Команда новой эпохи

Транспорт в широком смысле слова

Институт транспортных систем НГТУ основан в 2013 г. на базе Автомобильного института и Факультета морской и авиационной техники. Первым директором ИТС стал к. т.н., доцент Анатолий Михайлович Грошев, возглавлявший прежде Автомобильный институт, а заместителем директора по развитию — к. т.н., доцент, заведующий кафедрой «Автомобили и тракторы» Автомобильного института Антон Владимирович Тумасов. В 2018 г. он сменил Грошева на посту директора Института.

— Любопытно, что первые серьезные договоры на выполнение научных исследований были заключены с саровским ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», специалисты которого разрабатывали отечественный программный продукт, позволяющий проводить сложные конечно-элементные расчеты. Нас тогда пригласили протестировать этот продукт с точки зрения решения автомобильных задач, — рассказывает Антон Тумасов. — Параллельно с этим, еще до создания ИТС, с 2011 года, стало налаживаться тесное взаимодействие технического университета и Горьковского автомобильного завода по перспективным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, в том числе в рамках Постановления Правительства РФ № 218 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств». Этим документом был сделан шаг в сторону сближения науки и производства; дело в том, что в 90-е годы вузы и предприятия выживали по-своему, но потом стало понятно, что им необходима кооперация при условии господдержки.

И у нас есть успехи в этом сотрудничестве. В 2013-м году тандем «НГТУ — ГАЗ» впервые победил в конкурсе Министерства образования и науки России с проектом по модернизации автомобилей семейства «ГАЗель NEXT». Главным направлением совместных работ стало тогда повышение экологичности автомобилей, то есть адаптация двигателей экологического класса Евро-5 и удовлетворение требованиям международных документов в отношении утилизации. В 2016–2017 годах ГАЗ и НГТУ занимались проектами, направленными на повышение активной безопасности автомобилей «ГАЗель NEXT». С 2017 года одной из визитных карточек ИТС стало создание «умных» транспортных средств, способных самостоятельно ориентироваться в тех или иных дорожных условиях, принимать определенные оперативные решения вплоть до управления автомобилем. В 2017–2019 годах мы работали над проектам по «умным» системам автомобилей «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT», включая «умные» рулевое управление, тормозную систему и коробку передач. В 2019 году стартовал четвертый совместный проект с ГАЗом по созданию новой модификации автомобилей семейства «ГАЗель NEXT» с принципиально новой архитектурой электронных систем, обеспечивающей наиболее эффективную интеграцию ADAS-функций (Advanced Driver Assistance Systems — интеллектуальные системы помощи водителю).

За семь лет тандем «НГТУ — ГАЗ» четыре раза становился победителем конкурсов Минобрнауки России по Постановлению № 218 — таких примеров в России единицы, и я считаю это большим достижением обоих наших предприятий. Отдельно хочется отметить роль базовой кафедры НГТУ «Создание продукта в автомобилестроении» в ООО «Объединенный инженерный центр» Группы ГАЗ. Эта кафедра помогает максимально приблизить процесс обучения к потребностям российской автоиндустрии, привить студентам практические навыки, необходимые для работы на современном промышленном предприятии.

По словам Антона Тумасова, в 2017–2019 годах ИТС НГТУ при поддержке подразделений Группы ГАЗ реализовал в рамках Программы развития опорного университета стратегический проект по созданию Регионального научно-образовательного центра транспортного машиностроения, ставшего, по сути, проектным офисом для самых передовых НИОКР по тема­тике ГАЗа. В работе этого центра в настоящее время участвуют специалисты самых разных профилей: программисты, электротехники, инженеры-механики, экономисты. Их коллаборация позволила создать единственный в России беспилотный электробус, который стал в 2019 г. финалистом технологического конкурса Up Great «Зимний город» — первого российского конкурса беспилотных автомобилей. Финал соревнований, организованных АО «РВК», Фондом «Сколково» и Агентством стратегических инициатив, состоялся на полигоне испытательного центра ФГУП «НАМИ» в Подмосковье. В целом совместная работа НГТУ и ГАЗа сегодня похожа на работу инновационного технопарка. Комбинация учебного процесса с инновационной деятельностью, реализуемой в рамках совместных НИР и ОКР, позволяет повышать эффективность подготовки профессиональных инженеров, готовых к вызовам индустрии 4.0, то есть четвертой промышленной революции, связанной с массовым внедрением киберфизических систем в производство.

