Совет при Президенте РФ по науке и образованию
В День российской науки в Москве состоялось заседание Совета по науке и образованию при Президенте РФ. Об итогах этого важного заседания рассказал президент РАН Александр Сергеев:
— Сегодня состоялось заседание Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации — э?? ????? то очень значимое событие, которое всегда является резонансным потому, что на таких заседаниях расставляются акценты, задаются новые векторы развития в области науки и образования. Сегодняшний Совет подтвердил это утверждение.
Основной вопрос, который обсуждался на заседании, — это поднятие на новый уровень управление процессом превращения знаний в технологии в нашей стране. Все в курсе, что мы уже многие годы констатируем технологическое отставание в нашей стране и не умеем эффективно превращать те знания, которые у нас генерируются, в технологии и рыночные продукты. Существует несколько инновационных экосистем в стране, каждая из которых, безусловно, имеет определенные успехи, но работает только на своем узком поле. В данном случае речь идет о Сколково, о Национально-технологической инициативе, о научно-образовательных центрах в рамках национального проекта «Наука и университеты». Есть еще комплексы научно-технических программ в рамках стратегии научно-технологического развития, а также много разных инновационных экосистем. При этом по глобальному мировому индексу инновационного развития, к сожалению, Россия сейчас находится в пятом десятке стран, и наше положение в последние пять-шесть лет не меняется. Если максимально внимательно посмотреть на этот индекс инновационного развития, то там есть еще субиндексы — это некая средняя величина из различных данных.
Если речь идет о человеческом капитале, науке и образовании, а также о том, как мы готовим естественно-научные или инженерные кадры, то положение нашей страны достойное. Мы находимся на уровне второго десятка, то есть наряду с мировыми лидерами. Однако, если мы проанализируем индекс, который называется «управление инновациями», то там мы в седьмом десятке — это большая проблема.
Получается, что у нас есть предпосылки для того, чтобы мы могли эффективно заниматься инновациями, но единой государственной системы управления инновациями, к сожалению, не существует. Именно этот важный вопрос и обсуждался сегодня на Совете.
Пресс-конференция
Какие прорывные проекты в области гуманитарных и естественных наук успешно реализуются в регионе, какие условия созданы для молодых ученых — э?? ти вопросы обсудили руководители нижегородских вузов на пресс-конференции, посвященной Дню российской науки. В дискуссии приняли участие министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова, ректор НГЛУ им. Н. А. Добролюбова Жанна Никонова, и. о. ректора НГПУ им. К. Минина Виктор Сдобняков, ректор ННГАСУ Андрей Лапшин, проректор по научной работе ННГУ им. Н. И. Лобачевского Михаил Иванченко и научный руководитель НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, д. ф.н., профессор Валерий Зусман.
Ольга Петрова отметила высокий интеллектуальный потенциал региона, который перерастает в устойчивое взаимодействие вузов и бизнеса при поддержке Нижегородского НОЦ. По ее мнению, в Нижний Новгород пришли ведущие IT-компании именно потому, что вузы готовят прекрасные кадры. Во время учебы студенты могут не только получать знания и стажироваться в компаниях, но и «делать науку руками», участвовать в новых интересных исследовательских проектах.
По мнению Валерия Зусмана, в НИУ ВШЭ — Нижний Новгород наблюдается сочетание горизонтальных и вертикальных научных связей. С одной стороны, нижегородский кампус вертикально интегрирован в задачи московского кампуса, и, образуя единую научную среду, повышает свой потенциал. Горизонтально кампус является партнером НОЦ, активно участвует в стратегических сессиях, посвященных формированию инновационной экосистемы, реализует проекты высокого уровня в области искусственного интеллекта и фундаментальной математики, а также междисциплинарные исследования на месте «стыковки научных зон» — нейролингвистики, экологической экономики и других. Одной из тенденций Валерий Зусман назвал высокий интерес студентов к научным исследованиям. Благодаря системе грантов НИУ ВШЭ — Нижний Новгород создает комфортные условия для молодых ученых. Когда молодежь включена в глобальную научную повестку и может заниматься любимым делом, имея достойное финансовое вознаграждение, это особым образом развивает научную среду.
