Наука будущего — наука молодых

Ключевыми спикерами встречи стали заместитель ми- нистра образования и науки РФ Григорий Трубников, директор Института физики микроструктур РАН (ИФМ РАН) Захарий Красильник, ректор ННГУ им.Н.И.Лоба- чевского Евгений Чупрунов и генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и пред- принимателей (НАПП) Валерий Цыбанев. По словам Григория Трубникова, в настоящее время на основании поручения Президента Российской Феде- рации ряд министерств, среди которых Министерство экономического развития, Министерство финансов и Министерство промышленности и торговли, заверша- ет формирование новой государственной программы научно-технологического развития России. Куриру- ет этот проект Министерство образования и науки. В программе предусмотрено консолидировать на граж- данскую науку все материально-технические и финан- совые ресурсы, распределенные ранее между многи- ми ведомствами. Дефицита идей у разработчиков нет, но, тем не менее, предложения, которые прозвучат на круглом столе, наверняка будут представлять явный интерес и могут быть представлены федеральному правительству. Идеи и практики по интеграции науки, высшего образования и производства, которые успеш- но реализуются в Нижегородской области, следует распространить на другие регионы и вузы России. Ярким примером интеграционного процесса явля- ется содружество Института физики микроструктур ИПФ РАН и ННГУ им.Н.И.Лобачевского, насчитываю- щее несколько десятилетий и ставшее одной из визит- ных карточек Нижнего Новгорода, рассказал Захарий Красильник. ИФМ РАН, филиал Федерального иссле- довательского центра ИПФ РАН, занимается фунда- ментальными научными исследованиями в области физики поверхности, твердотельных наноструктур, высокотемпературных сверхпроводников и много- слойной рентгеновской оптики, а также технологии и применения тонких пленок, поверхностных и мно- гослойных структур. В 2004  году в ИФМ была откры- та межфакультетская базовая кафедра ННГУ «Физика наноструктур и наноэлектроника». Целью создания кафедры стала подготовка специалистов в области на- нофизики и твердотельных нанотехнологий  — одном из актуальнейших направлений современной физики конденсированных сред, курсы по предметам читают ведущие специалисты ИФМ РАН. Миссия кафедры — это высокий уровень образования в области нанофизики и наноэлектроники, вовлечение студентов в исследова- тельскую работу на самой современной технологиче- ской и экспериментальной базе. Набор студентов 3–5 курсов трех факультетов физического профиля ННГУ на базовую кафедру проводится ежегодно, при этом студенты, принятые на эту кафедру, сохраняют свой статус на факультетах и кафедрах, куда были ранее за- числены и где они обучаются по курсам, входящим в обязательную федеральную составляющую специаль- ностей «радиофизика» и «физика». Среди преимуществ обучения на кафедре  — приближенная к индивиду- альной форма обучения в небольших группах, работа с научными руководителями (ведущими учеными ИФМ РАН  — докторами и кандидатами физико-математи- ческих наук) в лабораториях ИФМ РАН на 3–6 курсах и возможность поступления в аспирантуру ИФМ РАН и ННГУ по окончании обучения. Все студенты кафедры, выполняющие курсовые и дипломные работы в ИФМ РАН, зачисляются на оплачиваемые должности в под- разделения своих научных руководителей. Специали- сты данного профиля востребованы как в российских, так и в зарубежных ведущих научно-исследователь- ских институтах и лабораториях. Второе направление деятельности кафедры  — на- учно-исследовательская работа. В проекте 5–100 (го- спрограмме поддержки крупнейших российских ву- зов, запущенной Министерством образования и науки России в 2012 году с целью повышения престижности российского высшего образования и выведения не ме- нее пяти университетов из числа участников проекта в сотню лучших вузов трех авторитетных мировых рей- тингов) ИФМ стал инициатором создания совместных с ННГУ лабораторий. Результатом стало большое чис- ло совместных публикаций. За 5 лет ученые ИФМ со- вместно с сотрудниками ННГУ опубликовали около 350 работ в ведущих научных журналах, причем Институт Евгений Чупрунов и Владимир Шахназаров 14 находится в двадцатке по числу опубликованных работ на одного научного сотрудника среди всех научных ор- ганизаций России. — Но кафедра — это не только образование и на- учная работа,— подчеркнул Захарий Красильник.— Кафедра стала ключевой структурой в партнерстве ННГУ и Института. Мы всегда были генеральным пар- тнером ННГУ во всех его начинаниях, в том числе в программе 5–100. Мы участвуем совместно с ННГУ в научной экспертизе, в работе диссертационных сове- тов, в поддержке науки и образования, в организации симпозиумов и конференций международного уров- ня и выполнении федеральных целевых программах. Радует, что в последнее время появляются новые участники интеграционного процесса из среды на- учно-производственных организаций и реального сектора экономики. В частности, мы сотрудничаем с ФГУП ФНПЦ «НИИ измерительных систем им.