— Кстати, тематика ИТС представлена транспортом в широком смысле слова — не только автомобильным, но и водным, авиационным и даже трубопроводным, и передовые наработки одного направления распространяются на все остальные, — продолжает директор ИТС НГТУ. — Например, ожидаются подвижки у судостроителей ИТС: серьезный импульс получила Объединенная судостроительная корпорация, завод «Красное Сормово» выполняет новые заказы, у нас растет прием на корабельные специальности, а ученые-кораблестроители разработали в последние годы уникальные конструкции по разрушению льда, интерес к которым проявил ряд крупных корпораций.

Не на ГАЗе, но с ГАЗом

По признанию Антона Тумасова, он с ранней юности мечтал стать инженером Горьковского автозавода. К окончанию нижегородского технического лицея № 38 у него было множество грамот и дипломов различных школьных олимпиад и даже диплом об окончании заочной физико-технической школы МФТИ с рекомендацией поступать именно в этот вуз. Но выбор Антона был сделан давно — учеба в Автозаводской высшей школе технического университета, а затем работа на ГАЗе.

— Автозаводскую высшую школу я закончил в 2005 году и уже знал примерный круг своих обязанностей на Горьковском автозаводе, когда декан автомобильного факультета Борис Васильевич Савинов и завкафедрой «Автомобили и тракторы» Лев Николаевич Орлов предложили мне остаться в университете на кафедре и поступить в аспирантуру. Эту идею поддержали мои родные и близкие, в том числе бабушка Нинель Дмитриевна, много лет проработавшая в научно-технической библиотеке политеха. Большую заботу также проявил Владимир Вячеславович Князьков, возглавлявший в то время кафедру «Инженерная графика». После долгих сомнений я принял их предложение, — вспоминает директор ИТС НГТУ. — В то время меня интересовала тема пассивной безопасности автомобиля: мне хотелось создать такой автомобиль, чтобы при аварии он наносил минимальный вред водителю и пассажирам. В 2009 году под руководством Льва Николаевича я защитил диссертацию на тему «Разработка методики расчетной оценки пассивной безопасности кузовов и кабин автомобилей при опрокидывании», и после защиты директор Автомобильного института Анатолий Михайлович Грошев предложил мне работу по тематике, связанной с исследованиями прочности и безопасности кузовных конструкций наземных транспортных средств. В 2009 году он отправил меня и еще двух магистрантов на стажировку в Венгрию в научно-исследовательский центр немецкого автомобильного концерна Knorr-Bremse. Кроме того, в те годы ученые НГТУ стали принимать участие и в международных конференциях. Надо отдать должное и Борису Васильевичу Савинову, и Анатолию Михайловичу Грошеву, и Льву Николаевичу Орлову за то, что они старались изыскивать средства на финансирование зарубежных стажировок и поездок на международные встречи ученых; эти мероприятия были очень важны, потому что в конце нулевых годов молодых сотрудников в НГТУ в целом и на нашей кафедре в частности было мало, и будущее данного автомобильного направления было неясным. Таким образом, усилиями старших коллег было положено начало формированию нынешнего коллектива ИТС. Кроме того, наши руководители «затаскивали» в университет хоздоговора, давая нам возможность получать практический опыт, а Анатолий Михайлович, занимаясь налаживанием контактов с автомобильными центрами Европы, доверял использовать полученные за рубежом знания при выполнении этих хоздоговоров. В результате побед ИТС НГТУ в конкурсах Министерства образования и науки России, направленных на усиление кооперации предприятий реального сектора экономики и вузов, мы стали получать финансирование на закупку оборудования и выполнение исследовательских работ.

А моя сегодняшняя работа предусматривает выполнение смежных обязанностей. С одной стороны, я пришел в технический университет для выполнения научных исследований по автомобильному направлению, с другой стороны, мне пришлось перейти на административную работу в должностях директора ИТС и заведующего кафедрой «Автомобили и тракторы». А если учесть, что в Институте есть еще базовая кафедра АО «Гипрогазцентр» и авиация во взаимодействии с заводом «Сокол», то мне необходимо решать весьма разноплановые задачи, в том числе по организации работы ученых и сотрудников разных направлений. И я совсем не жалею, что не стал сотрудником Горьковского автозавода. Сейчас у меня есть возможности общаться не только с коллегами с ГАЗа, мои профессиональные горизонты гораздо шире, а пройденный путь очень интересный. Так что я не работаю на ГАЗе, но, тем не менее, — с ГАЗом.