Научно-практическая конференция
В Институте пищевых технологий и дизайна 8 февраля состоялась научно-практическая конференция. С докладами перед студентами в формате онлайн выступили профессора, д. э.н. Василий Козлов и Николай Волостнов. Наука — это движущая сила человеческой цивилизации, мощный ресурс, определяющий место государства в мировой экономике и политике, и начинается она с разработок молодых ученых, отметила заместитель директора Института по науке Ирина Бугрова. 2020 г. показал, что интерес к исследовательской работе в студенческой среде растет. Представители Института становились призерами сессий молодых ученых, научно-практических конференций и конкурсов.
Круглый стол
Молодые ученые Нижегородской государственной сельхозакадемии (НГСХА) собрались за круглым столом «Ученые НГСХА — кадровый потенциал и основа инновационного развития АПК» обсудить проекты, которые они планируют реализовать в рамках празднования 800-летия Нижнего Новгорода. Организатором встречи стал Совет молодых ученых НГСХА.
С приветствием к участникам обратился временно исполняющий обязанности ректора НГСХА Николай Бармин. О вкладе ученых ГСХИ в развитие аграрной науки и образования, о подготовке и участии в предстоящей региональной исторической конференции, посвященной 800-летию Нижнего Новгорода, рассказала директор музея истории вуза Марина Кирюшина.
Актуальные разработки молодых ученых НГСХА для инновационного развития АПК Нижегородского области и 800-летия Нижнего Новгорода были презентованы в выступлениях:
— декана агрономического факультета Анны Климовой, предложившей создать в районе пос. Дубравный Сормовского района Нижнего Новгорода в рамках формирования комфортной городской среды многофункциональную экологическую зону отдыха нового поколения с учетом особенностей людей с ограниченными возможностями здоровья на примере авторского экопарка «Мир»;
— доцента кафедры «История, философия и социология» Анны Аникиной, поделившейся собственным видением сельского туризма как перспективного направления развития сельских территорий региона и предложившей разработать конкретные туристические маршруты и их наполнение для гостей и делегаций, планирующих прибыть на юбилей Нижнего Новгорода;
— старшего преподавателя кафедры «Ботаника, физиология и защита растений» Сергея Тарасова, представившего модель создания агроклассов как основы умного сельского хозяйства для нижегородского образовательного комплекса «Школа 800». Создание агроклассов с определенными профилями и их интеграция с дополнительным агробиологическим образованием стали бы серьезным подспорьем для подготовки специалистов высокой квалификации для аграрного вуза или смежных направлений — биотехнологии или биоинженерии. В Нижегородской области нет ни одного агрокласса, отметил Тарасов. Кстати, данная модель уже частично реализуется им как руководителем научно-учебной лаборатории биотехнологии, генетики и физиологии растений «Агрокуб» на базе Бутурлинской средней школы им. В. И. Казакова, курируемой президентом РАН Александром Сергеевым.
По итогам работы круглого стола была принята резолюция с практическими предложениями молодых ученых в адрес оргкомитета празднования 800-летия Нижнего Новгорода. Подобные предложения актуальны не только для развития агропромышленного комплекса области, но и науки в целом.
«Фестиваль наук»
Во время ежегодных «Недель науки» в лицее-интернате «Центр одаренных детей» (ЦОД) проходят встречи с преподавателями вузов и учеными. В Год науки и технологий было принято решение сделать мероприятие более масштабным и провести «Фестиваль наук» с участием вузов Нижнего Новгорода.
Так, НИУ ВШЭ — Нижний Новгород провела серию открытых лекций «День Вышки в ЦОД». Лицеисты посетили онлайн-уроки по математике, экономике, филологии, компьютерной лингвистике, лекция по юриспруденции прошла очно в стенах лицея, а к онлайн-занятию по бизнес-информатике ребята подключились в рамках проекта «Пригласите Вышку в свою школу онлайн». Преподаватели НИУ ВШЭ — Нижний Новгород рассказали лицеистам об интересных темах своих научных направлений и познакомили с программами обучения в Вышке.
