50 лет на одном предприятии
— С Нижним Новгородом меня связывают почти семь десятилетий, хотя я не коренной горьковчанин, — рассказывает представитель старшего поколения семьи Евгений Федорович Турлапов. — В Горький я впервые приехал студентом Ленинградского кораблестроительного института для прохождения практики на заводе имени Г. И. Петровского и в 1951 году, окончив вуз, получил распределение на это же предприятие. По моей специальности можно было трудоустроиться в Ленинграде, но я выбрал Горький. Мне понравились город, заводской коллектив и более мягкий по сравнению с ленинградским климат.
В первые годы работы на заводе Евгений Турлапов задумывался о переходе к научно-исследовательской деятельности. В 1952 г. подал заявление в аспирантуру Ленинградского кораблестроительного, был принят, но переезд все же не состоялся: в северной столице у семьи молодого специалиста, в которой уже было двое детей, не было квартиры; кроме того, на горьковском заводе ему предложили возглавить сборочный участок. Затем последовала должность замначальника сборочного цеха, выпускавшего торпедно-минное вооружение и магнитофонную продукцию военного назначения. В итоге производству было отдано 11 лет.
В 1962 г. Евгений Федорович был назначен главным инженером завода и проработал на этом посту почти три года. В тот период его деятельность сводилась в основном к борьбе за план, но его по-прежнему тянуло к научно-исследовательской и конструкторской работе. В 1964 г. он перешел в конструкторское бюро завода и возглавил лабораторию, работающую по теме «Голец» над созданием подводной мины-ракеты. Тема была конкурсной — кроме горьковского завода ей параллельно занимался и ленинградский ЦНИИ «Гидроприбор». Лаборатория Турлапова разрабатывала дежурный канал мины, выполняющий обнаружение цели и наведение на цель по шуму винтов корабля. В ходе проектирования изучались шумы кораблей и подводных лодок в трех диапазонах — инфразвуковом, слышимом и ультразвуковом — библиотека шумов составила 180 км магнитофонных пленок. По итогам конкурса в мину-ракету вошел дежурный канал завода им. Петровского и боевая часть от «Гидроприбора». В начале 80-х Евгений Федорович был удостоен ордена Трудового Красного Знамени за эту разработку.
— Со временем на заводе стала меняться номенклатура выпускаемой продукции: спецтехника для ВМФ стала уступать место гражданскому ассортименту, — вспоминает Е. Ф. Турлапов. — В середине 50-х годов ХХ века наш завод стал первым в стране предприятием, специализировавшимся на серийном производстве аппаратуры магнитной записи, и единственным заводом, обеспечивающим радиовещание и телевидение СССР профессиональными и репортерскими магнитофонами «Репортер», «МАГ» и «МЭЗ». Во время подготовки ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1957 года на Большой и Малой аренах стадиона «Лужники» было установлено 150 магнитофонов «МЭЗ-2815», сделанных на заводе. За разработку магнитофона «Репортер» и постановку на производство я был награжден бронзовой медалью ВДНХ, и принадлежавший мне экземпляр «Репортера» сейчас выставлен в музее завода. В 1966 году в отделе магнитной записи был создан магнитофон «Романтик», один из самых популярных в СССР. В последующем поставлен на производство полупрофессиональный магнитофон «Тембр-2». В 1972 году завод разработал первый в стране видеомагнитофон «Уран», выпустив небольшую опытную партию. Во всех перечисленных проектах я участвовал.
С 1986 г. Евгений Федорович работал в заводском отделе технического контроля, а в середине 90-х годов ушел на заслуженный отдых. В целом заводу имени Г. И. Петровского, ставшему ему вторым домом, отдано почти полвека. До 2012 г. он стоял во главе Совета ветеранов предприятия, да и сейчас еще продолжает работать в Совете — например, ежемесячно на компьютере составляет список юбиляров. Завод помогает семьям ветеранов в решении бытовых вопросов.
Идеальная классификация
У Вадима Евгеньевича Турлапова, сына Евгения Федоровича, более 50 лет жизни связаны с Нижегородским государственным университетом им. Н. И. Лобачевского. Д. т. н., профессор кафедры математического обеспечения и суперкомпьютерных технологий (МОСТ) Института ИТММ ННГУ, он является членом программных комитетов трех международных конференций: GraphiCon, Russian Supercomputing Days, ПаВТ, руководителем направления магистратуры, рецензентом двух журналов, индексируемых в Scopus, членом редколлегии журнала Pattern Recognition and Image Analysis, руководителем гранта РНФ, преподавателем дисциплин: «Компьютерная графика», «Вычислительная геометрия», «Геометрическое моделирование», «Современная компьютерная графика», «Актуальные методы и технологии», Computer Graphics (на английском языке для иностранных студентов) и научным руководителем шести аспирантов, 15 магистрантов и 14 студентов бакалавриата.