Деды и внуки

Важно, что перспективная научная работа ведется в ИТС в основном силами молодых сотрудников, возраст большинства которых не превышает 35 лет, говорит Антон Тумасов. Многие из них активно вовлечены в образовательную деятельность, являясь аспирантами и преподавателями с научными степенями. Свой опыт, полученный в научных проектах, они охотно транслируют в учебные программы. Таким образом, полученный объем знаний позволит студентам в дальнейшем справляться с новыми технологическими вызовами.

— Как правило, научные кадры ИТС — это выпускники политеха, которые набирали опыт под руководством профессоров и преподавателей, росли профессионально и влились в нашу команду, — поясняет директор Института транспортных систем. — Большая заслуга ученых ИТС старшего поколения в том, что они умеют сохранить в университете талантливую молодежь. Многие талантливые выпускники не уходят на предприятия и в бизнес, а принимают решение развиваться именно в НГТУ, и это дает надежду на то, что наши научные школы будут развиваться! Мы стараемся развивать новые технологии, которые будут актуальны через пять-десять лет. В этой работе не бывает стандартных задач и готовых решений, но всегда есть элемент риска, что тоже подогревает интерес молодых ученых.

По мнению Антона Тумасова, проблема почти любого российского университета — большой разрыв в поколениях. Профессора, доценты и доктора, окончившие вузы еще в советское время и добившиеся больших успехов в научной и преподавательской деятельности, уходят из высшей школы, а звена, которое должно было сформироваться в 90-е годы, придти им на смену и быть сейчас наиболее активным, практически нет.

— Зарубежные научно-исследовательские центры и университеты в интеллектуальном плане не отличаются от российских, но им во многих отраслях удалось продвинуться далеко вперед потому, что они избежали социально-экономических потрясений, наблюдавшихся в России в 90-е годы и повлиявших в том числе и на отечественное высшее образование. Передача накопленных знаний происходит за рубежом плавно от поколения к поколению, от отцов — детям, а в российских реалиях существует определенный возрастной разрыв. Надеюсь, что этот барьер будет преодолен и со временем будет обеспечена стабильная преемственность, — поясняет директор ИТС НГТУ. — Что касается автомобильного направления, то, к счастью, нашим «дедам» — профессорам и преподавателям НГТУ советской закалки — удалось в то трудное десятилетие вырастить свою смену. В частности, я сам есть продукт этого процесса, хотя, повторю, всегда мечтал о работе только на ГАЗе. Мои наставники понимали всю сложность ситуации 90-х годов и оставляли на кафедре лучших выпускников, сумев убедить их в перспективах научной деятельности. И мы грамотно распорядились знаниями и предоставленными возможностями. Именно в общении «дедов» и «внуков» (отцов, то есть ученых поколения 90-х годов, у нас почти нет) родился, например, проект по разработке беспилотных транспортных средств. «Деды» выдвинули идею беспилотника, а «внуки» нашли способ ее реализовать, и в настоящее время это направление является в Институте одним из приоритетных.

И наши наставники могут гордиться нами. Кроме беспилотников у коллектива ИТС есть и другие разработки, тоже доведенные до прототипов, просто еще их рано предъявлять обществу. Главное — есть движение вперед и есть люди, готовые создавать транспортные средства, отвечающие запросам сегодняшнего дня. Мы заинтересовываем студентов именно научной работой, а новые технологии, компьютеризация, цифровизация, интернет и другие сервисы облегчают многие вещи. Кроме того, финансовая поддержка научных проектов тоже является определенным стимулом для развития молодого человека в научном плане.

