Университеты и приоритеты

 

Форум «Университеты 2030: наука — компетенции — молодежь» работал в Нижнем Новгороде 6 ноября. Открыли мероприятие Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков и Губернатор Нижегородской области, председатель Наблюдательного совета Университета Лобачевского Глеб Никитин. Форум стал первой очной встречей российского университетского сообщества после пандемии и первой офлайн-площадкой для обсуждения основных тезисов нацпроекта «Наука и университеты». В событиях форума (онлайн и офлайн) приняли участие более трех тысяч человек, в том числе президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев, первые лица высшего образования и региональной власти, лидеры общественных и молодежных организаций, руководители ведущих вузов России, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор РАНХиГС Владимир Мау, директор департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты РФ Светлана Меркушина, ректор ННГУ им. Н. И. Лобачевского Елена Загайнова.

По мнению Валерия Фалькова, символично, что форум прошел в Нижнем Новгороде. Нижегородская земля всегда славилась своими университетами, научными учреждениями и учеными, и сегодня в регионе создан один из пяти Научно-образовательных центров России. Приоритет для университетов сейчас — это увеличение исследовательского потенциала. В XXI в. вузы должны больше влиять на экономику, на технологическое развитие. В России 724 головных вуза. Ставшие исследовательскими образовательными учреждениями, они способны на настоящий прорыв. Более плотное сотрудничество вузов с РАН будет способствовать достижению общих амбициозных целей.

Университеты, прежде всего, должны хорошо готовить кадры, убежден Александр Сергеев. Во всем мире рейтинг университета напрямую зависит от того, насколько востребованы его выпускники. «Идея консорциумов, которая вышла сейчас на первый план, позволит нам в условиях ограниченного финансирования запустить положительную динамику развития вузов. Это взаимодействие нужно очень тщательно выстраивать, чтобы каждый элемент консорциума понимал свои задачи и ценил свое участие», — подчеркнул он.

Главными темами форума стали: национальный проект в сфере высшего образования и науки на 2021–2030 гг. «Наука и университеты»; адаптация системы образования к постковидной реальности; интеграция вузов в инновационную экосистему регионов. К дискуссиям были привлечены представители вузов России, и уникальный по масштабу и составу участников форум дал возможность с разных сторон изучить пространство российского образования и науки.

Открылся форум панельной дискуссией «Роль и задача университетов в национальном проекте «Наука», посвященной приоритетам развития высшего образования.

— Мы стабильно входим в пятерку лучших регионов по уровню образовательного потенциала. Неслучайно в нашей области в числе первых в стране создан Научно-образовательный центр мирового уровня (НОЦ). Сегодня подготовку специалистов с высшим образованием в Нижегородской области осуществляют 11 государственных вузов, 15 филиалов государственных вузов и два филиала негосударственных. Всего в нижегородских вузах обучается около 93 тысяч человек, в том числе граждане из 115 стран, — отметил Глеб Никитин.

В качестве одного из примеров развития научной среды глава региона привел открытие Центра математического моделирования и суперкомпьютерных вычислений на базе программно-аппаратного комплекса ЛОГОС. В результате реализации совместного проекта НОЦ, Российского федерального ядерного центра и ННГУ на базе кампуса ННГУ появилось 100 рабочих мест с доступом к этой системе. При реализации проекта стало понятно, как востребованы в регионе ИТ-специалисты. Ежегодная потребность — около 3000 человек, а выпуск — около 1800 человек. Это на 15% больше, чем два года назад, но все равно недостаточно. Развитие ИТ-образования мы видим одним из приоритетов.

Программный директор форума, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов рассказал о перезагрузке системы высшего образования в постковидной реальности, новых форматах интеграции науки, образования и бизнеса.

Модернизация жизни современного университета в соответствии с национальными приоритетами — главная цель Программы Стратегического академического лидерства. Она строит развитие лучших вузов страны на партнерстве с академическими институтами, бизнес-сообществом и властью. Форум «Университеты 2030» демонстрирует лучшие примеры такого партнерства.

