Все для фронта! Все для победы!

Под таким девизом коллектив Горьковского автомобильного завода работал все 1418 дней Великой Отечественной войны. Предприятие было целиком переориентировано на выпуск военной техники

Окончание. Начало в №№ 4, 5 за 2020 г.

В июне 1943 г. противник осуществил крупнейшую стратегическую операцию против глубокого тыла нашей армии, беспрецедентную по своему масштабу, целям и последствиям. Налеты вражеской авиации, совершенные в 1941–1942 гг., носили единичный характер, а на 1943 г. гитлеровцы планировали крупнейшую операцию с намерением нанести сокрушительное поражение советским войскам и завершить войну в свою пользу.

По данным Центрального архива Министерства обороны, в июне 1943 г. на Горький было совершено семь авианалетов (в ночи на 5, 6, 7, 8, 10, 13 и 22 июня). Всего в налетах участвовало 655 самолетов врага — двухмоторных бомбардировщиков «Хейнкель 111» из эскадр КG-27 и KG-55. Они поднимались с аэродромов в районе Орла и Брянска, причем количество бомбардировщиков с каждым налетом удваивалось. Так, в ночь на 5 июня их было 45, на 6 июня — 80, на 7 июня — 160. Всего на город была сброшена 1631 фугасная бомба и 33934 зажигательных, в том числе на автозавод соответственно 1095 и 2493. Зажигательные бомбы типа «Бранд» и «Флям» калибром 50, 100, 250 и 500 кг снаряжались нефтепродуктами с примесью фосфора. Взрывчатого вещества было немного (только для разрушения корпуса и взрывания горючей смеси). После их применения возникали сильные пожары, тушить которые было очень трудно.

Обороняли автозавод и подступы к нему 196-й зенитный артиллерийский полк, располагавшийся на высоком берегу Оки в Доскино, 784-й зенитный артиллерийский полк, 58-й, 238-й, 281-й и 289-я отдельные зенитные артиллерийские дивизионы. В результате бомбардировок серьезно пострадали 50 зданий и сооружений завода и района. Были разрушены главный конвейер, цехи шасси, термический, колесный, кузница, прессовый, кузовной цеха и другие.

Ярким примером слияния трудового и воинского героизма служили люди автозавода. Они составляли заводской коллектив, который не только защищался, но и одновременно оказывал неоценимую помощь фронту. Люди не уходили со своих постов, подвергаясь смертельной опасности. В результате налетов вражеской авиации погибло 254 жителя Автозаводского района и 28 бойцов ПВО. Защищая предприятие, погибли директор автобусного завода (филиала ГАЗа) Герасим Кузьмич Парышев, начальник кузнечного цеха Иван Васильевич Китаев, передовики Григорий Иванович Масленников и Иван Леонтьевич Лышнов. Посмертно они были награждены орденами Отечественной войны 1-й степени.

В июне 1943 г. в Горький прибыла правительственная комиссия. Был разработан развернутый план восстановительных работ. К ним были привлечены крупнейшие горьковские заводы: «Красное Сормово», «Двигатель революции», «Красная Этна», авиазавод им. С. Орджоникидзе и другие предприятия. На автозавод стали прибывать строители, монтажники, ремонтники с Урала, из Сибири, Средней Азии, Москвы. Сроки восстановительных работ были установлены жесткие. Со всех концов страны на завод пошли эшелоны со стройматериалами, оборудованием, металлоконструкциями, новыми станками. На заводе стали создаваться молодежные восстановительные отряды. В течение десяти дней после окончания налетов было организовано 100 отрядов, охвативших 2000 молодых рабочих, а через месяц их было уже 200 с охватом 3500 человек. Подлинно трудовой героизм проявляли строители. Десятки бригад каменщиков, плотников, штукатуров объявили себя фронтовиками, не уходили со стройплощадок, пока не перевыполняли сменные задания в 1,5–2 раза. В те дни по инициативе С. Ибрагимова возникло движение за скоростной ремонт оборудования, а Л. Бронников стал инициатором скоростных плавок стали. Всего в восстановительных работах приняло участие более 35 тыс. человек, и автозавод был восстановлен за 100 дней и ночей. Конца восстановительных работ не ждали — цеха были без крыш, но завод уже давал продукцию. Уже в июле производственная программа была выполнена на 127%.

