Дом ученых – связь времен

Вступление к теме «Человек воспитывается в определенной, сложив- шейся на протяжении многих веков культурной сре- де, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже врата. Жить там, где жили революционеры, поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры- музеи – значит обогащаться духовно. Улицы, площади, каналы, дома, парки – напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколе- ний, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед по- томками. И тогда прошлое и будущее становятся нераз- рывными для него, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину че- ловек не может не испытывать нравственной ответствен- ности перед людьми будущего, чьи духовные запросы бу- дут всё множиться и возрастать»1 . Экология в широком смысле 2017 год объявлен в России Годом экологии. Экологию в настоящее время, на наш взгляд, надо понимать широ- ко, как социальный феномен, необходимый современной цивилизации в целом для сохранения не только природ- ного, но и историко-культурного наследия. В связи с этим архитектурный облик Нижнего Новгорода в этом аспекте выступает не только как эстетический ансамбль и про- мышленная градообразующая инфраструктура, но и как философская экосистема, отражающая историческое раз- витие города. Этой статьей журнал «Поиск-НН» открывает комму- никационную площадку, посвященную архитектурно- му облику Нижнего Новгорода как «связующему звену во времени». В 2016 году произведен капитальный ремонт объекта культурного наследия регионального значения – здания Ремесленной управы, возведенного цеховым старши- ной красильного цеха. В 1850-х годах им был Василий Васильевич Каширин. Здание расположено по адресу улица Октябрьская, дом 25. Многие нижегородцы знают это здание как Нижего- родский дом ученых, а молодежь – как Нижегородский научно-информационный центр. Это здание является значимым и по месту расположения в историческом центре города, и по его историческому и современному значению. Именно поэтому команда архитекторов и стро- ителей под руководством директора компании «Гефест», кандидата архитектуры Александра Шумилкина основ- ной целью реставрации и капитального ремонта здания определила возвращение ему первоначального истори- ческого облика, подлинной «биографии». В этих целях была организована научно-исследова- тельская работа. Уже на стадии подготовительных работ были проведены детальные исследования, позволившие выявить много интересных фактов. Торжество освящения (по-современному – ввод в экс- плуатацию) трехэтажного здания Нижегородского ремес- ленного общества состоялось 17 (29) октября 1892 года. Сооружалось оно на взносы ремесленников, собиравши- еся несколько лет. Строительство и отделочные работы велись за счет членов управы, а также за счет пожертво- ваний благотворителей. Первый этаж предназначался для ремесленного учи- лища, второй был отведен для самой управы, а также для ссудо-сберегательного товарищества. Как сообщалось в одной из газетных публикаций того времени, почти вся внутренняя отделка второго этажа была сделана рука- ми ремесленников. Даже портрет государя-императора во весь рост написан одним из ремесленников-самоучек. Позднее, в 1895 году, общее собрание цеховых и ре- месленников одобрило текст памятной доски, которую решили установить в зале присутствия управы. Текст гласил: «Настоящий дом построен в царствование Его Императорского Величества Государя Императора Алек- сандра III, на средства, принадлежащие Нижегородскому цеховому обществу и пожертвованные ремесленниками г. Нижнего Новгорода, временно записывающимися в цех, а также из пожертвованных материалов, причем нема- ло способствовали те же ремесленники этой постройке произведенными ими бесплатными работами. Дом этот построен для помещения в нем ремесленного училища для обучения мастерствам означенных лиц. Закладка сего дома произведена 5 мая 1891 года, а освящение 17 октября 1892 года в присутствии их превосходительств нижего- родского губернатора генерал-майора Николая Михай- ловича Баранова и вице-губернатора, действительного статского советника Анатолия Ильича Чайковского, го- родского головы Алексея Максимовича Губина, почетных и именитых граждан г. Нижнего Новгорода, ремесленного головы Алексея Ефимовича Наумова при полном составе членов ремесленной управы и строительной комиссии, а также при большом стечении ремесленников». Дом с непростой судьбой В годы Первой мировой войны в здании размещался небольшой лазарет для раненых воинов на двенадцать кроватей. В 1918 году здание было национализировано, позднее в нем находился Нижегородский деловой клуб, а с 1929 года – Дом инженерно-технических работников. В 1920-х годах в нем время от времени проходили со- брания местных архитекторов, на которых обсуждались актуальные вопросы архитектурной практики в горо- де. Инициатором их стал известный архитектор Семен Антипович Новиков. После ремонта в сентябре 1937 года в здании разместился Горьковский дом ученых. За дол- гое время облик дома несколько изменился, но в целом остался весьма представительным. Архитектурные поиски К сожалению, проектные чертежи дома не сохра- нились (или их еще предстоит найти). Но сохранилась до наших дней старая фотография начала ХХ века. Она очень помогла команде проекта в работе. Главный (уличный) фасад предстает решенным в технике откры- той кирпичной кладки, с декором, выполненным в так ИСТОРИЯ Академик Дмитрий Лихачев говорил о неразрывной связи культурной среды и воспитания человека. Сегодня пришло время вспомнить его слова. Здание Нижегородской ремесленной управы. Фото начала ХХ века «Поиск-НН» № 