Вячеслав Никонов: «Система российской аспирантуры требует доработки»

В декабре в комитете прошел круглый стол на тему «Подготовка научно-педагогических кадров: про- блемы и пути совершенствования». На нем Вячеслав Никонов поднял сразу несколько вопросов, касаю- щихся этого уровня образования. Открывая заседание круглого сто- ла, глава комитета Госдумы сказал: «Мы сделали аспирантуру уровнем образования, но, на мой взгляд, до сих пор не ясен вопрос, кто и чему должен учить на этом уровне обра- зования. Я имел возможность наблю- дать, что такое аспирантура в ряде зарубежных университетов. Там это уровень, когда в дело вступают луч- шие преподаватели. У нас же пока это больше похоже на прежнюю систему сдачи кандидатских минимумов». Во время визита в Нижний Нов- город Вячеслав Никонов разъяснил свою позицию: «Аспирантура стала уровнем образования, но те стандар- ты, которые предложены, ни на ка- кой уровень образования, конечно, не тянут. Вторая проблема – разорва- на связь между обучением в аспи- рантуре и защитой кандидатской диссертации. Это привело к тому, что кандидатские диссертации сейчас защищают только около 20% аспи- рантов в течение года после завер- шения обучения. Остальные просто оканчивают аспирантуру и получают диплом. Это, в свою очередь, приво- дит к сокращению кадров высшей квалификации. Третья проблема связана с аспи- рантурой в научных организациях (институтах академии наук), где не существует условий полноценной научно-педагогической деятельно- сти. Это не отвечает целому ряду критериев образовательных органи- заций. Выходов из создавшегося поло- жения достаточно много. Очевидно, что надо работать над насыщением самих образовательных стандар- тов для связи с профессиональны- ми стандартами, которые должны быть разработаны министерством труда. Минтруд в содействии с ра- ботодателями, профессиональным сообществом должен дать заказ, какие именно специалисты нужны в качестве выпускников аспиран- туры. Пока никаких профстандар- тов для выпускников аспирантуры просто не существует». При этом, отмечает председатель комитета, в стране есть огромная потреб- ность в молодых научно-препода- вательских кадрах. По его словам, последние двадцать пять лет в науку и образование шло не больше од- ного процента выпускников вузов. Российская наука потеряла поряд- ка миллиона человек: сыграла свою печальную роль так называемая «утечка мозгов». Вячеслав Никонов поясняет: «У нас из миллиона семи- сот тысяч ученых остались около се- мисот тысяч. Б'ольшая часть уехала на работу за границу. К сожалению, мы практически потеряли целое поколение людей, которые могли бы работать в науке. Так что потреб- ность есть, и она довольно большая в практических, прикладных иссле- дованиях, в вузах». В части связи обучения в аспи- рантуре и защиты диссертаций В. Никонов считает, что сейчас очень сложно требовать защиты от всех аспирантов: «Невозможно рассма- тривать защиту диссертаций как, грубо говоря, дипломную работу по окончании вуза. Но само представ- ление диссертации на защиту по окончании обучения могло бы быть условием завершения аспирантуры. Это может повысить количество людей, которые будут стремиться к защите кандидатской диссерта- ции. В отношении чисто научной аспирантуры речь может идти о том, чтобы предоставить самим научным организациям б'ольшую свободу в составлении собственных учеб- ных программ с тем, чтобы они были практико-ориентированными, в них была тесная связь с работой конкрет- ных институтов». Между тем мотивация защиты научных работ у выпускников аспи- рантур высших образовательных учреждений есть. Ведь те из них, кто не защитил кандидатские диссерта- ции, не могут преподавать в ведущих вузах. Это квалификационное требо- вание для работы в ведущих высших школах.