По окончании радиофака Горьковского государственного университета в 1971 г. он стал работать в НИИПМК при ГГУ (ННГУ) и вскоре был назначен ответственным исполнителем по хоздоговору с производственным объединением (ПО) «Гидромаш». В 70-е годы была очень популярна тематика, связанная с разработкой систем автоматизированного проектирования, и коллективу НИИПМК под руководством А. В. Сергиевского Минавиапромом СССР была поручена задача автоматизации проектирования шасси летательных аппаратов, проектируемых ПО «Гидромаш».
— Мне досталась задача автоматизации проектирования кинематики уборки/выпуска шасси летательных аппаратов, — говорит Вадим Евгеньевич Турлапов. — К середине 80-х годов наша система для автоматизации проектирования кинематики механизмов летательных аппаратов была принята в эксплуатацию, причем не только на ПО «Гидромаш», но и на многих других предприятиях и ОКБ Минавиапрома СССР. Так, она использовалась для конструирования шасси истребительной авиации в ОКБ им. Микояна, самолетов вертикального взлета в ОКБ им. Яковлева и шасси космического корабля «Буран» и была в итоге включена в состав межотраслевого программного обеспечения, создаваемого в конце 80-х годов Научно-исследовательским центром автоматизированных систем конструирования (НИЦАСК). В 1986 году эта система выставлялась на площадке НИЦАСК и получила золотую медаль на закрытом филиале ВДНХ, отведенном девяти министерствам ВПК СССР. До настоящего момента система используется в ОКБ ПО «Гидромаш».
В 1999–2002 гг. В. Е. Турлапов учился и закончил защитой очную докторантуру по специальности «Инженерная геометрия и компьютерная графика» при кафедре прикладной геометрии МАИ. В его докторской диссертации «Геометрические основы систем моделирования кинематики пространственных механизмов» была формализована связь структурной формулы рычажного механизма с алгоритмом решения задачи о его положении и построена «идеальная классификация» рычажных механизмов; решена в общем виде задача о построении очертания огибающей, порождаемой пространственным движением узлов механизма; построена концепция, операции и программная реализация абстрактной машины проективной геометрии как геометрического сопроцессора ЭВМ на базе аксиоматики Г. Вейля.
C 2002 г. Вадим Евгеньевич работает на кафедре математического обеспечения ЭВМ факультета ВМК ННГУ им. Н. И. Лобачевского (сегодня кафедра МОСТ Института ИТММ), с 2006 г. руководит лабораторией компьютерной графики и организованной в 2009 г. первой в России магистратурой по компьютерной графике, преобразованной в 2017 г. в магистратуру по компьютерной графике и моделированию живых и технических систем. В 2010 г. он стал одним из соучредителей и членом научного совета профессионального сообщества компьютерной графики и компьютерного зрения России. — Сегодня я занимаюсь не только, как мечтал когда-то, моделированием и исследованием мозга, применением и развитием методов искусственного интеллекта, но и высокопроизводительным моделированием сцен виртуальной реальности; обеспечением создания виртуальных биологических музеев на основе крио-сканов; автоматизацией проектирования и инженерного анализа; обработкой данных дистанционного зондирования Земли. Преобладающее сегодня направление работ лаборатории в цифровой нейробиологии и медицине было стимулировано в 2011 году сотрудничеством с президентом РАН Александром Сергеевым, членами-корреспондентами РАН Алексеем Семьяновым и Константином Анохиным, проректором ННГУ Виктором Казанцевым и академиком Олегом Руденко, — отмечает
Вадим Евгеньевич. — За время существования лаборатории созданы: стереовизуализатор реального времени для рельефа Земли, заданного на 10-метровой сетке неограниченного объема; визуализатор рекордной производительности для глобального освещения сцен виртуальной реальности, впервые в мире реализованный полностью на графических процессорах; создана система рекордной производительности для трехмерной визуализации томограмм, функционирующая также как Интернет-сервис.
Особой гордостью Вадима Евгеньевича являются его ученики. Под его научным руководством подготовлено и защищено три кандидатских диссертации (Егор Юсов, Денис Боголепов, Николай Гаврилов), которые вывели лабораторию компьютерной графики на одно из лидирующих мест в России и в мире.
