Траектории будущего

Целями форума стали выстраивание активного диалога с молодежью, желающей связать свое будущее с наукой, обсуждение задач молодежной политики с руководителями вузов и вовлечение школьников в реализацию национальных проектов. Студенты со всей страны и учащиеся базовых школ РАН Нижегородской области принимали участие в научной конференции и постерной сессии, слушали лекции и посещали круглые столы, а представители Министерства науки и высшего образования РФ, РАН, вузов, молодежных общественных организаций и другие участники деловой программы форума обсуждали вопросы развития отечественного образования и привлечения в науку молодых кадров.

* * *

О перспективах развития и использования центров компетенций платформы «Россия — страна возможностей» ректоры вузов рассказали на стратегической сессии АНО «Россия — страна возможностей». Модератором сессии выступил руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия — страна возможностей» Дмитрий Гужеля.

В апреле в Сочи на всероссийском проектном семинаре «На одной волне с университетами» АНО «Россия — страна возможностей» подписала 35 соглашений о сотрудничестве с ведущими российскими вузами и университетами. До конца 2021 г. планируется открыть не менее 20 центров компетенций на базе ведущих российских университетов. В них будет создана процедура оценки и построения профилей управленческих и деловых компетенцией для студентов, которые обратятся в такие центры.

«Центры компетенций будут реализовать лучшие практики оценки ведущих проектов платформы, в том числе конкурса «Лидеры России», и различные проекты индивидуализации обучения. Студенты смогут пройти тестирование по оценке своих компетенций в лидерских и управленческих областях, получить рекомендации по их улучшению и развитию, а также индивидуальный «маршрут» образовательной траектории, который будет разработан совместно с вузами. По итогам индивидуальных образовательных программ студенты смогут получить соответствующие документы, которые будут приниматься работодателями», — рассказал Дмитрий Гужеля.

На сегодняшний день собрано 87 заявок от университетов на создание таких центров оценки компетенций. «Владимир Путин поставил перед АНО «Россия — страна возможностей» задачу по отработке механизмов оценки управленческих и надпрофессиональных компетенций у студентов российских вузов. И наш первый шаг — договориться об одной онтологической базе, чтобы и вузы, и работодатели, и студенты коммуницировали на одном языке. Для реализации проекта будет создана «дорожная карта», сформирован научно-координационный совет, в который войдут и представители Минобрнауки, и РАН, и крупные работодатели, и университеты, и институты развития. В начале июля мы отберем из заявок 20–25 центров, и у нас будет ровно год, чтобы последовательно все это проработать», — отметил спикер.

О проектах и конкурсах АНО «Россия — страна возможностей» и других направлениях работы с вузами сообщил заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» Антон Сериков. Одна из ключевых задач этой платформы — выходить в регионы, искать интересные вузовские практики оценки компетенций и работы с талантливой молодежью. «Центры компетенций — это не то, чем можно ограничиться в работе с вузами. У участников наших конкурсов сформировались портфолио, которые находятся на нашей платформе. Идея в том, чтобы у каждого ректора был личный кабинет, чтобы он мог мониторить и успехи своих студентов, и их перспективы. Трек развития, созданный на платформе rsv.ru, увеличит число таких портфолио. У нас будут личные кабинеты у губернаторов, ректоров, крупных работодателей. Каждому будет выгодна такая история. Важно говорить не только про портфолио студентов: мы готовы оценить и кадровый резерв образовательных организаций для упрощения принятия кадровых решений ректорами», — пояснил Антон Сериков.

По его мнению, молодым ученым важно быть активными не только в науке, но и пробовать себя в смежных направлениях, проверять свои навыки и главное — участвовать в необычных конкурсах. «Например, научное предпринимательство — это то, что мы ждем от молодых ученых попыток внедрить свои разработки: чтобы они не просто хранились в столе, а реально работали. Мечта любого ректора — чтобы каждый второй дипломный проект становился в том или ином виде стартапом. Есть высокая наука, которую сразу не превратишь в разработки, но хотя бы часть ребят должны видеть, как плод их интеллектуальной деятельности можно применить в жизни. Главный месседж: чтобы ребята не замыкались на своих кафедрах и лабораториях, а смотрели шире», — добавил Антон Сериков.