Также, по мнению депутата Госдумы, необходимо внести нали- чие ученой степени кандидата наук в профессиональные стандарты для определенного круга профессий. К слову, в последние годы происхо- АКТУАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ 8 дило сокращение диссертационных советов по всей стране. Вячеслав Никонов считает: «Сократили боль- ше советов, чем следовало. Хотя многие из них действительно за- нимались халтурой. Сейчас в Мо- сковском и Санкт-Петербургском госуниверситетах начали проводить эксперимент: там создаются соб- ственные диссертационные советы, отдельные от системы ВАК (Выс- шая аттестационная комиссия при Министерстве образования и нау- ки Российской Федерации. – Авт.). Они будут присваивать ученые сте- пени не общегосударственного, а университетского образца. Если эксперимент удастся, можно будет идти по этому пути и предоставить ведущим высшим учебным заве- дениям и научным организациям возможность создавать свои уче- ные советы для присвоения научных степеней. Что касается тех или иных специ- альностей, по которым сейчас труд- но защититься, могу сказать, что Юрий Михайлович Филиппов, руко- водитель ВАК, уже не получает ука- заний по уничтожению диссоветов, которые получал ранее. Он обещал больше так не делать». Добавим, что на круглом столе, который мы уже упоминали, свои мнения по вопросу развития аспи- рантуры высказали ведущие специа- листы в области образования. По мнению члена Комитета по образованию и науке Гаджимета Сафаралиева, необходима новая си- стема образовательных стандартов, возможно – дифференциация требо- ваний к диссертационным работам. Сафаралиев также предложил ис- пользовать систему трехсторонних договоров для решения проблемы финансирования обучения в аспи- рантуре. Заместитель министра об- разования и науки России Людмила Огородова отметила: «Несмотря на то, что в целом обучение в аспиран- туре стало доступнее, количество защит диссертаций в процентном отношении к закончившим обучение снизилось. Современные аспиранты не видят смысла, не видят ценности в защите диссертации, и у этого есть объективные причины». Нужно, чтобы наличие диплома аспирантуры, защищенной диссер- тации открывало дополнительные перспективы в карьере, уверена замминистра. Ректор Национально- го ядерного университета «Москов- ский инженерно-физический инсти- тут» Михаил Стриханов поддержал идею о необходимости мотивиро- вать аспирантов к защите диссерта- ций. Важную роль в этом может сы- грать синхронизация магистерских и аспирантских учебных программ, курирование будущих аспирантов научными руководителями. Также эксперт решительно высказался за недопустимость снижения требова- ний как к диссертациям, так и к иным квалификационным работам. Председатель ВАК, ректор Рос- сийского университета дружбы народов Владимир Филиппов, со- гласился с тем, что аспирантура без подготовки диссертации – это плохо, но обратил внимание на то, что ми- ровой опыт в этой сфере разный и диплом об окончании аспирантуры, в любом случае, является свидетель- ством высокого уровня подготовки и профессиональной компетенции выпускника. В результате сокраще- ния количества диссертационных советов, по мнению эксперта, «ушла пена», а сокращение способствовало росту качества работы. Член Коми- тета по регламенту и организации работы Государственной думы Алек- сей Кобилев предложил выделить аспирантуры в отдельные учебно-на- учные подразделения – факультеты или институты. Участники обсуждения отмеча- ли, что рынок, на который работает аспирантура, в настоящее время не является исключительно академиче- ским. Немалое число выпускников настроены на то, чтобы применять полученные при обучении в аспи- рантуре знания в бизнесе, на гос- службе, на производстве, и это объ- ективная тенденция. В связи с этим звучали предложения разработать дополнительную линейку степеней, подобных зарубежным DBA (доктор бизнес-администрирования) и DPA (доктор государственного управ- ления), для тех, кто ориентирован в большей степени на практическую работу, а не на академические иссле- дования. В ближайшее время обсуж- дение вопросов, связанных с аспи- рантурой, как уровнем образования будет продолжено. Татьяна Кузнецова

Читайте также
Комментарии