В настоящее время под руководством В. Е. Турлапова выполняются несколько научных проектов, среди которых грант РНФ по обработке гиперспектральных изображений и мониторингу окружающей среды, направленный в том числе на сотрудничество с правительством Нижегородской области. Подготовлены проекты по созданию эталонов вегетации и заболеваний растений для точного земледелия в средней полосе (в Нижегородской области) на основе обработки мультиспектральных и тепловизионных изображений для конкурсов РФФИ и РНФ.
Новая физика
Андрей Вадимович Турлапов, внук Евгения Федоровича и сын Вадима Евгеньевича, стал физиком-экспериментатором.
— Решение физических задач появлялось естественным образом — с детства, в процессе познания мира. Чтобы стрела из лука летела как можно дальше, нужно стрелять под углом 45 градусов к горизонту. Чтобы вращаться на коньках быстрее, нужно прижать руки к себе, то есть уменьшить момент инерции. Чтобы на занятиях по борьбе провести прием, нужно использовать рычаги и сохранение момента импульса. После шестого класса я осознанно перешел в физико-математическую школу № 40, — рассказывает Андрей. — В дальнейшем, будучи студентом ННГУ имени Лобачевского, я проходил дипломную практику в Институте прикладной физики РАН, где моделировал удержание плазмы в магнитной ловушке. Работа была исключительно теоретической, но я испытывал влечение и к экспериментальной физике, стремясь связать идеи теории с наблюдаемыми явлениями. Но поскольку в 90-е годы, во времена моего студенчества, возможности проведения экспериментов в России были ограничены, я, получив в 1996 году степень бакалавра, поступил в магистратуру и аспирантуру Нью-Йоркского университета. Там заинтересовался направлением лазерного охлаждения вещества.
В 2007 году в ИПФ РАН по инициативе академиков Андрея Викторовича Гапонова-Грехова и Александра Григорьевича Литвака и при поддержке президента РАН Юрия Сергеевича Осипова было решено создать лабораторию по низкотемпературной физике, и я с тех пор работаю в ИПФ РАН. Сейчас в лаборатории ультрахолодных квантовых систем, входящей в Отделение физики плазмы и электроники больших мощностей, достигнута наименьшая в стране температура около 10 нанокельвинов; иными словами, температура составила 10 миллиардных долей градуса выше абсолютного нуля, определенного в минус 273 °С. Сейчас мы с коллегами пытаемся получить наименьшую температуру в мире. Столь низкие температуры получаются в небольшом, размерами около одного миллиметра, облаке разреженного газа атомов — в нашем случае облаке паров атомов лития. Все воздействие на атомы, в том числе охлаждение, производится при помощи лазеров и магнитных полей. Лаборатории принадлежит ряд приоритетов в физике таких систем.
Низкие температуры открывают путь к новой физике и позволяют более полно использовать известную физику, применив ее в технике, говорит Андрей Турлапов. Наиболее популярное в мире применение столь низких температур — наиточнейшие часы, которые нужны, в частности, для работы спутниковых навигационных систем. Лаборатория работает по двум другим направлениям — гравиметрии, то есть измерению ускорения свободного падения, и вакууметрии. Гравиметр, к разработке которого приступают сотрудники лаборатории, в перспективе можно применить для поиска полезных ископаемых, изучения движения земной коры и автономной бесспутниковой навигации, используя зависимость ускорения свободного падения от места на Земле. В вакууметрии лаборатория отметилась разработкой первичного, то есть не требующего калибровок, датчика давлений сверхнизкого диапазона, на 10 и более порядков ниже атмосферного. Сейчас подобное устройство разрабатывается в США.
— Новая физика, которой мы занимаемся, связана с фазовыми переходами к сверхтекучести. Для ферми-частиц достоверно наблюдались три типа таких переходов, в числе которых известный по университетским учебникам переход Бардина-Купера-Шрифера. Мы надеемся найти еще один или два перехода, существование которых предсказано в теории, — дополняет ученый. — Из наших достижений можно отметить следующие: нам удалось найти новый режим в интерференции волн материи, впервые в мире создать ферми-газ атомов, движение которых ограничено в плоскости, и провести обратимую химическую реакцию в этой системе, приготовив из пар таких атомов бозе-конденсат молекул. За успехи лаборатории РАН в 2016 году по инициативе учеников Льва Давидовича Ландау, академиков Льва Петровича Питаевского и Юрия Моисеевича Кагана, избрала меня членом-корреспондентом РАН.
