Путевка в большую науку

Цель конференции «Школа юного исследователя» — поддержка и стимулирование интереса молодежи к научной сфере. Конференция проводилась ИПФ РАН совместно с ННГУ им. Н. И. Лобачевского, НГТУ им. Р. Е. Алексеева, ННГАСУ, Нижегородским научно-просветительским центром «Знание-НН» и Нижегородской региональной организацией профсоюза работников РАН при поддержке министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области 28–29 марта 2019 г.

Конкурс исследовательских работ

На конкурс исследовательских работ, организованный в рамках конференции совместно с ННГУ им. Н. И. Лобачевского и НГТУ им. Р. Е. Алексеева, юные исследователи 7-11 классов из Нижнего Новгорода и области, Нальчика и Владимира представили свои первые научные достижения в области физики, астрономии и астрофизики, биологии и биофизики, химии, прикладной информатики и математики, техники. В устных и стендовых секциях были заслушаны 143 научных доклада, отобранных по итогам заочного тура конкурса, в котором приняли участие 285 школьников. В программу конференции входили встречи с учеными, экскурсии в исследовательские лаборатории.

Работы школьников оценивали ведущие ученые ИПФ РАН, доктора и кандидаты наук, а победители конкурса исследовательских работ XIV региональной естественнонаучной конференции «Школа юного исследователя» награждены дипломами и призами. По результатам конкурса победителями признаны 40 участников. Призы ННГУ им. Н. И. Лобачевского вручены восьми участникам, призы НГТУ им. Р. Е. Алексеева — девяти участникам. Призерами второй степени жюри признало 33 человек, призерами третьей степени — 44 человек. Специальные дипломы молодежного жюри получили 12 юных исследователей, призы школьного жюри (стендовая сессия) — пять исследователей, педагогического жюри (стендовая сессия) — девять исследователей. Участие в конкурсе учебно-исследовательских работ школьников дает победителям и призерам право на начисление дополнительных баллов при поступлении в вуз.

— Чаще всего темы своих научно-исследовательских работ ребята придумывают сами, иногда мы подсказываем им интересные направления, и возможность фантазировать всем очень нравится, — пояснили научные руководители школьников: научный сотрудник ИПФ РАН, к. ф.-м. н. Анна Зотова и младший научный сотрудник ИПФ РАН Дмитрий Собгайда. — Многие темы рождаются в летних исследовательских сменах «Умные каникулы» в Детском образовательно-оздоровительном лагере имени Н. С. Талалушкина ИПФ РАН, организуемых с 2003 года. Цель летних программ — утверждение приоритета научного мировоззрения, популяризация интеллектуальной деятельности в среде школьников, выявление и поддержка детей, имеющих склонность к научному творчеству. За смену продолжительностью в 21 день школьники 6-10 классов учатся выполнять и представлять учебно-исследовательские работы по физике, астрономии, химии, биологии. В конце смен проводится итоговая конференция «В мире знаний», на которой ребята презентуют свои работы, выполненные под нашим руководством. Победители конференции получают призы и возможность продолжить исследовательскую работу в научном объединении школьников «Школа юного исследователя» ИПФ РАН. Во время летних исследовательских смен для ребят организуются экскурсии в научные организации Нижнего Новгорода и встречи с ведущими учеными, а также выпускается сборник учебно-исследовательских и творческих работ участников конференции «В мире знаний».

Десятиклассница нижегородского лицея № 40 Василиса Быкова и девятиклассник этого же лицея Сергей Коган являются постоянными участниками региональных естественнонаучных конференций «Школа юного исследователя» ИПФ РАН. Ребят приглашают на подобные конференции и в другие научные центры России. Например, Василиса является призером Сахаровских чтений в Санкт-Петербурге, а Сергею вручен диплом Харитоновских чтений, состоявшихся в Сарове в 2019 г.

— Моя научная работа в секции «Физика, оптика» называется «Лазерный фотоэлектрический эллипсометр», — рассказала Василиса Быкова. — Я выполняла ее на базе Школы юного исследователя ИПФ РАН, моим научным руководителем был ведущий научный сотрудник Института физики микроструктур РАН, кандидат физико-математических наук Михаил Афанасьевич Новиков. Эта тема интересна тем, что в настоящее время большое внимание уделяется влиянию различного света на живые организмы и процессы их жизнедеятельности, в том числе растений (фотосинтез). С помощью лазерного фотоэлектрического эллипсометра станет возможно исследовать влияние циркулярно-поляризованного света на растения.

— Тема моей работы в секции «Физика, оптика» — «Исследование хиральности лекарств и сахаров различных производителей методом оптической поляриметрии», — отметил Сергей Коган. — Я тоже выполнял работу на базе Школы юного исследователя ИПФ РАН, моим научным руководителем тоже был Михаил Афанасьевич Новиков. В наши дни остро стоит проблема поддельных лекарств, и при помощи некоторых физических методов в ряде случаев можно выявить поддельные или некачественные лекарства или продукты питания, избавив людей от поставок недобросовестных производителей. К сожалению, на лекарственном рынке встречается много наименований лекарств единственного производителя, и он как монополист может в целях экономии средств выпускать не совсем качественную продукцию. Этот метод не принципиально новый, но моя работа даст возможность выявить эти монополии и определить качество их продукции.

Творческий конкурс «Очарование науки»

Наряду с конкурсом исследовательских работ в эти же дни работала выставка рисунков и фотографий «Очарование науки». На ней были представлены художественные и фотоработы взрослых и детей, посвященные удивительным научным фактам, научным явлениям вокруг нас, юным исследователям и их наставникам, научно-техническому творчеству, произведениям инженерно-технического творчества и технологическим объектам, в которых использованы научные разработки.

В отборочном туре конкурса 104 автора представили 182 работы, а на финал в рамках выставки были представлены работы 52 авторов: 19 графических и живописных работ и 54 фотоработы (коллажи, одиночные фотографии и фотосерии). Приз Нижегородского научно-просветительского центра «Знание-НН» вручен Наталье Рыжиковой из Сосновской средней школы №1 пос. Сосновское Нижегородской области за компьютерную графику «Портрет А. Эйнштейна» в номинации «Юные исследователи и их наставники». Призы Нижегородской региональной организации профсоюза работников РАН вручены трем участникам, дипломы I степени получили 14 человек, призерами II степени стали 10 человек, призерами III степени — 13 человек.

Со списком победителей и призеров конкурса исследовательских работ и творческого конкурса «Очарование науки» можно ознакомиться на сайте aknn.iapras.ru

На конференции работала и педагогическая секция. Ее темой стал вопрос «Steam — нужен ли данный предмет в школьном курсе?». Педагоги и научные руководители исследовательских работ школьников обсудили перспективы и проблемы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников в контексте обновления содержания общего образования. Модератор секции Николай Лапин, доцент НГПУ им. К. Минина, к. ф.-м. н., заведующий научно-исследовательским отделом Нижегородского планетария познакомил слушателей с организацией образовательного пространства в школах США.

Читайте также
Комментарии
Свежий выпуск