ВГУВТ: на Волге широкой…
Как все начиналось
Волжский государственный универ-
ситет водного транспорта (ВГУВТ)
был учрежден постановлением Со-
вета народных комиссаров и Совета
труда и обороны СССР 11 сентября
1930 года, но датой основания счи-
тается 17 декабря — день начала
занятий в новом вузе. Главной за-
дачей Нижегородского института
инженеров речного транспорта, как
он тогда назывался, стала подготов-
ка кадров для морского и речного
флота. В этом же году появляются
аналогичные институты в Одессе
и Ленинграде. Объясняется это на-
зревшей необходимостью в про-
фессиональных кадрах для водного
транспорта. Дело в том, что до Ок-
тябрьской революции в России не
было высших учебных заведений,
готовящих кадры для флота. Поэто-
му в первые годы советской власти
количество инженерно-техниче-
ских работников на флоте было су-
щественно ниже, чем в промышлен- ности. Решить кадровую проблему
предстояло в кратчайшие сроки.
Осенью 1930 года состоялся
первый прием в новый институт
речного транспорта. Занятия нача-
лись 17 декабря того же года, было
принято 220 человек. Тогда инсти-
тут располагался на Почаинской
улице, но уже в 1931/1932 учебном
году вуз переехал в бывшее здание
медицинского техникума на улице
Ульянова. В 1932 году был органи-
зован Учебный комбинат водного
транспорта и занятия стали прохо-
дить в здании речного техникума
(на пересечении улиц Пискунова и
Большой Печерской). С переиме-
нованием города Нижегородский
институт стал называться Горьков-
ским. В это же время полным ходом
шло строительство собственного
учебного корпуса, в котором при-
нимал участие весь коллектив ин-
ститута. В первые годы в институте
работало 17 штатных преподавате- лей и 30 совместителей, в том числе
Здание ВГУВТ в наши дни 4 профессора и 13 доцентов.
ГОД НИЖЕГОРОДСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ И СТАРИНЫ
В декабре отметил свое 87-летие Волжский государственный университет водно-
го транспорта – кузница кадров для морского и речного флота страны. Когда-то, в
1930 году, учиться водному делу сюда пришли 220 человек. За свою долгую историю
вуз подготовил более 46 000 специалистов.
ВГУВТ: на Волге широкой…
Институт инженеров водного транспорта. 1957–1959
«Поиск-НН» № 12 (210), 2017 35
Бывший Серафимовский дом призрения
Экспозиция музея
Юлия Шафер
Беляна – судно для сплавки леса
1933 год стал знаковым в исто- рии вуза. В этом году институт был
выделен из учебного комбината
и получил полную самостоятель- ность. Тогда же открылся новый
учебный корпус с современными
для своего времени лабораториями
и кабинетами. В 1933 году в вузе на- чинает работать аспирантура.
17 декабря 1935 года Горьков- ский институт инженеров водного
транспорта, в честь своего перво- го пятилетия, был отмечен в числе
24 лучших вузов страны и награж- ден грамотой и денежной премией.
Великая отечественная
В период Великой Отечественной
войны в Горький был эвакуирован
Ленинградский институт инжене- ров водного транспорта. Оба инсти- тута вели совместную подготовку
инженеров по ряду специальностей.
Многие преподаватели, сотрудники
и студенты Горьковского института
сражались за Родину в рядах Со- ветской армии и Военно-Морского
Флота. За боевые заслуги в пери- од Великой Отечественной войны
25 преподавателей, сотрудников и
студентов награждены орденами, а
42 человека — медалями Советско- го Союза.
Новое время
В 1993 году Горьковский институт
инженеров водного транспорта
(ГИИВТ) переименован в Волжскую
государственную академию водно-
го транспорта (ВГАВТ). В 2005 году
академия стала академическим ком-
плексом непрерывной многоуров-
невой подготовки специалистов с
высшим, средним и начальным про-
фессиональным образованием, а
также профессиональной перепод-
готовки кадров в области речного и
морского транспорта. А с 2015 года
выпускники вуза получают уже уни-
верситетские дипломы.
Сегодня Волжский государствен-
ный университет водного транспор-
та — крупнейшее в Волго-Вятском
регионе отраслевое образователь-
ное учреждение, в состав которого
входят четыре филиала в Астраха- ни, Казани, Самаре и Перми, а также
пять средних специальных учебных
заведений, центр обучения, пере- подготовки и повышения квалифи- кации руководящих работников
и специалистов водного транспорта,
комплекс судовых тренажеров, науч- ные центры правового обеспечения
деятельности внутреннего водно- го транспорта и ремонтных техно- логий, научно-исследовательский
сектор. Для отдыха сотрудников и
студентов работают санаторий-про- филакторий и спортивно-оздорови- тельный лагерь «Водник» на побере-
жье Горьковского моря.
Обучение проводится на трех
факультетах (электромеханиче-
ском; кораблестроения, гидротех-
ники и защиты окружающей среды;
судовождения), а также в Институте
экономики, управления и права.
Один из корпусов университета
располагается в здании бывшего
Серафимовского дома призрения,
построенного для престарелых свя-
щеннослужителей в 1904–1905 гг.
(ул. Пискунова, 49/6). Здание дошло
до наших дней в измененном виде:
надстроен третий этаж, утрачена
звонница и главка с крестом домо-
вой церкви, внутри сделана пере-
планировка.
Уникальный музей
Гордость университета — уникаль-
ный музей речного флота, не имею-
щий аналогов в России. Музей поя-
вился в 1921 году в Саратове, но уже
с 1935 года располагается в нашем
городе. Коллекцию начал собирать
Федор Родин, 25-летний штурман
дальнего плавания. Преданный
флоту и увлеченный историей че-
ловек, он стал первым директором
музея.
В семи выставочных залах распо- ложена обширная экспозиция, рас- сказывающая, с чего начиналось су- доходство на Руси, как назывались
первые суда, из чего их строили, как
ими управляли. В зале деревянного
судостроения представлены маке- ты таких судов, как струги, ладьи,
беляны, расшивы.
В музее можно узнать об истории
бурлачества, об основании Петром I
регулярного флота в России. Среди
ценных экспонатов — изобретения
выдающегося русского механика
И.П. Кулибина (фонарь-прожектор
и модель «водохода»). Посетители
музея узнают судьбу именитых па-
роходов XX века «Баян» и «Витязь»,
«Великая княжна Ольга Николаев-
на» и «Великая княжна Татьяна Ни-
колаевна», парохода-рекордсмена
«Великий князь Александр Михай-
лович», проходившего по Волге
87 навигаций.
Отдельный зал посвящен нашему
великому земляку Р. Е. Алексееву и
его изобретениям — судам на под- водных крыльях и экранопланам.
Читайте также