Проблема ранней профориентации была обозначена Президентом РФ в его послании к Федеральному Собранию в 2018 г. По мнению директора колледжа Валерия Ивановича Ерикова, противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных кадрах возможно устранить совершенствованием и обновлением практики «взращивания» с дошкольного возраста личности, способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека.
Традиционно целью ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к миру профессий и уважение к труду взрослых.
Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом. Дошкольные образовательные учреждения всегда серьезно и глубоко занимались вопросами профориентации, используя разнообразные формы и методы. Но развитие современного общества требует новых подходов. Сегодня идет поиск новых форм работы, новых методик. Профессиональная ориентация дошкольников — это широкое поле деятельности не только для педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальной школы.
Хорошо, что в Нижегородской области такая система складывается на основе взаимодействия муниципальных управлений образования (детские сады и школы) и системы среднего профессионального образования.
Городецкий Губернский колледж начал поиск современных подходов к решению проблемы многоуровневой профориентации в рамках профессиональной образовательной организации в 2016 г. на основании приказа регионального министерства образования «Об утверждении концепции многоуровневой профессиональной ориентации в Нижегородской области». Результатом работы педагогического коллектива за 2016 –2017 гг. стало открытие на базе колледжа инновационной площадки «Реализация системы многоуровневого профориентационного образования в рамках профессиональной образовательной организации». Руководство этим проектом осуществлялось д. п.н., профессором, главой проектно-сетевого центра образования специалистов НИРО Юрием Николаевичем Петровым и д. п.н., профессором, деканом факультета профессионального технологического образования НИРО Алексеем Юрьевичем Петровым. В основу новой системы профориентационной работы легла идея о том, что на различных возрастных этапах становления личности профориентационное образование использует отличительные формы, методы и средства, ведущие к осознанному выбору профессии.
В процессе работы инновационной площадки коллектив колледжа сотрудничал с Казанским педагогическим колледжем, Гатчинским педагогическим колледжем им. К. Д. Ушинского (Ленинградская область), Красноярским педагогическим колледжем № 2, Институтом среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского (Москва) и Педагогическим колледжем из города Набережные Челны. Зародилась идея о проведении конкурса профессионального мастерства с дошкольниками. Творческая группа преподавателей разработала проект «Реализация деятельности по ранней профориентации дошкольников с использованием международных стандартов WorldSkills в рамках практико-ориентированной подготовки специалистов». Итогом большой работы стал конкурс BabySkills. Активными участниками проекта BabySkills стали не только студенты и преподаватели, но и дети дошкольного возраста, а затем младшие школьники, воспитатели и учителя, родители и руководители детских садов и школ.
Сегодня в системе образования ведется активная работа по профориентации, но отличительной особенностью проекта BabySkills стал инновационный формат работы с детьми на основе ранних профессиональных проб по различным компетенциям движения WorldSkills («Молодые профессионалы»).
Разработав новый формат ранней профориентации, колледж стал инициатором проведения первого районного конкурса ранних профессиональных проб BabySkills в формате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) с целью получения детьми дошкольного и младшего школьного возраста начальных навыков (skills) профмастерства в разных сферах деятельности. Конкурс состоялся в марте 2018 г. на базе колледжа с участием 35 детей из 21 образовательного учреждения и проходил по двум компетенциям: поварское дело, строитель. В апреле 2018 г. на базе колледжа состоялась научно-практическая конференция по итогам деятельности инновационной площадки, где была дана положительная оценка конкурса BabySkills.
В декабре 2018 г. колледжем была проведена международная научно-практическая конференция «Многоуровневое профориентационное образование: современные вызовы и перспективы в условиях системы среднего профессионального образования» с участием представителей Белоруссии, Казахстана, Польши и Чехии. Эксперты подтвердили актуальность и эффективность проекта BabySkills.
В 2019 г. колледжем был открыт Полигон ранних профессиональных проб. В марте на его базе состоялся межрайонный конкурс BabySkills с участием 32 образовательных организаций Городецкого, Балахнинского и Чкаловского районов по компетенциям: поварское дело, строитель, роботехника, графический дизайн. Конкурсные задания были адаптированы к стандартам WorldSkills Russia и составлены с учетом возрастных особенностей детей.
В ноябре 2019 г. Полигон ранних профессиональных проб стал площадкой проведения Первого областного чемпионата BabySkills. В нем приняли участие 55 дошкольников и младших школьников из 13 муниципальных районов и городских округов, а также 16 преподавателей колледжа (экспертов WorldSkills Russia), которые оценивали мастерство ребят. Участников сопровождали 55 наставников. Ребята состязались по шести компетенциям: поварское дело (18 человек); робототехника (девять человек); строитель (пять человек); ресторанный сервис (11 человек); графический дизайн (шесть человек); речной транспорт (шесть человек). Время выполнения задания составляло 15–20 мин. В каждой компетенции жюри выделило трех призеров, но все без исключения дети стали победителями в своих номинациях, получив дипломы и подарки. Помимо заданий для ребят были подготовлены развлекательная программа и мастер-классы по профессиям, которым можно обучиться в колледже. Опыт работы педагогического коллектива колледжа лег в основу учебно-методического пособия «Реализация системы работы по ранней профориентации в рамках профессиональной образовательной организации».
В ноябре 2020 г. на базе колледжа прошел Второй областной чемпионат BabySkills. В нем приняли участие 156 конкурсантов из 11 районов и семи городских округов региона, 156 наставников из образовательных организаций, 18 преподавателей колледжа и восемь студентов колледжа — призеров областного чемпионата «Молодые профессионалы». В шести компетенциях состязалось 105 воспитанников из 60 дошкольных образовательных учреждений и 51 учащийся из 23 нижегородских школ.
Областные чемпионаты состоялись при поддержке министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, регионального координационного центра движения «Молодые профессионалы» и под патронажем Уполномоченного по правам ребенка в Нижегородской области Маргариты Валерьевны Ушаковой.
Сегодня BabySkills — это многогранное событие Нижегородской области, где встречаются руководители государственных органов и образовательных учреждений, педагоги, родители, студенты и дети. Кроме того, BabySkills дает возможность показать уровень воспитательной работы образовательных организаций, создает условия для стимулирования педагогического труда и профориентационной работы с детьми.
Следующей ступенью в инновационной профориентационной работе колледжа стало проведение районного конкурса «ТЕХNОпрофи» с обучающимися 5–8 классов школ Городецкого муниципального района. На базе мастерских колледжа ребята демонстрировали мастерство по трем компетенциям: облицовка плиткой, поварское дело, ремонтные работы в быту.
— Чемпионат BabySkills и конкурс «ТЕХNОпрофи» — это инновационный формат ранних профессиональных проб, в ходе которого у детей происходит формирование первичного успешного профессионального опыта на основе их включения в доступные виды деятельности, что является основой самоопределения в мире профессий, — дополняет Валерий Иванович Ериков.