Свою основную цель — по примеру работы со мной моих наставников — я вижу в передаче полномочий новому поколению ученых, которые сумели бы возглавить проекты и вести диалог с индустриальными партнерами по реализации этих совместных проектов. Над задачей по обеспечению условий для роста молодых ребят вместе со мной работает все руководство нашего Института. Главное — вовремя раскрыть талантливых студентов. Бывает, что крепкие троечники становятся великолепными, нестандартно мыслящими инженерами-конструкторами, обгоняющими в своем развитии круглых отличников. И особенность нашей работы в том, что она в высшей степени командная и соответствует требованиям новой транспортной эпохи.

Сильные молодые кадры особенно востребованы в наши дни, когда наступила новая технологическая эпоха, связанная с цифровизацией, дополняет Антон Тумасов. При создании новых моделей транспортных средств применяются новые материалы и искусственный интеллект, и все эти новации требуют модернизации образовательных программ. Поскольку их обновление является новым вызовом для высшей школы, судьбу многих вузов, кафедр и направлений подготовки будет определять способность или неспособность коллектива ученых сделать это. Не исключено, что какие-то из них прекратят свое существование, но не потому, что они плохие, а потому, что станут менее востребованными. Несомненно и то, что будут рождаться новые направления подготовки.

— Когда проходят международные научно-практические мероприятия, я замечаю, что российскую науку представляют примерно они и те же вузы. В частности, по автомобильной тематике это МВТУ имени Баумана, Московский автодорожный институт и наш Институт. Следовательно, ИТС НГТУ входит в ТОП-3 российских Институтов транспортных систем, но, возможно, он в своем роде уникален. В других технических университетах приоритет отдается какому-либо одному направлению, а наш транспорт представлен на земле, под землей, над землей, под водой, на воде и над водой.

Важно отметить крайне положительную роль руководства опорного университета в поддержке всех наших планов. Ректор НГТУ Сергей Михайлович Дмитриев всегда проявляет интерес к новым идеям, оказывает помощь в продвижении проектов, а также принимает личное участие в выстраивании отношений с Горьковским автозаводом. Меня, как одного из молодых директоров институтов НГТУ, очень мотивирует высокая степень доверия со стороны руководства университета. Отрадно, что при демонстрации наиболее значимых достижений НГТУ всегда присутствуют проекты ИТС, в том числе по разработке, созданию и внедрению беспилотных автомобилей.

СПРАВКА. А.В. Тумасов родился в Горьком 31 декабря 1981 г. в семье молодых инженеров Жанны Ивановны и Владимира Владимировича, выпускников электротехнического факультета ГПИ им. А.А. Жданова. Работу начал в 2004 г. программистом 2-й категории на кафедре «Инженерная графика» НГТУ, будучи студентом Автозаводской высшей школы НГТУ. По окончании вуза поступил в аспирантуру и начал преподавательскую деятельность в должности ассистента кафедры «Автомобили и тракторы». Получил ученую степень кандидата технических наук и ученое звание доцента. Читает курс «Интеллектуальные системы ТТМ». Ведет производственную и преддипломную практику, является научным руководителем аспирантов.

На посту замначальника Научно-исследовательской лаборатории транспортных интеллектуальных систем занимался исследованиями по заказам российских и зарубежных компаний (ООО «ПАЗ», ООО «ОИЦ», ЗАО «Транспорт», ОАО «ЗЗГТ», ЦКБ «Лазурит», РФЯЦ-ВНИИЭФ, НТЦ «Кнорр-Бремзе»), на посту замдиректора по инновациям и международной деятельности Автомобильного института НГТУ — установлением контактов с зарубежными учеными.

С участием А.В. Тумасова в НГТУ был создан Центр компетенций по технологиям MSC.Software, работа которого позволила повысить компетенции сотрудников по анализу сложных инженерных конструкций с использованием технологий виртуальной разработки продукта. Под его руководством выполняются расчетно-экспериментальные исследования в области повышения безопасности транспортных средств. В 2015 г. был назначен директором Центра разработки специальных транспортных средств по заказам ОПК.

Автор более 80 статей, cоавтор четырех учебных пособий.

Удостоен почетных грамот Минобрнауки РФ и министерства образования и науки Нижегородской области, почетного диплома Губернатора Нижегородской области, дипломов областных и российских конкурсов.

Супруга Наталья Александровна — заместитель директора по учебно-методической работе ИТС НГТУ, дочь Ирина — ученица третьего класса.

Читайте также
Комментарии
Свежий выпуск