Дом ученых – связь времен
Вступление к теме
«Человек воспитывается в определенной, сложив- шейся на протяжении многих веков культурной сре-
де, незаметно вбирая в себя не только современность,
но и прошлое своих предков. История открывает ему
окно в мир, и не только окно, но и двери, даже врата.
Жить там, где жили революционеры, поэты и прозаики
великой русской литературы, жить там, где жили великие
критики и философы, ежедневно впитывать впечатления,
которые так или иначе получили отражение в великих
произведениях русской литературы, посещать квартиры-
музеи – значит обогащаться духовно.
Улицы, площади, каналы, дома, парки – напоминают,
напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво творения
прошлого, в которые вложены талант и любовь поколе- ний, входят в человека, становясь мерилом прекрасного.
Он учится уважению к предкам, чувству долга перед по- томками. И тогда прошлое и будущее становятся нераз-
рывными для него, ибо каждое поколение – это как бы
связующее звено во времени. Любящий свою родину че- ловек не может не испытывать нравственной ответствен-
ности перед людьми будущего, чьи духовные запросы бу- дут всё множиться и возрастать»1
. Экология в широком смысле
2017 год объявлен в России Годом экологии. Экологию
в настоящее время, на наш взгляд, надо понимать широ- ко, как социальный феномен, необходимый современной
цивилизации в целом для сохранения не только природ-
ного, но и историко-культурного наследия. В связи с этим
архитектурный облик Нижнего Новгорода в этом аспекте
выступает не только как эстетический ансамбль и про- мышленная градообразующая инфраструктура, но и как
философская экосистема, отражающая историческое раз-
витие города.
Этой статьей журнал «Поиск-НН» открывает комму- никационную площадку, посвященную архитектурно- му облику Нижнего Новгорода как «связующему звену
во времени».
В 2016 году произведен капитальный ремонт объекта
культурного наследия регионального значения – здания
Ремесленной управы, возведенного цеховым старши- ной красильного цеха. В 1850-х годах им был Василий
Васильевич Каширин. Здание расположено по адресу
улица Октябрьская, дом 25.
Многие нижегородцы знают это здание как Нижего- родский дом ученых, а молодежь – как Нижегородский
научно-информационный центр. Это здание является
значимым и по месту расположения в историческом
центре города, и по его историческому и современному
значению. Именно поэтому команда архитекторов и стро- ителей под руководством директора компании «Гефест»,
кандидата архитектуры Александра Шумилкина основ- ной целью реставрации и капитального ремонта здания
определила возвращение ему первоначального истори-
ческого облика, подлинной «биографии».
В этих целях была организована научно-исследова- тельская работа. Уже на стадии подготовительных работ
были проведены детальные исследования, позволившие
выявить много интересных фактов.
Торжество освящения (по-современному – ввод в экс- плуатацию) трехэтажного здания Нижегородского ремес- ленного общества состоялось 17 (29) октября 1892 года.
Сооружалось оно на взносы ремесленников, собиравши- еся несколько лет. Строительство и отделочные работы
велись за счет членов управы, а также за счет пожертво- ваний благотворителей.
Первый этаж предназначался для ремесленного учи-
лища, второй был отведен для самой управы, а также для
ссудо-сберегательного товарищества. Как сообщалось
в одной из газетных публикаций того времени, почти вся
внутренняя отделка второго этажа была сделана рука-
ми ремесленников. Даже портрет государя-императора
во весь рост написан одним из ремесленников-самоучек.
Позднее, в 1895 году, общее собрание цеховых и ре-
месленников одобрило текст памятной доски, которую
решили установить в зале присутствия управы. Текст
гласил: «Настоящий дом построен в царствование Его
Императорского Величества Государя Императора Алек- сандра III, на средства, принадлежащие Нижегородскому
цеховому обществу и пожертвованные ремесленниками
г. Нижнего Новгорода, временно записывающимися в цех,
а также из пожертвованных материалов, причем нема-
ло способствовали те же ремесленники этой постройке
произведенными ими бесплатными работами. Дом этот
построен для помещения в нем ремесленного училища
для обучения мастерствам означенных лиц. Закладка сего
дома произведена 5 мая 1891 года, а освящение 17 октября
1892 года в присутствии их превосходительств нижего- родского губернатора генерал-майора Николая Михай-
ловича Баранова и вице-губернатора, действительного
статского советника Анатолия Ильича Чайковского, го- родского головы Алексея Максимовича Губина, почетных
и именитых граждан г. Нижнего Новгорода, ремесленного
головы Алексея Ефимовича Наумова при полном составе
членов ремесленной управы и строительной комиссии,
а также при большом стечении ремесленников».
Дом с непростой судьбой
В годы Первой мировой войны в здании размещался
небольшой лазарет для раненых воинов на двенадцать
кроватей. В 1918 году здание было национализировано,
позднее в нем находился Нижегородский деловой клуб,
а с 1929 года – Дом инженерно-технических работников.
В 1920-х годах в нем время от времени проходили со- брания местных архитекторов, на которых обсуждались
актуальные вопросы архитектурной практики в горо- де. Инициатором их стал известный архитектор Семен
Антипович Новиков. После ремонта в сентябре 1937 года
в здании разместился Горьковский дом ученых. За дол-
гое время облик дома несколько изменился, но в целом
остался весьма представительным.
Архитектурные поиски
К сожалению, проектные чертежи дома не сохра-
нились (или их еще предстоит найти). Но сохранилась
до наших дней старая фотография начала ХХ века. Она
очень помогла команде проекта в работе. Главный
(уличный) фасад предстает решенным в технике откры-
той кирпичной кладки, с декором, выполненным в так
ИСТОРИЯ
Академик Дмитрий Лихачев говорил о неразрывной связи культурной среды
и воспитания человека. Сегодня пришло время вспомнить его слова.