12-1 (198-199) 29 называемом кирпичном стиле. В уровне второго этажа размещаются две вывески. На одной надпись: «Ремес- ленная управа», на второй (ближе к нам) – «Ссудно- сберегательное товарищество». Хорошо читается круп- ный геометрический рисунок массивной входной двери, установленной в одной плоскости с фасадом под кованым козырьком (в более позднее время вход был организован в виде ниши). В центральной части парапета виден герб Нижегородской ремесленной корпорации. Черно-белое изображение не передает изначального цветового решения, но отчетливо читается единая цве- товая гамма, темно-красная (по цвету основного строи- тельного материала). Красить стены в несколько цветов стали позднее. Как было установлено в ходе ремонтно- реставрационных работ, общая толщина таких поздней- ших покрытий составила до 5 мм. Разработанный проект по капитальному ремонту здания был согласован в Управ- лении государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области. Работа и итоги Команда Александра Шумилкина задалась целью вернуть зданию прежде всего подлин- ность кирпичной клад- ки, которая наверняка пострадала от времени и столь небрежного к ней отношения. – Александр Серге- евич, здание в двад- цатом веке несколько раз было покрашено в различные цвета, дополнено пристро- ями, несколько окон заложено, демонти- рованы декоратив- ные элементы кры- ши, придававшие зданию гармонич- ную завершенность. Вы же обозначили цель вернуть зданию прежде всего подлинность кирпичной кладки, которая наверняка пострадала от времени и столь небрежного к ней отно- шения. Каково было состояние здания после проведе- ния расчистки стен? – Работы по капитальному ремонту и реставра- ции здания начались в начале ноября с расчистки стен от позднейших окрасочных наслоений. Это делалось с помощью специальной бластинговой установки с мел- ко-дисперсной крошкой на основе соды, что минимизи- ровало утраты подлинного слоя кирпичной кладки стен здания. После удаления поздних красочных слоев фасад здания предстал перед нами в весьма плачевном состоя- нии: выкрашивание подлинного кирпича, следы поздних советских ремонтов, цементно-песчаные докомпоновки, выходы солей, поражение домовым грибком. Предсто- яла большая и кропотливая работа по сохранению под- линности здания и воссоздания его былого вида. Важно отметить, что все работы были выполнены при плюсовой температуре, несмотря на зимнее время, за счет создания теплового контура вокруг здания. – Александр Сергеевич, облик здания после капи- тального ремонта кардинально изменился, и нижего- родцы отмечают важность возврата к историческому виду здания. Вы ставили перед исполнителями за- дачу максимального сохранения всех исторических подлинных элементов, материалов, а для этого необ- ходимы продуманные строительные и реставрацион- ные решения. Какие технологии были применены для столь сложного и обширного объема работ? – Была проведена титаническая работа по восстанов- лению частично утраченной фасадной кирпичной кадки, кирпич за кирпичом специалисты восполняли утраты. Реставраторы нанесли на стены здания последователь- но грунтовочные составы, составы для выведения солей из кладки и растворы, защищающие ее от распростра- нения домового грибка, реставрационные фасадные смеси, гидрофобизирующие составы. Большая часть ма- териалов была применена из линейки продуктов герман- ской фирмы Remmers, хорошо зарекомендовавшей себя на реставрационном рынке. Поздние советские пристрои к зданию, выполненные из силикатного кирпича, были осознанно выделены нейтральным цветом и оштукатуре- ны. На оконных наличниках были докомпонованы утра- ты и сколы, особенно на первом этаже здания, подвер- женном сильному воздействию атмосферных осадков. Для дополнительной защиты от дорожной пыли и грязи было установлено защитное фасадное ограждение вдоль главного фасада здания. Был обновлен фасадный декоративный наличник под- линной входной двери здания, заменены советские двер- ные полотна входной группы; расстекловка новых окон стала повторять историческую; раскрыты два подлинных окна; восстановлена отмостка, водосточные трубы и уста- новлены новые противопожарные лестницы. Утраченный после Октябрьской революции 1917 года герб ремеслен- ной управы было решено заменить современным гербом Нижегородской области. Благодаря ночной подсветке фасада рельефность и пластика архитектурных деталей приобрели новое яркое звучание. Все это позволило вер- нуть зданию утраченную доминирующую роль на истори- ческой улице центра города. Здание обрело новую жизнь. Александр Шумилкин также пояснил ситуацию с уста- новкой герба Нижегородской области: «Ряд работ, на наш взгляд, имеет символическое значение для историческо- го центра нашего города. Так, установка герба Нижегород- ской области, выполненная строителями в условиях слож- ной зимней погоды, – не просто часть производственного цикла капитального ремонта и реставрации, но и симво- лическая историческая справедливость по отношению к тем нижегородским ремесленникам, которые за свой труд и значимость для города были удостоены чести по- местить герб на здании Ремесленной управы». Команда архитекторов и строителей уверена, что зда- ние Центра (объекта культурного наследия), исторически предназначавшееся для размещения в нем солидного учреждения (Ремесленной управы), обладающее харак- терной объемно-пространственной композицией и пла- нировочной структурой, приобретает утраченное ранее значение доминирующего архитектурного акцента исто- рического ансамбля каменной застройки Октябрьской (Дворянской) улицы Нижнего Новгорода.
Читайте также
Комментарии
Свежий выпуск