— У Университета Лобачевского исторически сложились прочные связи с институтами Академии наук. Мы хотим развивать это взаимодействие. У нас хороший опыт, наши студенты вовлечены в лучшие научные проекты. Мы хотим это масштабировать и создать академические лаборатории на всем пространстве университета. Наши преподаватели не могут быть только теоретиками, они должны быть вовлечены в актуальную науку. Мы, в свою очередь, полезны академическим институтам как источник кадров. Многие выпускники нашего университета стали ведущими учеными и работают по всему миру. Наша цель — стать по-настоящему новым классическим университетом! — заверила Елена Загайнова.

Новые программы обучения для россиян любых возрастов и профессий университеты запускают уже сегодня. Дополнительное образование, доступное каждому — одна из важнейших тем встречи. Форум дает старт разработке дорожных карт развития непрерывного образования в университетах.

Участники и гости форума дали высокую оценку мероприятию.

— Это уникальный форум, — подчеркнул Евгений Сженов. — Впервые на одной площадке встречаются федеральный министр, президент РАН, руководители регионов, крупных компаний и ректоры топовых университетов для обсуждения заявленных тем, и конкретны и даже провокационны. Вопросы от университетского сообщества: что нужно, чтобы мы были интересны бизнесу? Что нужно, чтобы задачи развития государства, поставленные Президентом и Правительством, и задачи, которые ставят перед собой вузы, были синхронизированы? Пандемия коронавируса обнажила ряд проблем и остро их поставила — например, вопросы цифровой трансформации образования, учебный процесс в формате дистанта, роль университетов в переобучении населения. Мы сделали этот форум не в Москве, а в регионе, чтобы подчеркнуть, что задачи, обсуждавшиеся на форуме, — не задачи перед вузами обеих столиц. Они особо актуальны для вузов в регионах. Это мероприятие стало возможностью для всех «сверить часы и понять, куда мы идем. Насколько слаженно будет работать наука и университеты, найдут ли возможности для диалога бизнес и вузы — эти вопросы приоритетны. Логика этих процессов заложена в национальный проект «Наука и университеты». Сегодняшний диалог подтвердил, что руководство всех сторон стало понимать важность командной работы. Форум — это не только возможность обсудить. Сегодня были заключены несколько соглашений, возникло много договоренностей. Идеология форума, с одной стороны повторяет национальные цели, обозначенные Президентом, с другой — логику нацпроекта «Наука и университеты»: интеграция академической науки, университетской науки, бизнеса, также мы подключили губернаторские команды.

— Для нас университеты — это прежде всего фактор, за счет которого можно трансформировать экономику региона. Вузы — основной драйвер, за которым потянется все остальное. Есть серьезные планы по изменению городской среды вокруг вузов, созданию комфортных условий для молодежи. Считаю возможным использовать здесь и возможности других нацпроектов, например, «Жилье и городская среда». Если рядом с университетом удобно и интересно жить и там создаются рабочие места, молодые люди будут оставаться в родном регионе, — считает Глеб Никитин.       

Елена Загайнова уверена, что Университет Лобачевского является примером успешного современного вуза, готового принять все вызовы современности.

— У нас богатейший опыт взаимодействия с РАН, опыт сотрудничества с бизнесом. Мы будем развивать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с академическими и общественными запросами. Мы готовы разрабатывать новые специальности, в которых нуждается мир, у нас для этого есть все необходимое, — заверила она.

— Пандемия бросила вызов вузам. Часть вопросов назрела еще до пандемии Covid-19, но их большая половина была спровоцирована самоизоляцией, переходом на онлайн, появлением новых проблем и психологической хрупкости. Главный вопрос: можем ли мы донести до молодежи те тезисы, которые считаем правильными? Если молодым нас не слышно, нужно подумать, что мы делаем не так. Надо работать над каналами информации, над своим языком и над идеями, которые мы хотим транслировать молодежи, — призвала проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара.

— Сегодня государство предлагает широкий спектр возможностей для молодых людей, позволяющих реализовать себя и выстроить свой карьерный трек. Наша задача — поддержка талантливой молодежи. При этом мы понимаем, что поддержка — это не только гранты и участие в конкурсах, проектах и форумах Президентской платформы «Россия — страна возможностей», но и дальнейшее сопровождение финалистов и победителей — помощь, поддержка и обучение, — рассказала проректор по образовательной деятельности мастерской «Сенеж» АНО «Россия — страна возможностей» Мария Афонина.

