Новые профи

Трехсторонние соглашения о партнерстве подписаны с Выксунским метал­лурги­ческим колледжем им. А. А. Козерадского и Объединенной металлургической компанией (ОМК), Нижегородским автомеханическим техникумом и «Группой ГАЗ», а также с Нижегородским государственным инженерно-экономическим университетом (Княгининским университетом) и группой сельхоз­производителей. В результате в регионе будут созданы производственно-образовательные кластеры в машиностроительной, метал­лур­гической и сельскохозяйственной отраслях.

Проект рассчитан на три года. За это время на средства федерального гранта и вложения компаний мастерские профессиональных учеб­ных заведений будут оснащены современным оборудованием, а их программы будут адаптированы под современные нужды предприятий.

По словам министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольги Петровой, главная цель проекта «Профессионалитет» заключается в том, чтобы максимально приблизить подготовку студентов к задачам производства. «Проект «Профессионалитет» позволит создать новую модель подготовки кадров, где работодатель будет максимально интегрирован в процесс обучения студентов. Благодаря увеличению объема практической подготовки в рамках программ среднего профессионального образования «Профессионалитет» осуществит бесшовный переход от обучения в колледже к работе на предприятии», — отметила Ольга Петрова.

Кроме того, проект «Профессионалитет» призван вовлечь бизнес в партнерское управление образовательными организациями.

«Мы убеждены, что лучшая форма работы для достижения успеха — это партнерство. ОМК за три года вложит в проект 24 миллиона рублей, государство — 100 миллионов. Так, объединяя ресурсы бизнеса и власти, мы вместе сформируем новую модель подготовки рабочих кадров в регионе. Мы рады, что участвуем в реформировании системы среднего профессионального образования в целом, и уверены, что развитие — это взаимно, поэтому как работодатели заинтересованы в скорейших результатах этой работы», — отметила президент ОМК Наталья Еремина.

«Группа ГАЗ» направит Нижегородскому автомеханическому техникуму 20 млн рублей на реализацию программы, а Княгининский университет заручился поддержкой нескольких организаций на общую сумму 13 млн рублей.

«Группа ГАЗ» уделяет большое внимание сотрудничеству с профессиональными образовательными учреждениями в рамках подготовки высококвалифицированных кадров для современных производств — оказывает экспертную и материальную поддержку в реализации образовательных проектов и инициатив на региональном и федеральном уровне. Создание образовательно-производственных кластеров внесет весомый вклад в кадровую повестку компании и обеспечит региональную промышленность высококвалифицированными кадрами», — подчеркнула директор по персоналу «Группы ГАЗ» Елена Марштупа.

Одно из преимуществ проекта «Профессионалитет» состоит в том, что работодатели могут сами формировать запрос к образовательным программам, выступать наставниками, предоставлять свои площадки для обучения. Практикоориентированность обучения, сокращение его сроков до двух лет для рабочих профессий и специальностей и до трех лет — для более технологичных должны содействовать скорейшей адаптации выпускников на производстве и обеспечить быструю подготовку кадров.

«Предприятия реального сектора экономики поддерживают федеральную инициативу. «Профессионалитет» — интересный и новый опыт для нас. Выпускники колледжей — важный кадровый потенциал для сельхозпроизводителей, которые заинтересованы в развитии системы образования», — заявил генеральный директор АО «Княгининское молоко» Сергей Волков.

«Княгининское молоко» наряду с управляющей компанией «Русское поле», агрофирмой «Весна», торговым домом «Агат», компаниями «Мета-Ком Агро» и «Новый век» являются партнерами проекта в части создания производственно-образовательного кластера в сельскохозяйственной отрасли.

Победители конкурса Правительства РФ на право государственной поддержки в форме грантов для развития образовательно-производственных центров (кластеров) в рамках проекта Министерства просвещения РФ «Профессионалитет» были объявлены 25 марта 2022 г. Общая сумма выделенных региону грантовых средств составит 300 млн рублей. На реализацию проекта по условиям конкурса будут направлены и региональные средства в размере 12 млн рублей.