Приятно видеть большой интерес к физике среди молодежи. Чтобы его поддержать, наша лаборатория регулярно проводит школы для молодых ученых: студенты и аспиранты из других городов на две-четыре недели приезжают к нам на практику. То, чего мне не хватало во времена студенчества, я предлагаю слушателям школы: пронаблюдать какое-либо не очень сложное физическое явление, а ход эксперимента и потребное оборудование подобрать самостоятельно из имеющегося в лаборатории. Такой подход развивает теоретические навыки, поскольку почти любой эксперимент сочетает теорию из нескольких областей. Также в летней школе читаются лекции по основам лазерного охлаждения вещества и физики низких температур. Для того, чтобы молодежь лаборатории как можно больше общалась со своими коллегами и сверстниками, направляю их для знакомства и обучения в другие коллективы, в том числе за рубеж.
По словам Евгения Федоровича Турлапова, постоянное стремление к знаниям и интерес к новым разработкам характеризует все поколения семьи.
— Сложилось так, что я, мечтая о научной деятельности, всю жизнь работал на производстве, а мое желание воплотилось в судьбе сына и внука. Я по мере возможностей слежу за их деятельностью, интересуюсь их проектами и горжусь их успехами, — подытоживает самый старший Турлапов.
— А меня иногда спрашивают, хотелось ли мне, чтобы Андрей по окончании ВШОПФ тоже специализировался на информационных технологиях или компьютерной графике, — комментирует Вадим Евгеньевич рассказ сына.
— Такого желания не возникло. Во-первых, я закончил радиофак университета и остаюсь в душе физиком, чем бы я ни занимался. Во-вторых, на ВШОПФ в годы учебы Андрея был собран очень сильный преподавательский состав, способный дать элитное фундаментальное образование. Считаю, что человек, способный получить такое образование, в состоянии свободно выбрать любую сферу деятельности, и выбор сыном пути физика-экспериментатора, предъявляющего максимальные требования к физику, одобряю. Я восхищаюсь глубиной его знаний и его ощущения физики, возникшими после его учебы в США и контакта с мировой наукой во время стажировки постдоком в университете Дюка. Мы с супругой гордимся его достижениями и потенциальными возможностями.
Кстати, супруга Вадима Евгеньевича (и мама Андрея Вадимовича) также посвятила себя науке, выбрав по окончании кафедры физхимии химфака ГГУ им. Н. И. Лобачевского научную область, которую с 90-х годов именуют «зеленой химией». Более 40 лет она работала по этому направлению в ЦНИЛХИ. Сегодня к. х. н. Светлана Рафаиловна Кушнир, специалист в химии терпеноидов и технологии глубокой переработки хвойных и другого природного сырья, работает в лаборатории лесохимии НИИХ ННГУ им.Н. И. Лобачевского.
Интересные факты о династии Турлаповых
Е. Ф. Турлапов родился 1 ноября 1924 г. в Ивановской области. В 1942 г. 17-летним добровольцем ушел на фронт. Воевал в блокадном Ленинграде, дальномерщиком на зенитной батарее, в составе 884-го истребительно-противотанкового артполка освобождал Нарву, Таллин, брал Свинемюнде, вблизи которого находились заводы по производству ракет «Фау-2». Закончил войну на Одере. Демобилизован в ноябре 1945 г. С 884-м полком судьба свела вновь в 1985 г., когда полк пригласил ветерана на празднование Дня победы, а через год на 45-летие своего формирования. В это время полк уже был полком связи космодрома Байконур. Через 40 лет после войны Е. Ф. Турлапов познакомился в полку с Мелитоном Кантарией, чей племянник служил в полку срочную.
В. Е. Турлапов родился 9 мая 1949 г. в Иваново. «Деятельный, доброжелательный, бескомпромиссный борец за правду, Вадим Евгеньевич Турлапов пришел работать на кафедру МОСТ в начале 2000-х, вдохнув новую жизнь в направление работ «Компьютерная графика». Десятки студентов и аспирантов, постоянно открывающиеся новые темы и направления работ, новая магистерская программа, конференции, школы, проекты с IT-компаниями — это далеко не полный список достижений Вадима Евгеньевича. Складывается впечатление, что он работает 24 часа в сутки. К каждому делу он подходит основательно, пытается довести его до идеального результата. Пока такие люди с нами, мы можем свернуть горы!» — так говорит про Е. В. Турлапова заместитель заведующего кафедрой МОСТ, к. т. н. Иосиф Мееров.
А. В. Турлапов родился 23 декабря 1974 г. в Горьком. По окончании средней школы № 40 учился в ННГУ им. Н. И. Лобачевского на факультете ВШОПФ по специальности «физика». Почти одновременно с защитой кандидатской диссертации в 2002 г. получил черный пояс по карате. Увлекается бальными танцами, регулярный гость Венского Бала в Москве и «Золотого бала», который проходит в Нижнем Новгороде в честь выпускников школ, удостоенных золотых медалей.