Участники сессии обсудили пути развития центров компетенций АНО «Россия — страна возможностей», наличие аналогичных практик и что стоит взять для их максимально эффективной работы. «Что касается связи, то хорошим примером является Росмолодежь с ячейкой в каждом городе. Самый быстрый вариант взаимосвязи — через личный кабинет узнавать о возможностях и конкурсах. Что касается активизации центров компетенций — э?? то о том, какие ценности у молодежи, чтобы их пропагандировать. Призыв непреложной истины — сsoft skills?тать крутым профессионалом. Добавочные компетенции, soft skills — это еще большие профессионалы. Это выращивание новой молодежи. У нас есть проект по стартапам Start-Up Vision. Он еще не запущен. Он представляет собой полный конгломерат — поддержка, сопровождение, финансирование стартапов. Мы можем стать пилотной площадкой для дальнейшего масштабирования. Задача — увеличить количество стартапов. Наш проект «Карьерный навигатор» собрал в этом году 400 тысяч слушателей. Это хорошая платформа для общения выпускников с работодателем. Считаю, что нужна площадка, где ректоры, ответственные за новую молодежную политику, могли бы общаться на единой площадке», — заявила ректор Университета Лобачевского Елена Загайнова.

По словам ректора МАДИ Андрея Келлера, главная задача центров компетенций — понимание оценки надпрофессиональных навыков и доведение этих навыков совместно с университетами. «Я как финалист конкурса «Лидеры России» могу сказать, что характеристика, данная мне, на 100 процентов совпадает с реалиями. Для меня как для ректора интересен вопрос личного кабинета на платформе «Россия — страна возможностей»: информация о сотрудниках и те рекомендации, которые им предоставляют. На повестке дня — наука и молодежь, понимание траектории будущего в научной деятельности. Центры для оценки компетенции и такой среды очень полезны для принятия управленческих решений», — прокомментировал он.

По мнению ректора Астраханского госуниверситета Константина Маркелова, проект центра компетенций от АНО «Россия — страна возможностей» — это некий механизм, который позволяет выстроить работу напрямую с бизнесом не только для студентов, но и для преподавателей.

«Моя мечта как ректора — догонять своих преподавателей в новых идеях, чтобы они бежали вперед меня, а не я тянул их за собой. Например, мы собрали инженерный совет с инженерами «Лукойла», преподавателями и студентами. Оказалось, они говорят на разных языках. Центр компетенций должен выявить пробелы в компетенциях, чтобы стать востребованными в бизнесе в каждом регионе. Через 10 дней мы проводим форум «Каспий 2021» по разным трекам. Такие площадки как раз и выявляют новые идеи. И центр компетенций будет тем механизмом, который позволит нам создать это соединение. Иначе мы будем выпускать невостребованных специалистов. Бизнес их будет переучивать под себя, а научные исследования будут либо неприменимы, либо не востребованы бизнесом. Соответственно, не будет финансирования. Еще один момент — обратная связь. Она очень важна для каждого молодого исследователя и студента. Центры компетенций в этом помогут», — поделился мнением ректор.

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова СВФУ одним из первых поддержал создание центров компетенций в регионах. «Об этих центрах мы говорили еще на форуме «Университеты и развитие геостратегических территорий РФ», который состоялся в марте в нашем университете. Там прошла дискуссия, посвященная этой теме, и я благодарен Дмитрию Гужеле, который лично провел ту стратсессию. Далее разговор продолжился в Сочи, и в начале мая было объявлено о создании в Российской Федерации центров компетенций. Здесь же мы наметили первые шаги. Например, прозвучала мысль о создании личных кабинетов ректоров. Вероятно, через кабинеты включенных в этот проект мы сможем в режиме реального времени оценивать компетентность всех, кто загрузил свои портфолио. Зная траектории и треки, по которым они желают развиваться, у нас появится возможность сделать предложения участникам для совместной работы со студентами. Предполагаю, что большинство ведущих региональных вузов поддержат проект. В нашем случае мы двумя руками «за». Уверен, что на северо-востоке СВФУ станет драйвером и лидером развития центров компетенций», — заверил ректор СВФУ Анатолий Николаев.