Старший научный сотрудник факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород поделился впечатлением о «Фестивале науки»: «На шуточном примере — как узнать, много ли комаров в комнате, удастся ли их быстро перебить и выспаться в летнем домике — я рассказывал, как строится исследование реального мира с помощью математики. Мне кажется, нужно давать больше примеров того, как применить математику в жизни творчески, не по шаблону, а подбирая математический аппарат под реальную ситуацию. Такие примеры могут дать школьнику надежду на то, что открытия — рядом, нужно лишь разглядеть возможности и не бояться пробовать. Дать надежду на успехи в науке — это, на мой взгляд, именно то, ради чего работающим ученым стоит общаться с творческой молодежью, выбирающей жизненный путь».
По мнению заместителя директора по воспитательной работе лицея-интерната Ольги Кузиной, такие уроки играют важную роль в жизни старшеклассников — позволяют прикоснуться к миру науки, выбрать направление и почувствовать себя настоящими студентами.
В лицее-интернате состоялся и «День НГЛУ в ЦОД). Научно- и практико-ориентированная программа вуза позволила представить уникальные возможности образовательного пространства университета, раскрыть новые аспекты направлений подготовки, расширить социокультурный, исторический и лингвистический кругозор школьников и по-новому посмотреть на профессии настоящего и будущего.
Ведущими специалистами НГЛУ для школьников были организованы интерактивные лекции:
• «ТED Talk Человек против машины или Как гуманитарии покорят этот мир»;
• «Мода на все русское»; в Европе начала XX века: что? почему? а сейчас?»;
• «Легко ли научить иностранца говорить по-русски?»;
• «Казусы юриспруденции».
Запомнились лицеистам и мастер-классы:
• Marshmallow challenge;
• ЕГЭ без стресса;
• Instagram для учебы.
Особой интерес был к занятиям с носителями иностранных языков Валери Марта (Италия) и Али Акилом (Иран). Также школьники получили необычную возможность — попробовать выучить три экзотических языка за короткий срок: корейский, китайский, арабский. По каждому языку было организовано микрообучение по 10 минут, в процессе которого лицеисты овладели базовыми речевыми клише для элементарной межкультурной коммуникации.
«Час науки»
«Час науки» для учеников школы № 79 им. Н. А. Зайцева провели преподаватели НГТУ им. Р. Е. Алексеева и сотрудники ПАО «Завод «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК). Преподаватель кафедры «Кораблестроение и авиационная техника» НГТУ Андрей Себин провел с ребятами занятие на тему «Летающие ледоколы». Также школьники познакомились с мини-сериалом «Понятная наука» и иными информационными материалами, подготовленными организаторами встречи. О проектах предприятия, в том числе о пассажирском лайнере «Мустай Карим», первом построенном в России судне такого типа за 60 лет, школьникам рассказал главный конструктор завода Сергей Смирнов.
Школа № 79 Сормовского района Нижнего Новгорода носит имя нижегородского конструктора-кораблестроителя Николая Алексеевича Зайцева, который принимал участие в создании судов на подводных крыльях и был отмечен орденом Трудового Красного знамени, Ленинской премией. В 2019 г. НГТУ совместно с ОСК и заводом «Красное Сормово» подписали соглашение о создании в школе инженерно-судостроительных классов. При поддержке НГТУ и Нижегородского детского речного пароходства школьники участвуют в программах дополнительного обучения, в профориентационных мероприятиях и проектах корпорации, а на заводе «Красное Сормово» проходят базовый курс по производственной системе ОСК и знакомятся с судостроительным производством.
Подготовлено по материалам пресс-служб учебных заведений и портала «Научная Россия». Фото с сайтов НИУ ВШЭ — Нижний Новгород и НГСХА