Проект «Умный город» создан в 2013 г. Первым городом, где он заработал, стала Москва, и со временем он распространился на десятки мегаполисов России. В Нижнем Новгороде проект на правах филиала успешно развивается с 2018 г.
— Каждая программа представляет собой краткий курс знаний и серию опытов и экспериментов по какому-либо из разделов химии, физики, биологии, медицины, археологии и других наук, — рассказал сооснователь образовательного проекта «Умные города. Sciencely» Михаил Каптюг. — Наши программы разрабатывают и проводят научные сотрудники и студенты профильных специальностей крупнейших вузов (применительно к Нижнему Новгороду — представители московских и нижегородских вузов). При этом мы не позиционируем себя как образовательные курсы для детей в возрасте 9-14 лет и отмечаем, что никого не учим. Дело в том, что за два часа научить ребенка химии невозможно. Наша задача — заинтересовать его. Все учителя химии жалуются, что программа составлена таким образом, что детям неинтересно, а мы стараемся сделать эту красивую, но сложную науку доступной для них с учетом наших фишек.
Первая из них — это оригинальность. В химии есть десяток опытов, которые гарантированно вызывают детский восторг. Их можно посмотреть в ближайшем торговом центре или на дне рождения друга, а у нас эти опыты гораздо интереснее. Вторая — интерактивность. Юные исследователи должны выполнять опыты своими руками, а не смотреть, как это делает ведущий. Третья — понятность действий. Проведение детьми опытов не должно становиться самоцелью: это лишь способ понять, как проходят те или иные процессы. В результате ребенок имеет возможность собственноручно провести опыты в химлаборатории: осуществить, например, экстракцию и фильтрование, познакомиться с химическими свойствами некоторых элементов. Четвертая — домашнее задание. Увлекательно провести два часа в выходной день — это уже немало, но нам хочется дать школьникам больше. Поэтому каждый участник уносит с собой химический набор для домашних экспериментов и инструкцию с объяснениями.
И пятая фишка — программа для родителей. Для того, чтобы мамам и папам было что обсудить с детьми после программы, мы рассказываем родителям много интересных историй из научного мира, причем интерактивный формат изложения позволяет им освежить интеллектуальный запас. Кроме живых выступлений на программах, родители могут поучаствовать в онлайн-викторине «Умный четверг», проводимой каждый последний четверг месяца. Необычным был «Умный четверг» 31 марта — в тот день организаторы проекта подготовили для взрослых вопросы о науке и литературе: насколько хорошо знал химию писатель Артур Конан Дойль, как работает блинная теория возникновения кратеров из книги «Незнайка на Луне» и какова точность описания северных пейзажей писателем Джеком Лондоном. В Нижнем Новгороде программы для родителей проводит к.х.н., доцент Университета Лобачевского Евгений Буланов.
По словам Михаила Каптюга, 14-15 мая и 21-22 мая в «Умном Нижнем» стартует Большая медицинская программа, участники которой пройдут курсы молодого врача по трансплантологии, нейрохирургии, абдоминальной хирургии и педиатрии. Каждый курс — это путь от постановки диагноза до восстановления пациента, то есть работа от сбора анамнеза и лабораторных обследований до проведения полноценной операции и реабилитации больного с назначением медикаментозного лечения. На программах будут использованы реалистичные макеты и медицинское оборудование. Разработаны программы практикующими врачами, а заниматься с детьми будут ведущие «Умного Нижнего» в Приволжском медицинском университете.
29 мая для владельцев абонемента «Зима – весна 2022» состоится квест-экскурсия.
А в июне нижегородских ребят ждут Летние городские лаборатории по биологии и химии. Они откроются в семейном клубе живого образования «Крылья». Программы разработаны как идеальный баланс лабораторной и полевой практики: до обеда подростки под руководством преподавателей будут проводить научные исследования, а на вторую половину дня намечены игры, квесты, экскурсии и гостевые занятия в смежных отрядах.
Биологические отряды (13–17 июня для ребят 9–11 лет и 20-24 июня для ребят 11–14 лет) — это смены для тех, кто хочет разобраться в живой природе. Пищевые цепи, функциональные компоненты экосистем, лимитирующий фактор — такие термины станут понятными каждому. За пять дней в биологическом отряде юный биолог сможет построить теплицу, создать «Умные грядки», чтобы заняться выведением новых видов растений и улучшением старых; научится искать жизнь в воде и, в случае необходимости, ее там создавать; разберется в видах брожения, произведет модификацию микроорганизмов и запустит микробиологическое производство.
В химических отрядах (13–17 июня для ребят 11–14 лет и 20–24 июня для ребят 9–11 лет) может будет погрузиться в мир химических технологий и заняться синтезом соединений, без которых нельзя представить жизнь современного человека. За пять дней юный химик узнает, из чего состоит все вокруг и как это многообразие веществ изучить; изобретет химические ловушки и пометит купюры достоинством в 100 сов люминесцентными составами; восстановит испорченные картины, синтезировав свои собственные красители; научится снимать отпечатки пальцев и ног, найдет химический след и пройдет по нему. Пять дней занятий в лабораториях не заменят, конечно, пять лет учебы на химфаке, но точно помогут разобраться с тем, как взаимодействуют разные соединения, освоить правила работы в лаборатории и познакомиться со всевозможным оборудованием.
Не менее интересными были естественнонаучные программы по химии, биологии и археологии, прошедшие для ребят 7–10 и 10–14 лет в «Умном Нижнем» в середине апреля на площадке Нижегородского научно-информационного центра.
Участники программы «Неорганическая химия» могли познакомиться с физическими и химическими свойствами металлов и выяснить, как человек может их использовать; помогали горнодобывающему региону обнаружить месторождение медной руды и превратить ее в металл; сравнивали активность металлов, проводили геохимический анализ керна и получали медь в чистом виде.
По программе «Биология млекопитающих» дети узнали про основные методы зоологических исследований и научились азам реабилитации диких животных; на два часа стали сотрудниками центра реабилитации медведей и помогали лесничему выходить медвежат; проанализировали слепки следов, оценили численность популяции медведей, провели ветеринарный осмотр окрепших медвежат и научились выхаживать новорожденных детенышей — от подготовки искусственных берлог до создания молочной смеси нужной температуры.
Очень интересной была программа «Археология». Подростки выяснили, как естественные науки помогают археологам восстанавливать ход истории; произвели раскопки на территории района, где планируется строительство промышленных зданий, и спасли от уничтожения объекты, представляющие историческую ценность; освоили методы очистки и консервации образцов дерева, керамики и ткани, убедились в подлинности найденных артефактов и узнали, кто ими владел.
Кстати, учиться задавать вопросы, придумывать гипотезы и проводить эксперименты в «Умном Нижнем» могут не только дети 9-14 лет. Начинать знакомство с наукой можно с пяти лет. Для пяти- и шестилеток разработана программа «Естественная наука». Ребята узнали, как образовалась наша планета и когда на ней появились первые растения и животные, отправились в увлекательное путешествие по истории Земли вместе с динозавром, чтобы найти его сородичей, сделали слепок окаменелости растения, с помощью химической реакций определили, есть ли в воде кислород для дыхания, и откопали кость динозавра.