Свою позицию обозначил и ректор Московского энергетического института Николай Рогалев: «Многие коллеги говорили о центре компетенций как о возможности некой линейки замеров, но это не всегда достигает цели. Мы такими замерами занимаемся постоянно. Центр компетенций в тандеме с выбранными вузами поможет создать хороший инструментарий для оценки soft skills. Экономика сдвигается в сторону умственного труда. Мягкие компетенции приведут к повышению производительности труда. Это приводит и к росту благосостояния, карьерным траекториям, авторитету и востребованности на рынке. Предпринимательство в условиях четвертой промышленной революции приводит к тому, что университеты становятся источниками продуктов. То, что делается в университетах с точки зрения науки и связи с реальным сектором экономики, — это тоже то, о чем мало раньше говорили».

Опытом работы с работодателями и реальным сектором экономики поделился и ректор Самарского государственного медицинского университета Александр Колсанов: «На протяжении последних лет семи мы работаем над формированием новой отрасли экономики — на стыке медицины и новых технологий. Уже создано около полутора десятков продуктов. Получены лицензии на реализацию этих продуктов, есть сетевая программа подготовки. Есть цель сформировать новые диссоветы, в том числе по биоинформатике. Работа с реальным сектором экономики является для нас приоритетом. Второе — точками сборки могут стать НОЦ мирового уровня. В Самаре такой НОЦ есть. Думаю, точки сборки тоже могут происходить именно на стыке областей».

По мнению первого проректора Национального исследовательского техноло­гического университета «МИСиС» Сергея Салихова, с оценками компетенций нужно быть очень аккуратными: «Нужно подумать, посмотреть на тренинговые истории, опыт, что уже есть у вузов, которые развивают межпредметные компетенции. Мы в прошлом году запустили такой научный межвузовский конкурс с условием участия в нем студентов из разных институтов, чтобы получать межпредметный проект. Самое главное, что молодые люди готовы вложить в свои резюме новые компетенции, которые у них возникли в результате участия в этом проекте».

* * *

Участники панельной дискуссии «Doing science: наука молодых» обсудили развитие наставничества в науке. Как отметил президент РАН Александр Сергеев, в советское время движение молодого ученого по карьерной лестнице через университеты и научные институты было почти автоматическим. В современных условиях траектория карьеры должна быть для молодежи не менее привлекательной. «Мы предлагаем начинать со школы. Качество студента на выходе из университета не улучшается. Мы были свидетелями этого процесса в 90-е годы и нулевые. Многие спрашивают у университетов: кого вы учите? А университеты кивают на школу: кого вы к нам привели? Нужно обратить внимание на ценности, которые есть в нашей стране и которые нас объединяют: толерантность, освоение и покорение пространства. А еще хочется, чтобы нас объединяла ценность науки, об этом и надо рассказывать в школе. У нас есть школы, с которыми мы взаимодействуем. Сопровождение молодых людей со школьной скамьи — это одна из задач РАН. Кроме того, нам надо поднимать престиж и статус учителя», — прокомментировал президент РАН.

Большое значение работы в школе отметила и министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова. По ее словам, Нижегородская область является уникальным регионом, где выстроена и эффективно функционирует вся цепочка элементов научно-исследовательской карьеры: от детских образовательных пространств «Кванториум», IT-кубов и Точек роста, школ РАН и создаваемого в Балахне Специализированного учебно-научного центра до университетов и академических институтов, которые входят в систему Нижегородского научно-образовательного центра.

