ВГУВТ: на Волге широкой…

Как все начиналось Волжский государственный универ- ситет водного транспорта (ВГУВТ) был учрежден постановлением Со- вета народных комиссаров и Совета труда и обороны СССР 11 сентября 1930 года, но датой основания счи- тается 17 декабря  — день начала занятий в новом вузе. Главной за- дачей Нижегородского института инженеров речного транспорта, как он тогда назывался, стала подготов- ка кадров для морского и речного флота. В этом же году появляются аналогичные институты в Одессе и Ленинграде. Объясняется это на- зревшей необходимостью в про- фессиональных кадрах для водного транспорта. Дело в том, что до Ок- тябрьской революции в России не было высших учебных заведений, готовящих кадры для флота. Поэто- му в первые годы советской власти количество инженерно-техниче- ских работников на флоте было су- щественно ниже, чем в промышлен- ности. Решить кадровую проблему предстояло в кратчайшие сроки. Осенью 1930  года состоялся первый прием в новый институт речного транспорта. Занятия нача- лись 17 декабря того же года, было принято 220 человек. Тогда инсти- тут располагался на Почаинской улице, но уже в 1931/1932 учебном году вуз переехал в бывшее здание медицинского техникума на улице Ульянова. В 1932  году был органи- зован Учебный комбинат водного транспорта и занятия стали прохо- дить в здании речного техникума (на  пересечении улиц Пискунова и Большой Печерской). С переиме- нованием города Нижегородский институт стал называться Горьков- ским. В это же время полным ходом шло строительство собственного учебного корпуса, в котором при- нимал участие весь коллектив ин- ститута. В первые годы в институте работало 17 штатных преподавате- лей и 30 совместителей, в том числе Здание ВГУВТ в наши дни 4 профессора и 13 доцентов. ГОД НИЖЕГОРОДСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ И СТАРИНЫ В декабре отметил свое 87-летие Волжский государственный университет водно- го транспорта – кузница кадров для морского и речного флота страны. Когда-то, в 1930 году, учиться водному делу сюда пришли 220 человек. За свою долгую историю вуз подготовил более 46 000 специалистов. ВГУВТ: на Волге широкой… Институт инженеров водного транспорта. 1957–1959 «Поиск-НН» № 12 (210), 2017 35 Бывший Серафимовский дом призрения Экспозиция музея Юлия Шафер Беляна – судно для сплавки леса 1933  год стал знаковым в исто- рии вуза. В этом году институт был выделен из учебного комбината и получил полную самостоятель- ность. Тогда же открылся новый учебный корпус с современными для своего времени лабораториями и кабинетами. В 1933 году в вузе на- чинает работать аспирантура. 17 декабря 1935  года Горьков- ский институт инженеров водного транспорта, в честь своего перво- го пятилетия, был отмечен в числе 24  лучших вузов страны и награж- ден грамотой и денежной премией. Великая отечественная В период Великой Отечественной войны в Горький был эвакуирован Ленинградский институт инжене- ров водного транспорта. Оба инсти- тута вели совместную подготовку инженеров по ряду специальностей. Многие преподаватели, сотрудники и студенты Горьковского института сражались за Родину в рядах Со- ветской армии и Военно-Морского Флота. За боевые заслуги в пери- од Великой Отечественной войны 25  преподавателей, сотрудников и студентов награждены орденами, а 42 человека — медалями Советско- го Союза. Новое время В 1993  году Горьковский институт инженеров водного транспорта (ГИИВТ) переименован в Волжскую государственную академию водно- го транспорта (ВГАВТ). В 2005  году академия стала академическим ком- плексом непрерывной многоуров- невой подготовки специалистов с высшим, средним и начальным про- фессиональным образованием, а также профессиональной перепод- готовки кадров в области речного и морского транспорта. А с 2015 года выпускники вуза получают уже уни- верситетские дипломы. Сегодня Волжский государствен- ный университет водного транспор- та  — крупнейшее в Волго-Вятском регионе отраслевое образователь- ное учреждение, в состав которого входят четыре филиала в Астраха- ни, Казани, Самаре и Перми, а также пять средних специальных учебных заведений, центр обучения, пере- подготовки и повышения квалифи- кации руководящих работников и специалистов водного транспорта, комплекс судовых тренажеров, науч- ные центры правового обеспечения деятельности внутреннего водно- го транспорта и ремонтных техно- логий, научно-исследовательский сектор. Для отдыха сотрудников и студентов работают санаторий-про- филакторий и спортивно-оздорови- тельный лагерь «Водник» на побере- жье Горьковского моря. Обучение проводится на трех факультетах (электромеханиче- ском; кораблестроения, гидротех- ники и защиты окружающей среды; судовождения), а также в Институте экономики, управления и права. Один из корпусов университета располагается в здании бывшего Серафимовского дома призрения, построенного для престарелых свя- щеннослужителей в 1904–1905 гг. (ул. Пискунова, 49/6). Здание дошло до наших дней в измененном виде: надстроен третий этаж, утрачена звонница и главка с крестом домо- вой церкви, внутри сделана пере- планировка. Уникальный музей Гордость университета  — уникаль- ный музей речного флота, не имею- щий аналогов в России. Музей поя- вился в 1921 году в Саратове, но уже с 1935  года располагается в нашем городе. Коллекцию начал собирать Федор Родин, 25-летний штурман дальнего плавания. Преданный флоту и увлеченный историей че- ловек, он стал первым директором музея. В семи выставочных залах распо- ложена обширная экспозиция, рас- сказывающая, с чего начиналось су- доходство на Руси, как назывались первые суда, из чего их строили, как ими управляли. В зале деревянного судостроения представлены маке- ты таких судов, как струги, ладьи, беляны, расшивы. В музее можно узнать об истории бурлачества, об основании Петром I регулярного флота в России. Среди ценных экспонатов — изобретения выдающегося русского механика И.П. Кулибина (фонарь-прожектор и модель «водохода»). Посетители музея узнают судьбу именитых па- роходов XX  века «Баян» и «Витязь», «Великая княжна Ольга Николаев- на» и «Великая княжна Татьяна Ни- колаевна», парохода-рекордсмена «Великий князь Александр Михай- лович», проходившего по Волге 87 навигаций. Отдельный зал посвящен нашему великому земляку Р. Е. Алексееву и его изобретениям  — судам на под- водных крыльях и экранопланам.
Читайте также
Комментарии
Свежий выпуск