Для российской науки в Москве были подведены итоги V Всероссийской премии «За верность науке». В Международный год Периодической таблицы химических элементов оргкомитет премии учредил спецноминацию «Популяризация химии»
Награждение лауреатов V Всероссийской премии «За верность науке» состоялось 4 февраля в здании Минобрнауки РФ. 11 научно-просветительских проектов были отмечены престижной наградой и получили денежное вознаграждение. В церемонии награждения приняли участие помощник Президента РФ Андрей Фурсенко, Министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков, Министр просвещения РФ Ольга Васильева, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий и президент РАН Александр Сергеев.
«За верность науке» — очень правильное название конкурса. Наука — вещь абсолютно необходимая, важная и определяющая для развития любой страны и общества. Помимо всего прочего, это очень красиво. Люди, которым довелось почувствовать науку, никогда не смогут расстаться с ощущением этих лучших моментов своей жизни. И лауреаты премии, победители и все те, кто сумел красиво показать — как интересно заниматься наукой, как много это значит, — достойны самой лучшей награды», — отметил Андрей Фурсенко.
«Премия является очень важным событием, она объединяет разных людей. Очень здорово, что у нас есть исследователи, которые активно работают по различным направлениям, и очень радостно, что есть те, кто об этом может рассказать разным поколениям. Эта премия объединяет всех, она рассказывает о том, как делается наука, она призвана привлечь молодежь в эту интереснейшую сферу деятельности, рассказать людям старшего поколения о том, чем мы можем гордиться, и мы должны по праву делать это постоянно», — подчеркнул Михаил Котюков.
«Популяризация науки сегодня — это будущее нашей науки завтра. Дело в том, что сейчас перед Россией стоят большие планы развития по пути научно-технологического прогресса. Мы в ближайшие годы должны обеспечить существенный приток молодежи в науку. Для того, чтобы это сделать, мы должны мотивировать и наших ребят, начиная еще со школы, и учителей, и родителей. Поэтому популяризация науки — это для всех. И в том числе для ученых. Потому что если ученые смогут популярно и доходчиво объяснить то, чем они занимаются, то в этом случае получается настоящая популяризация науки. И в этом я вижу большую задачу для РАН», — пояснил Александр Сергеев.
В связи с объявлением 2019 г. Международным годом Периодической таблицы химических элементов в честь 150-летия открытия великим российским ученым Дмитрием Ивановичем Менделеевым Периодического закона химических элементов оргкомитет премии учредил специальную номинацию «Популяризация химии». Лауреатом в ней стал кандидат химических наук, доцент Химического института им. А. М. Бутлерова КФУ, научный журналист и популяризатор химии Аркадий Курамшин, постоянный автор журнала «Химия и жизнь», порталов elementy.ru, Chemport.ru, ведущий еженедельной рубрики «Радиокафедра» на БИМ-радио Казань. В 2018 г. он написал книгу о Таблице Менделеева, которая была выпущена издательством АСТ. Экспертный совет оценил его труды и отметил премией «За верность науке». «Сегодняшняя премия — это торжество науки. Отрадно, что весь мир отмечает Международный год Периодической таблицы химических элементов. Это вызывает особую радость и гордость. Я убеждена, что номинанты разделяют фразу Дмитрия Менделеева: «Когда-то предрассудки должны стать правдой». Особенно отрадно, что несколько номинаций премии посвящены детям. Действительно, без начального этапа в школе, когда человек только делает свой выбор, когда определяет себя как будущего исследователя, без нашей помощи ему вряд ли получится стать большим ученым», — добавила Ольга Васильева.
Помимо спецноминации за популяризацию химии, в этом году была также учреждена номинация «КЛАССная наука», направленная на популяризацию науки в школах. Лауреатом в ней стал проект «Микрокосмос» Анатолия Михальцова, педагога из Омска. Это исследовательская лаборатория для школьников на базе омского Центра дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр». В лаборатории «Микрокосмос» учащиеся получают знания о микромире и методах его исследования и создают научные фотоработы.
Лауреатом спецпремии «Прорыв года» стала глобальная просветительская акция «Открытая лабораторная». За три года существования «Открытая лабораторная» стала крупнейшим мероприятием по проверке научной грамотности населения. Уже 9 февраля состоится следующая акция, она пройдет в 30 странах мира. Организаторы ожидают, что в этом году в ней примут участие более 100 000 человек.
