Наша новая школа. Идеи молодых

Сегодня Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского является центром интеграции образовательной, научной и культурной жизни региона, создает условия для широкого привлечения талантливой молодежи к научно-образовательной деятельности, для расширения и укрепления научно-педагогических школ ННГУ. Арзамасский филиал, являясь неотъемлемой частью университета, активно содействует сохранению и укреплению роли ННГУ как одного из ведущих научно-исследовательских университетов России, способствует воспитанию у обучающихся потребности в постоянном обновлении знаний, развитию лидерских качеств, осуществляет формирование высококультурной, социально активной и гармонично развитой личности будущего специалиста.

На протяжении четырех лет в Арзамасском филиале в рамках деятельности Научно-методического центра имени В. П. Вахтерова, функционирующего при кафедре педагогики и психологии педагогического образования, проводится Региональный конкурс научно-исследовательских проектов «Наша новая школа» для молодых ученых (студентов СПО, бакалавров, магистрантов).

Организация конкурса «Наша новая школа», в первую очередь, позволяет вовлечь студентов в научно-исследовательскую деятельность, подготовить научно-педагогические и научные кадры, выявить наиболее одаренных и талантливых студентов. При этом участие в конкурсе не только развивает у студентов интерес к научному творчеству, творческое мышление и самостоятельность при решении научно-педагогических задач, но и способствует формированию положительного отношения к педагогической профессии, использованию их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных педагогических проблем.

Традиционно конкурс проводится в два этапа. В рамках очного тура происходит публичная защита отобранных жюри проектов в рамках Недели студенческой науки в Арзамасском филиале. Научно-исследовательский проект конкурсантов, как правило, представляет собой самостоятельно проведенное исследование, опробованное на практике и имеющее подтверждение в публикациях и выступлениях на конференциях и семинарах различного уровня.

Работа жюри, состоящего из ведущих специалистов по направлениям конкурса, включает оценку каждого проекта по нескольким критериям. На заочном этапе оцениваются соответствие темы, цели и задач проекта выбранному направлению, постановка проблемы, ее актуальность и значимость, оригинальность идеи, научная новизна и теоретическая обоснованность проекта, описание применяемой методики, технологии, проверяется качество содержания работы, четкость ее структуры, анализируются результаты, достоверность и обоснованность выводов. Особо отмечаются апробация работы (представление на конференциях, конкурсах, выставках разного уровня) и ее внедрение в практику, перспективы дальнейшего развития темы. Также обращается внимание на общее оформление проекта в соответствии с требованиями. В очном туре жюри оценивает оригинальность подачи основных положений проекта, его публичное представление, качество презентации и аргументированность ответов на вопросы. Как правило, победители конкурса награждаются дипломами I, II и III степеней, дипломами по специальным номинациям, ценными подарками, а научные руководители – благодарственными письмами.

Ежегодно конкурс проводится по нескольким направлениям, которые меняются в зависимости от актуальности тех или иных педагогических проблем.

Так, в 2014 году конкурс проводился только среди студентов филиала и включал пять направлений: «Новые образовательные технологии в преподавании школьных дисциплин»; «Система поддержки одаренных детей»; «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации»; «Сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи»; «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи». Особо приветствовались работы, тематически связанные со значимыми юбилейными датами в истории филиала (80-летие со дня основания Арзамасского государственного педагогического института им. А. П. Гайдара и 110-летие со дня рождения А. П. Гайдара). Победителями конкурса 2014 года стали студентки 3-го курса факультета дошкольного и начального образования М. С. Овечкина и М. В. Молькова, а также магистрантка 1-го курса И. В. Тихомирова с проектом «В гостях у самовара».

В 2015 году географические рамки конкурса были расширены. Участие в нем могли принять студенты не только филиала, но и высших учебных заведений всей Нижегородской области по пяти новым направлениям: «Образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы в условиях реализации ФГОС»; «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи»; «Технологические приемы медиаобразования как средства формирования медиаграмотности обучающихся»; «Инклюзивное образование»; «Педагогика чтения». Диплом I степени за проект «Педагогика чтения в контексте организации внеклассной воспитательной работы в современной школе» получила Е. В. Горькова, студентка 4-го курса историко-филологического факультета (профили подготовки «История» и «Обществознание»).

В 2016 году, в связи с принятием Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы», утвержденной

Правительством РФ 30 декабря 2015 г., конкурс «Наша новая школа» проводился по трем направлениям.

Первое предназначено для магистрантов и направлено на разработку научно-методического сопровождения патриотического воспитания граждан РФ (мониторинг эффективности патриотического воспитания граждан; способы и технологии измерения, показатели, отражающие уровень патриотического воспитания граждан; эффективные практики патриотического воспитания граждан; разработка новых программ, методических подходов и технологий патриотического воспитания; апробация и внедрение современных программ, методик и технологий в деятельность по патриотическому воспитанию).

Во втором направлении могли принять участие студенты-бакалавры, которые представили новые формы и методы работы по патриотическому воспитанию граждан РФ. Это разработка авторских моделей (событий, форм), направленных на содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга.

В рамках третьего направления участвовали студенты среднего профессионального образования, которые представили эффективные практики патриотического воспитания в системе среднего профессионального образования.

Победителем конкурса «Наша новая школа» в 2016 году стала Д. В. Иванова, студентка 5-го курса ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» (научный руководитель – к. п. н., доцент В. В. Константинова), с проектом «Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики». Также были определены победители в номинациях: «Высокая практическая значимость проекта», «Научная достоверность и теоретическая обоснованность проекта», «Инновационный подход к организации патриотического воспитания», «Активный участник в деятельности по патриотическому воспитанию».

Опыт проведения конкурса «Наша новая школа» показывает, что с каждым годом студенты предлагают всё более интересные инновационные идеи для решения задач в области воспитания и обучения граждан РФ, а жюри отмечает, что большинство проектов, представленных на конкурс, действительно имеет большую социальную, практическую значимость и перспективы развития. При этом участие в конкурсе позволяет студентам в дальнейшем определять важные для себя цели и коллективно находить пути их достижения, в том числе и в своей будущей профессиональной деятельности.

Решая вопрос о подготовке нового поколения педагогических работников, способных квалифицированно, компетентно решать профессиональные задачи, готовых к инновационной деятельности, к сотрудничеству со всеми участниками образовательного процесса, к реализации социального заказа общества в условиях перехода на новые стандарты, мы предлагаем студентам принимать участие в конкурсе «Наша новая школа», ведь это уникальная возможность продемонстрировать и воплотить в жизнь свои идеи и проекты!

Читайте также
Комментарии