Ю.Е.Се- дакова», входящим в состав корпорации «Росатом», с АО «НПП «Салют». В совместной работе есть свои интересы. Прежде всего это подготовка магистров и аспирантов для этих предприятий, и для нас важно, что мы тем самым вовлекаемся через молодых людей в НИОКР, которые проводят эти предприятия. Таким образом формируется новое лицо нашей интеграции. Последний штрих — интеграция приобретает междис- циплинарный характер. Так, у нас появился широкий круг партнеров в области медицины по диагностике ряда социально-значимых заболеваний людей, каче- ства продукции и сельского хозяйства. Мы также нала- живаем контакты с Нижегородской сельхозакадемией в плане исследований в области обнаружения забо- леваний зерновых культур. Так что Институт и ННГУ развивают концепцию «Образование через научные исследования», и функции базовой кафедры гораздо шире образовательного процесса. Возможна ли адаптация образовательных программ под технологические запросы экономики? — ННГУ, как любой вуз, обязан заниматься трудо- устройством своих выпускников. Мы помогаем сту- дентам познакомиться с работодателями, проводим массу других мероприятий. Другой вопрос — должны ли мы готовить для конкретных предприятий и как это делать,— отметил Евгений Чупрунов.— Иногда дирек- тора заводов говорят, что мы готовим плохих специ- алистов, потому что они на заводе работать не могут и их надо переучивать. Но ведь вуз обязан готовить специалистов в рамках стандартов, и подготовить для каждого завода 2–3 выпускников мы не в состоянии. С другой стороны, есть немало организаций, кото- рые берут большое количество выпускников и хотят сотрудничать с нами, чтобы вчерашним студентам на первом месте работы потребовался минимальный пе- риод адаптации. Для подготовки вузом специалиста для конкретного предприятия должна существовать долговременная программа. Мы не можем вложиться в содержание образования для того, чтобы за год под- готовить пять человек, а потом вновь переориентиро- вать программу. Это недешево: мы должны вложиться, подготовить преподавателей, создать лабораторную базу и т.д. Такая программа может быть реализована только вместе с предприятием, которое заинтересова- но в этом проекте. В ННГУ сложились несколько вариантов такого эф- фективного сотрудничества. Первая модель  — это долговременные и устоявшиеся взаимоотношения с нижегородским представительством корпорации Intel, которая охотно берет выпускников Института инфор- мационных технологий, математики и механики. Ранее Intel брал выпускников ННГУ и поставлял университету образцы своей вычислительной продукции. В послед- ние годы ситуация изменилась: они приглашают сту- дентов на работу, начиная с 3 курса. В основном Intel устраивают бакалавры, о магистратуре речь пока не идет. Подготовка кадров для Саровского ядерного цен- тра идет по второй модели. На  радиофизическом фа- культете ННГУ есть кафедра квантовой радиофизики и лазерных систем, возглавляемая профессором, одним из руководителей РФЯЦ-ВНИИЭФ Сергеем Аркадьеви- чем Бельковым. Эта кафедра стала базовой межфакуль- тетской кафедрой ННГУ для подготовки специалистов в интересах РФЯЦ-ВНИИЭФ. Кафедра специализирует- ся на задачах, которые ведет ВНИИЭФ и обеспечивает цикл подготовки, закладывающий у студентов основы квантовой культуры: лекции и упражнения по кванто- вой механике и квантовой радиофизике, лабораторные работы по лазерной и микроволновой спектроскопии, физике лазеров и нелинейной оптике. Для старшекурс- ников, магистров и аспирантов читаются спецкурсы по современным методам квантовой теории и ее прило- жениям. — В открывшемся при ННГУ Центре инновацион- ного развития будет смонтирована часть установки для термоядерного синтеза,— говорит Евгений Чу- прунов.— Там будут решаться научные вопросы в ин- тересах ВНИИЭФ и университета. Это хороший способ Николай Леонтьев Николай Бабанов Валерий Цыбанев ВЫСШАЯ ШКОЛА «Поиск-НН» № 9 (207), 2017 15 взаимодействия с современным крупным центром, который выгоден всем. Третья модель, причем уни- кальная,— это взаимодействие с институтами РАН. В ННГУ создан целый факультет — Высшая школа общей и прикладной физики, имеющая задачей подготовку кадров для ИПФ РАН и сильных Hi-Tech-предприятий. Факультет существует на паритетных началах. Мы со- вместно инвестируем в этот проект, вместе исполь- зуем оборудование. Это пример хорошего сотрудни- чества института РАН и университета, которые видят свою задачу в  повышении уровня высшего образова- ния и подготовке высококвалифицированных научных кадров. И  никто не подвергает сомнению необходи- мость такой работы. А есть в Нижегородской области кадры, необходи- мые производству для реализации национально-тех- нологических инициатив? — На нижегородских промышленных предприя- тиях высока потребность в высокотехнологичных ра- бочих местах, так как в регионе успешно развивают- ся гиганты отечественной и зарубежной индустрии, и  ежегодные инвестиции в модернизацию производ- ства и новые производства превышают 100 миллиар- дов рублей,— отметил Валерий Цыбанев.