыс. до одного миллиона человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16–17 лет для обучения в школах ФЗО.
В порядке призыва на учебу председатели колхозов обязаны были ежегодно выделять по два человека молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16–17 лет — в школы ФЗО на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет, а городские Советы депутатов трудящихся обязаны были ежегодно выделять молодежь мужского пола в возрасте 14–15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16–17 лет — в школы ФЗО в количестве, устанавливаемом Совнаркомом СССР.
В мае 1941 г. первый выпуск школ ФЗО и ремесленных училищ дал народному хозяйству страны 250 тыс. рабочих. Государство взяло на себя полное материальное обеспечение учащихся (питание, обмундирование, общежития, учебники, учебные пособия).
Все выпускники ремесленных училищ, железнодорожных училищ и школ ФЗО считались мобилизованными, обязаны были отработать четыре года подряд на госпредприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при Совнаркоме СССР с обеспечением им зарплаты на общих основаниях и пользовались отсрочками по призыву в Красную армию и Военно-морской флот на срок, обязательный для работы на госпредприятиях. Мобилизация молодежи в ремесленные и железнодорожные училища, входящие в систему Главного управления трудовых резервов при Совете Министров СССР, была отменена в 1953 г.
Со временем в стране наряду с ремесленными училищами появились железнодорожные, горнопромышленные, строительные, училища механизации и других направлений.
В годы войны
Значение государственных трудовых резервов особенно возросло, когда в годы Великой Отечественной войны с предприятий на фронт уходили кадровые рабочие. За этот период учебные заведения профессионально-технического образования подготовили 2,48 млн квалифицированных рабочих. Выпускники направлялись в освобожденные районы для восстановления разрушенных предприятий. Так, около 20 тыс. учащихся были направлены на восстановление угольных шахт и электростанций Донбасса. На ряде предприятий, особенно в восточных районах страны, воспитанники трудовых резервов составляли более половины всех рабочих.
Город Горький был в годы войны одним из центров производства военной техники, и горьковчан, ушедших на фронт, заменили учащиеся ремесленных училищ и школ ФЗО. Например, на автозаводе спецзадания по выпуску боеприпасов выполняли 1600 учеников ремесленного училища № 1. Ребята проявляли истинный героизм. Самым популярным у них был лозунг: «Все для фронта, все для победы!». Учащиеся делали боеприпасы для «катюш» и пушек, магнитные мины для подрывников, детали для самолетов, автомашин, радиостанций. Наравне со взрослыми ребятам приходилось сутками не выходить из цехов предприятий: они понимали, что линия фронта проходит и через их рабочее место. «Когда я держусь за рукоятки станка, — говорили подростки, — мне кажется, что это ручка пулемета». Они выполняли сменные задания на 200, 300 и более процентов. Когда во время войны подросток поступал в училище, он сразу становился членом фронтовой бригады. Например, в школе ФЗО № 15 было организовано 16 фронтовых бригад. Движение фронтовых бригад ширилось с каждым годом. В 1943 г. их было создано 600.
Можно привести примеры самоотверженного труда учащихся железнодорожного училища № 36 по ремонту паровозов и вагонов, ремесленного училища № 33 по производству боеприпасов, ремесленного училища № 29 по выполнению оборонных заказов. Все четыре года войны работали без брака ремесленники завода «Красное Сормово», и недаром их училище 12 раз награждалось переходящим Красным знаменем Государственного комитета обороны, которое впоследствии было вручено училищу навечно. Ремесленное училище № 1 заняло в 1942 г. первое место во Всесоюзном соцсоревновании, а в 1943 г. было награждено орденом Красной Звезды за успешное выполнение заданий по подготовке квалифицированных рабочих кадров и отличное выполнение заданий по выпуску специальных изделий для фронта: училище дало фронту сверх плана 145 грузовых машин, 303 мотора, 50 тыс. запалов, 49 тыс. гранат. Кстати, в годы войны учащиеся и мастера ремесленного училища № 1 купили для нужд фронта танк, на котором было написано «Автозаводский ремесленник». Выпускником этого ремесленного училища был будущий генеральный директор ОАО «ГАЗ» Борис Павлович Видяев.
И даже в те тяжелые годы создавались профессиональные училища. Так, в 1943 г. была создана строительная школа, а затем и ФЗУ № 14 в пос. Монастырка (ныне Нижегородский индустриальный колледж). Профессия строителя была тогда одной из самых востребованных. Всего за годы войны в Горьковской области было выпущено из училищ и школ ФЗО свыше 74 тыс. квалифицированных рабочих, главным образом металлистов, строителей, металлургов, транспортников. С первых дней войны в училищах начали готовить снайперов и радисток. Кроме того, учащиеся организовывали концертные бригады, выступали в госпиталях, на заводах и фабриках, на полях колхозов.
Еще в ходе войны было начато восстановление разрушенного хозяйства. Ремесленники-горьковчане отправлялись в освобожденные от врага районы, где нужны были квалифицированные рабочие руки, — в Сталинград, в Донецкую и Ростовскую области. В мае 1943 г. для восстановления Сталинграда выехал отряд учащихся и мастеров училищ и школ ФЗО численностью 350 человек. Руководитель отряда писал тогда в областное управление: «Настроение у ребят хорошее… Наши горьковчане марку держат высоко, некоторые ребята не сходят со стенных газет, боевых листков и молний, в которых они фигурируют как лучшие стахановцы, выполняющие норму на 300–400%».
Правительственными наградами в годы войны награждено более 1000 учащихся и сотрудников профтехшколы Горьковской области, 28 выпускников стали Героями Советского Союза. После войны 97 училищам страны были присвоены имена Героев Советского Союза, выпускников данных училищ. Например, в Нижнем Новгороде Сормовский механический техникум носит имя Героя Советского Союза П. А. Семенова.
В послевоенные годы государство продолжило выполнять функцию социальной защиты подрастающего поколения, пострадавшего от войны. В 1943–1953 гг. в 108 специальных училищах обучалось более 40 тыс. человек, оставшихся без родителей и получивших в учебных заведениях профессию и воспитание. Так, в 1945 г. в Горьком было создано швейное училище № 47 для девочек, родители которых не вернулись с войны. Учиться приходилось в тяжелых условиях, по пять человек за одним рабочим местом.
Продолжение в следующем номере