«На каждом этапе пути в науку мы применяем модель наставничества, которая делает карьерную траекторию молодого ученого бесшовной. В школе дети получают наставников в лице молодых ученых, студентов вузов. В университетах с молодежью занимаются доценты. Доценты включены в серьезные исследовательские проекты, которые реализуются в том числе с участием Российской академии наук. Это единая, интегрированная на всех уровнях система, которая работает с пятого-шестого класса, когда начинается ранняя профориентация. И важно, чтобы дети, полюбившие науку, увлеклись исследованиями в средней школе и в дальнейшем не потеряли интерес. Там, где нам удается это сделать, ребята становятся наставниками младших школьников, модель наставничества начинает поддерживать саму себя и питает благоприятную среду для становления будущих ученых», — заявила Ольга Петрова.

Тему взаимодействия организаций общего и высшего образования поддержала Елена Загайнова. «Преподавателей университета нужно готовить к тому, чтобы они спускались на уровень школ. Если мы хотим получить в университет хорошего абитуриента, преподаватели университета, которые могут доходчиво рассказывать молодым, как здорово быть в науке и как здорово быть ученым, должны приходить к школьникам 8–11 классов. В это время они определяются, у них горят глаза, и главное — не упустить этот момент. Именно на этом построены Специализированные учебно-научные центры. Там не только базовая школьная программа с лучшими учителями, там со школьниками работают лучшие исследователи вузов», — пояснила она.

Замдиректора департамента государст­венной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки РФ Александр Ведехин рассказал о мерах поддержки молодых ученых, реализуемых в настоящее время: «Это, например, программа «Сириус», в рамках которой студенты получают зарплату за проектную работу со школьниками. Этот год пилотный. Мы выстраиваем мостик между школьниками и студентами через наставничество. Это студенческие научные общества. Мы проводим конкурс, по результатам которого такие общества получают дополнительные ресурсы. Дорожная карта по данному направлению включает 18 мероприятий, в том числе методическую и методологическую поддержку. Действует программа «Наука», которая подразумевает трудоустройство выпускников в вузы и научные организации, что способствует увеличению доли молодых исследователей в общей доле ученых. Кроме того, мы хотим пересмотреть программу жилищных сертификатов, понизить входной барьер, чтобы задержать большее число молодых ученых в науке. В целом министерство работает над тем, чтобы нивелировать имеющиеся препятствия, обеспечить приток молодых ученых и разработок».

Председатель общероссийской общест­венной организации «Российский союз молодежи» Павел Красноруцкий подчеркнул важность популяризации науки среди молодежи. «Эта работа должна быть системной. Нынешний год должен дать хороший импульс. Должен быть внутренний «движ» — друга от друга в том числе, когда молодежные научные сообщества соревнуются между собой. В рамках «Студенческой весны» мы договорились с Министром науки и высшего образования России Валерием Фальковым о популяризации молодежной науки на постоянной основе», — сообщил он.

Итог дискуссии подвел один из модераторов панельной дискуссии, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов. «Проблемы и задачи науки обозначены предельно понятно. Нужно признать, что мы не привлечем молодежь в науку, если не будем заниматься популяризацией и продвижением. С молодежью надо работать фокусно, предпринимать конкретные действия, в том числе усиливать материальные стимулы. Поддержка молодых ученых должна начинаться в школе и быть ключевым приоритетом. Надеюсь, конструктивные мнения и предложения, прозвучавшие на форуме, станут основой для принятия решений на уровне правительства России и губернаторов регионов», — подчеркнул Евгений Сженов.

* * *

Путь школьников в науку стал темой круглого стола «Школьники в науке. Специализированные учебные научные центры и базовые школы РАН как драйверы молодежи в науке». Участники обсудили значение Специализированных учебных научных центров (СУНЦ) для вовлечения школьников в науку, роль учителя и особенности методологии преподавания, воспитательный компонент учебно-научных центров, международные практики в организации научной работы. Особое внимание было уделено тому, как российские и международные состязания и конкурсы юных исследователей дополняют функционал СУНЦ и становятся драйверами развития проектной деятельности в школе.