Всего в 2022 г. в 42 регионах России будет создано 70 кластеров, посредством которых произойдет интеграция колледжей и предприятий реального сектора экономики. В состав кластеров войдет более 250 образовательных организаций и 200 предприятий. В 2022 г. возможностями «Профессионалитета» смогут воспользоваться 150 тыс. студентов. Ребята получат рабочую специальность высокой квалификации в короткие сроки и релевантный профессии опыт на производствах, что практически гарантирует их дальнейшее трудоустройство.

Презентация проекта «Профессионалитет» состоялась 22 апреля на площадке подмосковного колледжа «Энергия» и транслировалась на официальной странице «Национальные проекты России» во «ВКонтакте». В презентации приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова, Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, губернатор Московской области Андрей Воробьев, сопредседатель комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям Рос­­­сийского союза промышленников и пред­принимателей Андрей Комаров и генеральный директор АО «ВПК «НПО машиностроения» Андрей Леонов.

Участники презентации затронули вопросы влияния «Профессионалитета» на экономику страны, модернизации системы отечественного образования, взаимодействия образователь­ных организаций и бизнес-сообщества. Отмечалось, что «Профессионалитет» позво­лит выстроить новую отраслевую модель подготовки кадров, синхронизированную с запросами рынка труда. 70 образовательно-производственных кластеров будут созданы по приоритетным направлениям: атомная промышленность, железнодорожный транс­порт, металлургия, машиностроение (в том числе авиа- и судостроение), химическая промышленность, сельское хозяйство, легкая промышленность и фармацевтическая отрасль. К 2024 г. число таких кластеров достигнет 210.

Одна из ключевых инициатив проекта — вовлечение бизнеса в партнерское управление образовательными организациями, макси­мальная ориентированность обучения на практику, подготовка специалистов по востребованным профессиям в сокращенные сроки. Работодатели инвестируют в развитие среднего профессионального образования и дают базу для формирования практических навыков студентов. Освоив современные рабочие направления, выпускник «Профессионалитета» сможет получить работу мечты и стать мастером своего дела.

Проекту «Профессионалитет» было уделено особое внимание экспертов и в рамках онлайн-программы «Образовательная среда», состоявшейся 13 апреля. Было отмечено, что система СПО ищет форматы взаимодействия с предприятиями с 2010 г., и «Профессионалитет» стал первой серьезной возможностью синхронизировать подготовку кадров с запросами предприятий.

«Профессионалитет» включает в себя ряд важных аспектов, среди которых:

— образовательные программы, предусматривающие синхронизацию профкомпетенций с производственными операциями на рабочем месте при сокращении срока обучения. Этот подход позволяет выпустить специалиста на рынок труда, пока не устарели технологии, по которым он обучается;

— перезагрузка всего ядра педагогического состава;

— перезагрузка материально-технической базы — обучать детей необходимо на том оборудовании, которое, если не идентичное, то должно быть аналогом и копировать те производственные операции, которыми выпускники должны владеть на выходе из колледжей.

Ключевая задача колледжа нового формата — создать единое образовательное пространство, после которого выпускник сможет осуществить бесшовный переход на производство. Данный подход позволит обеспечивать регионы качественными кадрами в интересах их социально-экономического развития.

ОАО «РЖД» регулярно выступает за устойчивое системное развитие железнодорожного образования на всех этапах обучения и поддерживает инициативу «Профессионалитета». Заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский отметил в ходе программы «Образовательная среда», что возможность поменять подход и образовательную программу в вузе — это длительный период. При этом компания выступает крупнейшим работодателем по всей стране. «Профессионалитет» важен и интересен для нас, потому что он дает возможность сократить сроки обучения, обеспечить переборку ядра образовательного процесса. Мы получаем специалиста, который быстрее приходит на предприятие», — рассказал Александр Збарский.

Читайте также
Комментарии
Свежий выпуск