— Наша об- ласть является промышленной, 92% от всего объема промышленности составляют обрабатывающие отрас- ли, 0,2% добыча полезных ископаемых (по России соот- ветственно 67% и 23%). В промышленности региона ра- ботают 250 тысяч человек, то есть 25% экономически активного населения, и они дают 53% всех доходов. За 10 лет объем промышленного производства увеличил- ся в три раза, производительность труда на 3,7%. Вузы сегодня являются интеграторами непрерыв- ного образования, и университеты имеют свои базо- вые школы. Например, НГТУ — лицей № 38. Многолет- няя работа изменила психологию и ребят, и родителей, которые раньше хотели видеть своих детей только гуманитариями. Сейчас число желающих поступить на технические специальности растет. Что касается специалистов «под заказ» промышленности, то этим занимаются десятки базовых кафедр, созданных уни- верситетами на предприятиях, и уже с третьего курса студентов готовят на конкретное рабочее место. — Но необходимо обратить внимание на то, что в ближайшие годы могут возникнуть проблемы в оборонно-промышленном комплексе,— говорит ге- неральный директор НАПП.— Госпрограмма воору- жения рассчитана до 2020 года, и за ней последует диверсификация производства с уклоном на граж- данские виды продукции. Но специалисты не должны остаться за бортом. Мы предлагаем предусмотреть в новой госпрограмме научно-технологического разви- тия России перевод оборонных предприятий на граж- данские рельсы. По словам проректора НГТУ им.Р.Е.Алексеева по научной работе Николая Бабанова, для НГТУ как опор- ного вуза интеграция науки, образования и производ- ства является магистральным путем развития. Если говорить об образовательной составляющей интегра- ции, то это создание и работа базовых кафедр на пред- приятиях и организациях. В настоящее время в НГТУ действуют 13 базовых кафедр, первая из которых по- явилась более 20 лет назад. С каждым предприятием НГТУ работает по своей модели, так как универсаль- ной модели создания базовой кафедры нет. Так, на АО «ОКБМ Африкантов», одном из лидеров атомного ма- шиностроения, созданы не только базовая кафедра, но и базовые лаборатории, и налажена тесная связь по выполнению хоздоговорных работ. Еще один пример — базовая кафедра с АО «Инжиниринговая компания АSE», одним из мировых лидеров по строительству атомных станций, на которой обучаются не только студенты НГТУ, но и архитектурно-строительного уни- верситета. Хорошо зарекомендовала себя и система целевого набора. В  НГТУ по нему учится практически каждый 10-й студент. — Крайне важно, что предприятия и организации реального сектора экономики выступают в качестве заказчика научно-исследовательских работ,— говорит Николай Бабанов.— В нашем портфеле сложился ба- ланс заказов: 50% работ по прямым договорам, 50% — в результате побед в различных конкурсах. По мнению директора по науке Кластера ядерных технологий Фонда «Сколково» Александра Фертмана, уровень российского высокотехнологичного экспорта невелик. Для того чтобы решить вопрос с коопераци- ей науки, образования и промышленности, необходи- мо втягивать в процесс и частный бизнес, давать ему больше возможностей. Не случайно на санкт-петер- бургском экономическом форуме Президент России рекомендовал госкорпорациям создавать венчурные фонды и более пристальное внимание обратить на малый и средний бизнес. Есть примеры кооперации с малым бизнесом предприятий Ростеха и Росатома, а также рыбинского ПАО «ОДК-Сатурн», который двига- ется в сторону международной конкурентоспособно- сти и собирает вокруг себя кластеры из университетов и малых компаний. Акцент на военно-промышленный комплекс в рамках встречи надо сместить в сторону гражданской продукции, уверен эксперт. Что касается предложений в программу научно-тех- нического развития России, то, по словам начальника отдела научно-технического развития инжиниринго- вой компании ASE, «Атомстройэкспорт» Николая Ле- онтьева, в нее надо включить пункт о создании эконо- мического диссертационного совета в Нижегородской области. — Для проектировщиков важна тема экономики, управления проектами, управления стоимостью, бюд- жетирования проектов, но в Нижегородской обла- сти нет ни одного экономического диссертационного совета. Я изучил перечень экономических советов в стране, и, например, специальность «Экономика про- мышленности» есть в вузах, далеких от экономики,— говорит Леонтьев.— Просьба к Министерству науки и образования создать такой совет. Итоги круглого стола подвел Григорий Трубников: «Дискуссия получилась плодотворной. Я записал не- сколько ценных идей, часть из которых можно внести в пояснительную записку и паспорт госпрограммы»
Читайте также
Комментарии