Модератором круглого стола выступил заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов. Он напомнил, что многие лауреаты Нобелевской премии пришли в науку со школьной скамьи. «Свою исследовательскую деятельность они начали в школе. И это оправданно. Ведь наука — дело непростое, строить научную карьеру необходимо в течение длительного времени. Нужно вникать в детали, понимать не только техническую, но и организационную сторону вопроса, знать, как сотрудничать с другими научными группами, чтобы получить ценный результат. Вот почему во всех развитых странах существуют механизмы, которые стимулируют взаимодействие школьников и ученых», — сказал модератор дискуссии.

Он пояснил, что подобные механизмы были и в Советском Союзе, существуют они и сегодня. К ним, прежде всего, относятся СУНЦ, где развиваются различные научные направления. В последние годы количество таких учебных центров возросло.

По мнению Ольги Петровой, организация учебно-научных центров усилит систему образования региона в целом и выведет ее на новый уровень. «У нас уже есть Центр одаренных детей, базовые школы Российской академии наук, лицеи, которые погружают обучающихся в интереснейшую науку и исследования. Эти образовательные организации находятся в Нижнем Новгороде. А теперь благодаря поддержке Минобрнауки России мы создаем уникальное образовательное пространство и в районах области», — рассказала министр.

Президент РАН Александр Сергеев отметил, что СУНЦ — очень важный инструмент вовлечения школьников в науку, доказавший свою эффективность. «В СУНЦ все инструменты обучения синхронизированы. Поэтому эта модель оптимально подходит, если мы занимаемся ориентацией детей на науку. В отличие от обычных общеобразовательных школ, где на предпочтения школьников оказывают влияние родители, интернет, школа и так далее, в СУНЦ определяющим является общение с учителями, правильные программы для обучения, а интернет используется как источник дополнительной информации. Это хорошая возможность увеличить приток молодежи в университеты», — заявил Александр Сергеев.

Елена Загайнова сообщила о создании СУНЦ в Нижегородской области на базе Балахнинского филиала Университета Лобачевского. Учиться в нем смогут дети не только из Нижегородской области, но и из других регионов Приволжского федерального округа. Образовательный процесс стартует в 2021 г. «Мы ждем новых Ломоносовых из дальних уголков, дадим им возможность совершенно по-другому построить траекторию своего развития. У каждого ребенка будет персональный научный руководитель, и задача наших факультетов, преподаватели которых и будут с ними работать, — выстроить личный контакт с каждым, ведь науку эти юные таланты будут делать в университетских лабораториях, будут вливаться в готовые научные коллективы. И эти коллективы должны быть готовы, что к ним придут одаренные ребята. Стартовав в СУНЦ со старших классов, ребята успешно пройдут бакалавриат и магистратуру, окончат аспирантуру и будут успешно защищать диссертации», — сказала Елена Загайнова.

Эффективность работы со школьниками, в том числе в формате СУНЦ, во многом зависит от того, как выстроена образовательная система в целом. «Сегодня около 30 тысяч детей школьного возраста приходят в воскресные школы университетов для получения дополнительной подготовки. Это большой процент доверия со стороны родителей. В СУНЦ обучается около трех тысяч — всего 10 процентов от общего числа проявляющих заинтересованность», — привела данные президент Южного федерального университета Марина Боровская.

По словам директора Научно-образовательного комплекса ИПФ РАН Александра Реймана, одним из элементов такой системной работы являются конкурсы молодых исследователей, которые во всем мире выступают драйверами развития проектной деятельности школьников. Яркий пример — молодежный российский конкурс научно-технических проектов РОСТ Russian Outbreak in Science and Technolog, который дает возможность детям представлять свои работы на мировом уровне.

«Конкурс РОСТ был организован в Нижнем Новгороде в 2008 году благодаря сотрудничеству Института прикладной физики РАН и корпорации Intel. Он стал четвертым российским конкурсом, который попал в международную систему ISEF, и до сих пор остается первым «нестоличным». С 2018 году РОСТ стал проводиться в Иннополисе (Татарстан), и сегодня в нем могут принять участие не только школьники, но и студенты организаций профессионального образования. В 2020 году на РОСТ была подана почти тысяча заявок из 71 региона России. Примечательно, что в организации конкурса большую роль играют компании, что является успешным примером государственно-частного партнерства, важным для развития науки», — отметил Александр Рейман.

