Итоги приемной кампании в вузы

Очередная приемная кампания в нижегородские вузы высветила тенденции к сокращению всех основных показателей: прием, выпуск, контингент, количество работников. Эксперты связывают это с демографическими, экономическими, политическими процессами, происходящими в России, и прогнозируют дальнейшее снижение.

В 2015/2016 учебном году в Нижегородской области прием абитуриентов осуществлялся в 11 государственных вузах, двух негосударственных вузах, 16 филиалах государственных вузов, два из которых ведут обучение по программам профессионального образования, семи филиалах негосударственных вузов. На начало года в вузы по программам бакалавриата и специалитета, а также программам профессионального образования, реализуемым вузами, по всем формам обучения было зачислено в государственные и негосударственные вузы: 23 280 человек (в 2014/2015 учебном году – 25 658 чел.), из них по очной форме обучения 13,6 тыс чел. (2014/2015 уч. год – 13,7 тыс чел.), по заочной форме обучения 8,8 тыс чел. (2014/2015 уч. год – 10,58 тыс чел.), по очно-заочной форме обучения – 832 чел. (2014/2015 уч. год – 960 чел.). Из общего числа в негосударственные вузы было зачислено 1 345 чел. (2014/2015 уч. год – 2 843 чел.).

Рис.1. Совокупный прием в вузы по всем формам обучения

Можно отметить следующие тенденции приема в вузы: на протяжении временного периода с 2000 по 2015 гг. наибольшую динамику в изменениях демонстрирует платная форма обучения, данная форма также наиболее привязана к динамике выпуска из 11-х классов школ Нижегородской области. Суммарный прием на бюджетную основу на данном промежутке времени остается достаточно стабильным с небольшим уменьшением. Прием на заочную форму обучения в течение последних трех лет демонстрирует устойчивое снижение, на очно-заочную форму обучения традиционно крайне незначителен. Прием на программы магистратуры показывает высокую положительную динамику: в 2015 г. – 3 961 чел., в 2014 г. – 2 254 чел., в 2013 г. – 2 484 чел.

Рис.2 Динамика контингента студентов в государственных и негосударственных вузах Нижегородской области

Снижение приема в вузы повлияло на изменение общего количества студентов. Контингент студентов по всем формам обучения по программам бакалавриата, специалитета, профессионального образования в 2015/2016 учебном году в государственных и негосударственных вузах составил 99,3 тыс чел. (2014 г. – 114 тыс. чел.), из них по очной форме обучения – 51,5 тыс чел. (2014 г. – 57,1 тыс чел.), по заочной форме – 43,6 тыс чел. (2014 г. – 49,2 тыс чел.), по очно-заочной форме обучения – 4,2 тыс чел. (2014 г. – 4,6 тыс чел.).

Можно отметить и уменьшение выпуска. Выпуск специалистов из государственных вузов Нижегородской области в 2015 году составил 25,8 тыс чел. (2014 г. – 26,2 тыс чел.), из них по очной форме обучения – 15,8 тыс чел. (2014 г. – 13,7 тыс чел.), по заочной форме обучения – 8,9 тыс чел. (2014 г. – 15,2 тыс чел.), по очно-заочной форме обучения – 1 тыс чел. 2014 г. – 1,3 тыс чел.). Из негосударственных вузов в 2015 г. было выпущено 3,2 тыс чел. (2014 г. – 4 тыс чел.).

Анализируя динамику приема по очной форме обучения в государственные вузы по укрупненным группам направлений подготовки (бакалавриат) (УГН) и специальностей (УГС), можно отметить снижение приема по следующим группам: «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Науки об обществе», «Образование и педагогические науки», «Искусство и культура»; увеличение приема – по группам «Математические и естественные науки», «Здравоохранение и медицинские науки», «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», «Гуманитарные науки». По-прежнему наибольшее количество абитуриентов поступают обучаться по группе «Науки об обществе», «Инженерное дело, технологии и технические науки». На первое место по количеству зачисленных вышла группа «Науки об обществе» (33,8% всех зачисленных), далее – «Инженерное дело, технологии и технические науки» (29,9% всех зачисленных), третья по величине группа приема – «Здравоохранение и медицинские науки» и «Образование и педагогические науки» (9% всех зачисленных).

Читайте также
Комментарии