Здание Нижегородской ремесленной управы.
Фото начала ХХ века
«Поиск-НН» № 12-1 (198-199) 29
называемом кирпичном стиле. В уровне второго этажа
размещаются две вывески. На одной надпись: «Ремес- ленная управа», на второй (ближе к нам) – «Ссудно-
сберегательное товарищество». Хорошо читается круп-
ный геометрический рисунок массивной входной двери,
установленной в одной плоскости с фасадом под кованым
козырьком (в более позднее время вход был организован
в виде ниши). В центральной части парапета виден герб
Нижегородской ремесленной корпорации.
Черно-белое изображение не передает изначального
цветового решения, но отчетливо читается единая цве-
товая гамма, темно-красная (по цвету основного строи- тельного материала). Красить стены в несколько цветов
стали позднее. Как было установлено в ходе ремонтно-
реставрационных работ, общая толщина таких поздней- ших покрытий составила до 5 мм. Разработанный проект
по капитальному ремонту здания был согласован в Управ- лении государственной охраны объектов культурного
наследия Нижегородской области.
Работа и итоги
Команда Александра
Шумилкина задалась
целью вернуть зданию
прежде всего подлин-
ность кирпичной клад- ки, которая наверняка
пострадала от времени и
столь небрежного к ней
отношения.
– Александр Серге-
евич, здание в двад-
цатом веке несколько
раз было покрашено
в различные цвета,
дополнено пристро-
ями, несколько окон
заложено, демонти-
рованы декоратив- ные элементы кры-
ши, придававшие
зданию гармонич-
ную завершенность.
Вы же обозначили цель вернуть зданию прежде всего
подлинность кирпичной кладки, которая наверняка
пострадала от времени и столь небрежного к ней отно-
шения. Каково было состояние здания после проведе-
ния расчистки стен?
– Работы по капитальному ремонту и реставра- ции здания начались в начале ноября с расчистки стен
от позднейших окрасочных наслоений. Это делалось
с помощью специальной бластинговой установки с мел-
ко-дисперсной крошкой на основе соды, что минимизи-
ровало утраты подлинного слоя кирпичной кладки стен
здания. После удаления поздних красочных слоев фасад
здания предстал перед нами в весьма плачевном состоя-
нии: выкрашивание подлинного кирпича, следы поздних
советских ремонтов, цементно-песчаные докомпоновки,
выходы солей, поражение домовым грибком. Предсто- яла большая и кропотливая работа по сохранению под- линности здания и воссоздания его былого вида. Важно
отметить, что все работы были выполнены при плюсовой
температуре, несмотря на зимнее время, за счет создания
теплового контура вокруг здания.
– Александр Сергеевич, облик здания после капи- тального ремонта кардинально изменился, и нижего-
родцы отмечают важность возврата к историческому
виду здания. Вы ставили перед исполнителями за-
дачу максимального сохранения всех исторических
подлинных элементов, материалов, а для этого необ-
ходимы продуманные строительные и реставрацион-
ные решения. Какие технологии были применены для
столь сложного и обширного объема работ?
– Была проведена титаническая работа по восстанов-
лению частично утраченной фасадной кирпичной кадки,
кирпич за кирпичом специалисты восполняли утраты.
Реставраторы нанесли на стены здания последователь-
но грунтовочные составы, составы для выведения солей
из кладки и растворы, защищающие ее от распростра-
нения домового грибка, реставрационные фасадные
смеси, гидрофобизирующие составы. Большая часть ма-
териалов была применена из линейки продуктов герман-
ской фирмы Remmers, хорошо зарекомендовавшей себя
на реставрационном рынке. Поздние советские пристрои
к зданию, выполненные из силикатного кирпича, были
осознанно выделены нейтральным цветом и оштукатуре-
ны. На оконных наличниках были докомпонованы утра-
ты и сколы, особенно на первом этаже здания, подвер- женном сильному воздействию атмосферных осадков.
Для дополнительной защиты от дорожной пыли и грязи
было установлено защитное фасадное ограждение вдоль
главного фасада здания.
Был обновлен фасадный декоративный наличник под- линной входной двери здания, заменены советские двер-
ные полотна входной группы; расстекловка новых окон
стала повторять историческую; раскрыты два подлинных
окна; восстановлена отмостка, водосточные трубы и уста-
новлены новые противопожарные лестницы. Утраченный
после Октябрьской революции 1917 года герб ремеслен-
ной управы было решено заменить современным гербом
Нижегородской области. Благодаря ночной подсветке
фасада рельефность и пластика архитектурных деталей
приобрели новое яркое звучание. Все это позволило вер- нуть зданию утраченную доминирующую роль на истори-
ческой улице центра города. Здание обрело новую жизнь.
Александр Шумилкин также пояснил ситуацию с уста- новкой герба Нижегородской области: «Ряд работ, на наш
взгляд, имеет символическое значение для историческо-
го центра нашего города. Так, установка герба Нижегород- ской области, выполненная строителями в условиях слож-
ной зимней погоды, – не просто часть производственного
цикла капитального ремонта и реставрации, но и симво- лическая историческая справедливость по отношению
к тем нижегородским ремесленникам, которые за свой
труд и значимость для города были удостоены чести по-
местить герб на здании Ремесленной управы».
Команда архитекторов и строителей уверена, что зда- ние Центра (объекта культурного наследия), исторически
предназначавшееся для размещения в нем солидного
учреждения (Ремесленной управы), обладающее харак-
терной объемно-пространственной композицией и пла- нировочной структурой, приобретает утраченное ранее
значение доминирующего архитектурного акцента исто-
рического ансамбля каменной застройки Октябрьской
(Дворянской) улицы Нижнего Новгорода.
Читайте также