Педагогический Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) открылся в Нижегородском Губернском колледже 1 сентября 2021 г. Идея создания ЦОПП принадлежит министерству образования, науки и молодежной политики Нижегородской области в лице министра Ольги Викторовны Петровой и директору колледжа Наталье Михайловне Катышевой.
— Нижегородский педагогический ЦОПП как структурное подразделение Нижегородского Губернского колледжа создан с целью формирования системы определения потребностей региона в педагогических кадрах и повышения качества их подготовки, — рассказывает руководитель ЦОПП Ксения Александровна Михалева. — По сути, наш ЦОПП представляет собой площадку-агрегатор и оператора ресурсов для профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации ряда категорий граждан по шести направлениям: преподавание в начальных классах; дошкольное образование; специальное дошкольное образование; музыкальное образование; физическая культура и коррекционная педагогика. Педагогическим работникам ЦОПП предлагает индивидуальные программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Для студентов — информацию о компетенциях, дополняющих базовое педагогическое образование, навыки для полноценного выхода на рынок труда и индивидуальные траектории обучения и развития. Образовательным организациям Нижнего Новгорода и области ЦОПП предоставляет информацию о ресурсах для осуществления обучения и новые программы обучения. Гражданам предпенсионного возраста в нашем ЦОПП доступна переквалификация. А для школьников мы проводим профориентационные мероприятия, профессиональные пробы, обучение первой профессии. Так, 12 февраля 2022 года в ЦОПП открыт Центр предпрофильной подготовки «Педагогический старт» для школьников, которые заинтересовались педагогикой. Ребята обучаются у нас три недели по субботам, проходят тренинги и семинары, погружаясь таким образом в будущую профессию.
— Например, в ЦОПП были проведены два курса повышения квалификации для заместителей директоров по учебно-производственной работе (27 человек) и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе (20 человек) системы среднего профессионального образования. По окончании курсов мы получаем, как правило, немало благодарностей от наших слушателей и предложения провести семинары на ту или иную актуальную тему, — продолжает руководитель ЦОПП. — План семинаров мы обычно составляем на предстоящий месяц, стараясь учитывать просьбы педагогов. Благодаря нашим методистам мы находим лекторов, которые могут провести семинарское занятие. Популярны программы переподготовки, дающие людям возможность получить новую профессию — в частности, преподавать в начальных классах или работать в детских дошкольных учреждениях. В наших планах — разработка программы переподготовки для учителей начальных классов на право ведения английского языка в начальной школе. Эту программу наши преподаватели и методисты обещают завершить в самое ближайшее время. На очереди — программа для учителей физической культуры для ведения занятий в детских садах и программа переподготовки мастеров производственного обучения (эту программу как раз и предложили наши слушатели). Реализация всех программ осуществляется на базе ЦОПП с помощью привлечения квалифицированных специалистов, а по окончании курса слушатели получают соответствующий диплом.
Основные направления работы ЦОПП:
• мониторинг и анализ актуальной ситуации изменений на рынке труда: прогнозирование востребованности педагогических кадров в регионе по шести направлениям подготовки, разработка и реализация комплекса мер по устранению существующего и потенциального дефицитов педагогических кадров и компетенций, а также выработка рекомендаций министерству образования, науки и молодежной политики Нижегородской области по контрольным цифрам приема;
• мониторинг качества подготовки педагогических кадров: поддержание обратной связи с образовательными организациями с возможностью дальнейшего восполнения дефицита знаний и актуализация компетенций педагогических работников.
— Первый мониторинг актуальной ситуации изменений на рынке труда мы провели в период с сентября по декабрь 2021 года, — поясняет собеседница. — В январе текущего года мы проанализировали собранную информацию и дали министерству рекомендации по контрольным цифрам приема. Весной, когда образовательные организации начинают обычно формировать кадровую потребность по вакансиям, мы проведем мониторинг еще раз.
Комплекс ЦОПП занимает второй этаж Нижегородского Губернского колледжа и состоит из нескольких специализированных помещений.
— Аудитория-трансформер — это главный офис педагогического ЦОПП, легко трансформирующийся под различные формы групповой и совместной деятельности, — информирует Ксения Михалева. — Коворкинг представляет собой аудиторию для проведения переговоров, стратегических сессий, встреч. Конференц-зал удобен для делового общения с представителями образовательных организаций, СМИ, экспертами. Комната креативных решений предназначена для проведения мастер-классов, тренингов и практических занятий по инновационным педагогическим технологиям. В мастерских происходит реализация программ опережающей профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации. В состав ЦОПП входит и Ресурсный центр «Педагог будущего». Эта уникальная инновационная площадка создана с целью обучения педагогических кадров города и области современным образовательным технологиям: высококвалифицированные специалисты оказывают в Ресурсном центре методическую и профессиональную помощь педагогам, обучающимся, их родителям и работодателям в условиях модернизации образования. Для педагогов, которые уже работают в системе образования, на базе Ресурсного центра недавно состоялся интересный семинар по практикоориентированному обучению.
В команду ЦОПП кроме его руководителя Ксении Михалевой входят три методиста, программист, разработавший платформу «Педагогический ЦОПП», специалист по работе с большими данными и менеджер по связям с общественностью. «Грамотная молодая команда нашего ЦОПП набирает обороты и прилагает все усилия для оказания помощи педагогам региона», — резюмирует Ксения Михалева.
Ключевые задачи ЦОПП:
развитие новых компетенций в сфере педагогического образования;
создание базы данных актуальных педагогических вакансий;
организация курсов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
привлечение представителей работодателей к участию в процессе опережающего обучения и организации стажировки слушателей;
тиражирование лучших практик опережающей профессиональной подготовки в сфере педагогических специальностей;
проведение марафонов, олимпиад, хакатонов и других мероприятий среди педагогических работников образовательных организаций города и области.