Народный учитель Лев Пигалицын, более 40 лет проработавший в школе № 2 города Дзержинска, рассказал, как сумел создать уникальную систему вовлечения школьников в научно-исследовательскую деятельность под названием «Клуб юных физиков», через который прошли более 150 докторов и кандидатов наук.

За три дня площадки Российского форума «Молодежь и наука» посетило около 1400 человек. Гости и участники форума побывали на 30 мероприятиях на четырех площадках. Завершился форум награждением лучших участников научной конференции: на церемонии закрытия были представлены наиболее интересные доклады студентов и учащихся школ РАН. Всего в научной студенческой конференции приняли участие молодые ученые из 14 регионов, для выступления с докладами было отобрано 130 участников.

«В общей сложности в офлайн- и онлайн-режиме форум посетило около 3500 человек из 73 регионов. В их числе — руководство вузов и молодые ученые. Форум позволил обменяться опытом и определить контуры решений по развитию системы высшего образования. Особенно полезной такая работа была для нижегородских участников. Форум дал возможность найти новых партнеров для реализации проектов», — отметил Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Обращаясь к участникам научной программы форума на финальном мероприятии, Александр Ведехин сказал: «Президент России Владимир Путин объявил 2021-й Годом науки и технологий. Я рад, что вы уже являетесь молодыми учеными, рад тому диалогу, который у нас сложился относительно студенческих научных обществ, и хотел бы пригласить вас продолжить эту дискуссию. Департамент всегда для вас открыт и готов слышать ваше мнение, быть надежным старшим другом».

«Если мы посмотрим список участников, то осознаем масштаб данного форума. Я знаю, что было тяжело, но все получилось здорово. Спасибо организаторам, университету за то, что форум состоялся. Это была разминка перед грандиозным форумом «Университеты-2030». Общение, которое мы получаем здесь, — это то, чего нам не хватало в прошлом году. Молодым ученым я желаю заниматься наукой, потому что она прекрасна и не имеет границ. Ею можно жить, получая огромное удовольствие от любимого занятия», — сказала Ольга Петрова.

Завершая форум, Елена Загайнова обратилась к молодым ученым, которые участвовали в пленарных лекциях, круглых столах, вступали в дискуссии представителей органов власти, молодежных организаций, высшей школы. «Вы даже не представляете, насколько ваше участие в форуме «Молодежь и наука» взбудоражило представителей практически всех молодежных организаций! Наука — часть молодежной политики. Теперь на вас возложена большая ответственность — по возвращении в свои регионы пропагандировать эту идею. Самое главное, что она поддержана на государственном уровне. Ради этого стоило стараться», — подытожила она.

«Губернатор Глеб Сергеевич Никитин на форуме «Молодежь и наука» сказал, что основная задача нашей молодежной политики — «заякорить» молодежь здесь, в Нижегородской области. Таким «якорем», ключевым элементом и может стать наука. В нашем регионе есть НОЦ, большое количество институтов Академии наук, 11 вузов. У нас есть все для того, чтобы получать хорошее образование и оставаться работать в регионе: спектр организаций у нас тоже огромный. Безусловно, для студентов важна и веселая студенческая жизнь, и наука с возможностью получения грантов. Все это поднимает и уровень «Студенческой весны», и уровень самих студентов. Ребята понимают, что у них есть возможности, что Россия сегодня — страна возможностей. И каждый может использовать всю совокупность этих возможностей», — подчеркнула Ольга Петрова.

Организаторы форума «Молодежь и наука»: Министерство науки и высшего образования РФ, Российская академия наук, Федеральное агентство по делам молодежи, Российский союз молодежи, правительство Нижегородской области, экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика», Университет Лобачевского. Партнер форума — АНО «Россия — страна возможностей».

Фото из открытых источников

Читайте также
Комментарии
Свежий выпуск