Лучшей радиопередачей о науке признана еженедельная программа «Ученый свет». Она уже три года выходит в эфире станции «Говорит Москва», а создали ее выпускники МГУ им. М. В. Ломоносова Андрей Бычков и Вера Грибанова. Гостями программы стали ведущие ученые и популяризаторы России, в числе которых физиолог из МГУ Вячеслав Дубынин, ученый-популяризатор Александр Панчин, профессор МГУ, палеонтолог Андрей Журавлев, научный журналист Ирина Якутенко и другие.
В номинации «Лучшая телевизионная программа о науке» лауреатом стала программа «Гамбургский счет». Еженедельно в эфире телеканала ОТР научный журналист Ольга Орлова раскрывает, как видят мир интеллектуалы. Основные цели телепередачи — популяризация естественно-научных, точных, гуманитарных и общественных наук, а также борьба с лженаукой. За пять лет существования передачи в эфир вышло более 170 выпусков, которые также доступны в записи на платформе Youtube.
«Лучшим периодическим изданием о науке» стал старейший в России просветительский журнал «Наука и жизнь». Первый номер вышел в 1890 г., а с 1934 г. журнал издается без перерывов. Материалы журнала охватывают все направления современной науки, для юных читателей существует рубрика «Ума палата». Авторы «Науки и жизни» — зачастую практикующие специалисты из разных областей и ведущие ученые. Издание «Наука и жизнь» стало лауреатом премии уже второй раз.
Лучшим «Онлайн-проектом о науке» признан новостной научно-популярный портал N + 1. Он стал одним из самых популярных научно-популярных цифровых медиа: ежемесячно на портал заходят два миллиона уникальных посетителей. По данным Медиаметрики, N + 1 также является самым цитируемым в своей нише онлайн-изданием. Редакция портала уверяет, что они пишут о том, что происходит в науке, технике и технологиях прямо сейчас. Проект N + 1 был запущен в 2014 г., его создал научный журналист, медиа-менеджер, сотрудник механико-математического факультета МГУ Андрей Коняев. С 2018 г. главным редактором портала является Илья Ферапонтов. Как и журнал «Наука и жизнь», портал N + 1 cтал лауреатом премии «За верность науке» второй раз.
В номинации «Лучший детский проект о науке» победил российский анимационный сериал «Фиксики», созданный в жанре edutainment (обучение через развлечение). Цель проекта – формирование у детей 4–6 лет научной картины мира и популяризация научных знаний. В каждую серию «Фиксиков» включено две обучающих мультипликационных врезки, которые объясняют детям основы естественных наук и истории изобретений. Премьера мультсериала состоялась в 2010 г., а к настоящему времени отснято 146 серий. Мультсериал был показан в эфире телеканалов свыше 60 тысяч раз, число просмотров на официальном канале Youtube превышает 4,6 миллиарда. Руководит проектом с момента его основания Георгий Васильев, идея создания принадлежит Александру Татарскому. В основу мультсериала легла сказочная повесть Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки».
«Лучшим проектом о науке в соцсетях» жюри выбрало Vert Dider. Команда этого проекта создает, переводит и озвучивает научно-популярное видео: и короткие анимационные ролики, и многосерийные курсы мировых ученых. В 2017 2018 гг. проект подготовил курсы с голландским астрофизиком Уолтером Левиным и нейробиологом Стэндфордского университета Робертом Сапольски. Проект Vert Dider существует в соцсетях ВКонтакте, Youtube, facebook, Instagram, Twitter. Видео проекта набирают сотни тысяч просмотров, твиты и посты читают десятки тысяч человек.
В номинации «Лучший научно-популярный проект года» победила «Курилка Гутенберга». Авторы называют свой проект «мультиформатным просветительским проектом на некоммерческой основе». За четыре года команда проекта провела более 500 научно-популярных и культурных мероприятий в 41 городе России, Беларуси и Чехии, которые посетили свыше 50 000 человек. Для вовлечения молодежи проект активно занимается популяризацией науки в соцсетях. Авторы смонтировали и выложили в сеть более 600 научно-популярных лекций, суммарное число просмотров которых превышает 3 000 000.
В номинации «Лучшая фоторабота о науке» лауреатом стал необычный мультимедийный проект «Наука в формате 360°». Его авторы — пресс-служба Российского научного фонда — посетили ведущие лаборатории 16 российский организаций из семи регионов страны. «Наука в формате 360°» — это сборник виртуальных туров, состоящих из сферических панорамных снимков, в которые интегрированы различные форматы информации (аудио, фото, видео, текст). Уже сейчас на портале проекта доступны виртуальные по 20 лабораториям.