28 октября 1943 г. в Государственный Комитет Обороны автозаводцы и строители отправили рапорт о полном восстановлении завода. Его подписали более 27 тысяч человек. Более 500 рабочих, инженеров и техников были удостоены орденов и медалей за самоотверженный труд.

Автозаводцы помогали фронту не только своим доблестным трудом. Уже в первые дни войны на заводе, как и по всей стране, началось движение по созданию фонда обороны, оказанию всесторонней помощи армии. Автозаводцы заявили о своей готовности не только трудом, но и личными средствами участвовать в дополнительном выпуске самолетов, танков, пушек и другой боевой техники. Принимались решения об отчислении в фонд обороны части своего заработка, компенсаций за неиспользованные отпуска. Рационализаторы и изобретатели перечисляли в фонд вознаграждения.

Внесенные автозаводцами сбережения на сумму 13996 тыс. рублей пошли на постройку эскадрильи боевых самолетов им. В. П. Чкалова, танковой колонны им. 25-летия Красной Армии, на оснащение боевыми машинами танкового корпуса «Советский танкостроитель». Школьники Автозаводского района за годы войны собрали 389597 рублей на танки «Горьковский пионер», «Автозаводский школьник», «Молодогвардеец», на эскадрилью самолетов им. Зои Космодемьянской и В. П. Чкалова, броневик «Автозаводский школьник».

Самоотверженный труд автозаводцев в годы Великой Отечественной войны не раз отмечался высшими правительственными наградами. 29 декабря 1941 г. — орденом Ленина за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску оборонной продукции. 9 марта 1944 г. — орденом Красного Знамени за образцовое выполнение особого задания Правительства. 16 сентября 1945 г. — орденом Отечественной войны 1-й степени за успешное выполнение заданий ГКО по выпуску самоходных артиллерийских установок.

За успехи во Всесоюзном соревновании коллективу автозавода 33 раза присуждалось Знамя ГКО. Оно как символ мужества и трудового героизма передано автозаводцам на вечное хранение. Многие талантливые специалисты ГАЗа были удостоены Государственной премии, в их числе Н. А. Астров, В. А. Грачев, А. А. Липгарт, В. А. Дедков, А. М. Кригер, Ю. Н. Сорочкин.

Кроме этого, ГАЗ был единственным заводом в стране по производству колясок к армейским мотоциклам. Он же обеспечивал все автомобильные и почти все артиллерийские предприятия колесами.

Начатое по инициативе автозаводцев в октябре 1941 г. движение стахановцев за организацию фронтовых бригад выросло в большую силу, помогающую заводу решать важнейшие производственные задачи. Это была новая форма организации труда военного времени. Целями фронтовых бригад были: в срок и досрочно выполнять заказы для фронта, работать, не считаясь со временем, беречь оборудование как оружие в бою. Звание фронтовой могла носить та бригада, которая работала без брака и выполняла нормы на 120–150%. Если в 1941 г. на автозаводе было создано 32 молодежных фронтовых бригады, то к концу войны их было уже 915, и они объединяли 5479 человек. Примеры героизма показывали молодежные фронтовые бригады В. Шубина, А. Харламова, В. Тихомирова, Ф. Любавина, П. Давыдовой, И. Якименко и других.

На всем протяжении войны фронтовые бригады были инициаторами всех видов соревнований, направленных на увеличение выпуска и повышение качества продукции для фронта. Они участвовали в соревнованиях по повышению производительности труда, по овладению новыми профессиями, по совмещению профессий, участвовали в движении многостаночников.

За годы войны завод выпустил:

• более 170 тыс. грузовых и легковых автомобилей;

• около 10 тыс. танков;

• более 9 тыс. самоходных артиллерийских установок;

• свыше 9 тыс. бронеавтомобилей;

• около 50 тыс. грузовых автомобилей иностранных марок (по ленд–лизу);

• более 24 тыс. минометов;

• около 12 млн различных снарядов (в том числе около 30 тыс. снарядов для реактивных установок «Катюша»);

• 232 тыс. моторов всех типов (среди них около девяти тыс. авиамоторов);

• более 11 млн мин;

• свыше 11 млн авиавзрывателей;

• более 24 млн пулеметных и свыше 500 тыс. аэродромных звеньев;

• 309 аэросаней.

Читайте также
Комментарии
Свежий выпуск