Елена Загайнова поддержала идею о формировании новой экосистемы взаимодействия вуза, региона, науки и бизнеса.

— Университет Лобачевского сегодня выступает активным участником всех региональных процессов. Будучи самым крупным университетом Нижнего Новгорода и имея тесные связи с академическими институтами РАН и ведущими высокотехнологичными компаниями, мы понимаем необходимость развития новых форматов дополнительного образования. В условиях порой стремительно меняющейся окружающей реальности мы готовы предлагать обществу новые механизмы профессионального развития, новые актуальные компетенции. Университет может стать точкой притяжения городской жизни, широким пространством саморазвития, это больше, чем образование и наука, это новый стиль жизни и новые возможности для каждого, независимо от возраста и профессии.

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов:

— Университеты вступают в новую фазу своего развития. Сфера образования становится все более открытой, и у студентов появляется все больше вариантов для получения знаний. Нам надо найти новую оптику, чтобы перестать бояться и увидеть новые возможности для своего развития. Несколько лет назад мы включили около 700 внешних курсов в свои образовательные программы. Студенты видят, что мы с уважением относимся к чужому знанию. Благодаря этому мы можем переломить ситуацию, когда один преподаватель читает до десяти курсов, а университет скатывается на уровень техникума. Все вузы должны стать исследовательскими либо проектными, только так мы сможем вернуться к исходному, гумбольдовскому состоянию университета. Надо создавать сетку взаимодействия равных, не бояться учиться друг у друга, заимствовать лучшие практики. Значительная часть вклада вузов в образование взрослых — это просветительские курсы, бесплатные для обучающихся. Важно понимать, что для вуза это не благотворительность. Это инвестиция в свою репутацию, а продавать какие-то программы на рынке университет может только через репутацию.

Ректор РАНХиГС при Президенте РФ Владимир Мау:

— В моем понимании, университет — это где не только учат, это место, где есть группа ученых, которые занимаются исследованиями, потому что им это интересно. Только фундаментальное образование создает основу для успеха в условиях тотальной неопределенности, в которой мы живем. Фундаментальное знание не стареет.

* * *

В рамках форума Валерий Фальков, Глеб Никитин и Александр Сергеев посетили Центр инновационного развития медицинского приборостроения ННГУ им. Н. И. Лобачевского и Институт прикладной физики РАН.

Гости обсудили перспективы развития Центра инновационного развития медицинского приборостроения, им также были представлены разработки, которые реализуются совместно с Российским федеральным ядерным центром. В формате видеоконференцсвязи в мероприятии принял участие директор РФЯЦ-ВНИИЭФ Валентин Костюков.

Во время визита в ИПФ РАН гости познакомились с работой института, осмотрели фемтосекундный лазерный комплекс PEARL. В настоящее время в ИПФ РАН создается новая сверхмощная лазерная установка с проектной мощностью четыре петаватта (ПВт). Подобные, относительно компактные, лазерные комплексы открывают принципиально новые возможности для экспериментальных исследований вещества в условиях взаимодействия с экстремально интенсивным световым излучением, эквивалентные возможностям крупных ускорителей. На основе достигнутого опыта в ИПФ РАН разработан проект по созданию в Нижнем Новгороде Международного центра исследований экстремального света экзаваттного уровня мощности (Exawatt Center for Extreme Light Studies — XCELS). Он должен обеспечить достижение рекордного уровня мощности генерируемого излучения в 200 ПВт, на два порядка превосходящего уровень сегодняшних рекордных мощностей.

Валерий Фальков отметил, что ИПФ РАН является одним из крупных академических центров страны, лидирующим по ряду направлений современной физики. При этом здесь не только занимаются передовыми научными исследованиями, но и успешно готовят высококвалифицированные научные кадры.

Организаторы форума «Университеты 2030: наука — компетенции — молодежь»: Министерство науки и высшего образования РФ, Правительство Нижегородской области, НИУ ВШЭ, ЭАЦ «Научно-образовательная политика», Московский международный салон образования. Партнеры форума: Росмолодежь и АНО «Россия — страна возможностей». Оператором форума является Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. Форум «Университеты 2030: наука — компетенции — молодежь» планируется проводить в Нижнем Новгороде ежегодно.

 

Читайте также
Комментарии
Свежий выпуск