Агония на троне

Сезон премьер в Нижегородском академическом театре драмы открылся спектаклем «Павел I» по пьесе одного из основателей русского символизма Дмитрия Мережковского. С первого показа постановка московских режиссеров – Елены Невежиной и Расы Торнао – буквально взорвала культурное пространство Нижнего Новгорода и вызвала массу откликов. Сами актеры признаются: спектакль стал новой ступенью и в их профессиональном опыте, и в жизни театра.

Санкт-Петербург, 1801-й год, до убийства императора Павла Первого остается три дня. Мрачный колорит декораций, гнетущая атмосфера, с самой первой мизансцены не покидает ощущение: вот-вот что-то произойдет. Перед глазами зрителя открывается плац, где солдат держат в постоянном страхе и замучивают бесконечной муштрой.

Сам император предстает как фигура сложная и противоречивая – то высокомерным солдафоном, в бешеной ярости отправляющим за малейшую провинность в ссылку в Сибирь и отдающим приказы забивать солдат розгами и плетями до смерти, то искренне любящим и страдающим, то по-детски непосредственным и желающим «сделать всех счастливыми». Удивительно, как в одном человеке переплетаются столь разные грани характера. Это даже не раздвоение личности, а деление на многие-многие фрагменты. Таким неоднозначным и противоречивым мы видим образ Павла.

Сыграть столь многоплановую роль – большая актерская удача, и Евгений Зерин прекрасно справился с этой задачей. Главная роль в спектакле для Евгения вообще первая большая работа в театре, где он раскрылся как актер с богатой палитрой, способный с предельной точностью и без лишнего пафоса передать сиюминутные состояния души.

Превосходен граф Пален (Сергей Блохин), предстающий в пьесе неким серым кардиналом, вершителем истории и судеб. И в то же время фигурой трагической, совершающий заговор не по злобе, а во имя будущего России.

Читайте также
Комментарии