НГТУ: эстафета поколений
100 лет тому назад
1 октября 1917 года постановлением
Временного Правительства России
от 20 июня 1917 года был учрежден
Нижегородский политехнический
институт (НПИ). НПИ был открыт на
базе Варшавского политехническо-
го, который был эвакуирован в наш
город в 1916 году и из которого впо-
следствии выросло большинство
нижегородских вузов.
Индустриальный институт
В 1934 году, после ряда преобра-
зований, на базе Механико-маши-
ностроительного и химико-техно-
логического институтов создается
Горьковский индустриальный инсти-
тут (ГИИ) с четырьмя факультетами:
общетехническим, механико-техно-
логическим, транспортного маши-
ностроения и химическим.
В 1936 году в ГИИ появляется
радиофакультет, основа которому
была заложена еще в Нижегород-
ской радиолаборатории, рабо-
тавшей в нашем городе с 1918 по
1928 годы. В 1928 году радиолабо- раторию перевели в Ленинград
и переименовали в Центральную
военно-индустриальную радиола-
бораторию (ЦВИРЛ). В ЦВИРЛ стали
работать высшие курсы, на базе ко-
торых и открылся радиофак в горо-
де Горьком.
Сороковые, роковые…
Сотрудники, преподаватели и сту-
денты Индустриального института
внесли свой весомый вклад в дело
Победы в Великой Отечественной
войне. На фронт в период с 1941 по
1945 годы ушло 2/3 всего коллекти-
ва вуза: 599 студентов, 38 препода-
вателей и 107 сотрудников. Домой
не вернулось больше половины —
490 человек. Те, кто оставался
в Горьком, занимались исследова-
ниями для нужд военной промыш-
ленности, работали на оборону в ма-
стерских и лабораториях института.
Многие студенты совмещали учебу
с работой на оборонных предприя-
тиях. В помещениях современного
корпуса № 3 НГТУ размещался эва-
когоспиталь № 1948.
Осенью 1941 года город стал
прифронтовым. Учебные занятия в
институте временно прекратились.
827 студентов, преподавателей и
сотрудников выехали на подготов-
ку оборонительных сооружений.
По итогам работы отряд ГИИ был
признан лучшим среди вузовских
отрядов города и награждён пере-
ходящим Красным Знаменем Сверд-
ловского района г. Горького.
Сегодня о тех страшных годах на-
поминает мемориальная табличка
на здании третьего корпуса и уста-
новленный на Университетской пло-
щади перед зданием вуза памятник
студентам и сотрудникам политеха,
отдавшим жизнь за Родину.
Опорный вуз
Через 5 лет после окончания вой-
ны институт был переименован
в Горьковский политехнический.
В 1990 году городу вернули историче-
ское название – Нижний Новгород, и
политех вновь стал Нижегородским.
Через два года вуз получает
статус университета, а с 2007 года
носит современное название —
Нижегородский государственный
технический университет имени
Р. Е. Алексеева. В апреле 2017 года
НГТУ стал единственным опорным
вузом в Нижегородской области.
ГОД НИЖЕГОРОДСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ И СТАРИНЫ
Нижегородский государственный технический институт им. Р. Е. Алексеева, поли-
тех — как его по-родственному называют нижегородцы. Он дал путевку в жизнь тыся-
чам выпускников, среди которых ученые мирового уровня, государственные деятели,
руководители крупнейших промышленных предприятий страны. В год 100-летнего
юбилея НГТУ вспомним о самых ярких страницах его истории.
НГТУ: эстафета поколений
НГТУ им. Р. Е. Алексеева в 1949-1951 гг.
«Поиск-НН» № 6–7 (204–205), 2017 27
Эстафета поколений
В 1977 году в сквере корпуса № 3
НГТУ комсомольскими работника- ми была заложена капсула време- ни, названная «Эстафета поколений
политехников». Вскрыть ее плани- ровалось в честь 100-летия комсо- мольской организации, однако в на- чале лихих 90-х капсула пропала…
Но из поколения в поколение пере- дается, словно эстафетная палоч- ка, гордость за тех людей, которые
прославили не только свой вуз, но
и наш город, и страну на весь мир.
Ростислав Евгеньевич Алек-
сеев, чье имя носит НГТУ, — созда-
тель первых в мире судов на под-
водных крыльях, экранопланов
и экранолетов. Р.Е. Алексеев учился
на кораблестроительном факуль-
тете Индустриального института
с 1935 по 1941 годы. Уже во время
войны, в октябре 1941 года моло-
дой конструктор Алексеев защи-
тил дипломную работу «Глиссер на
подводных крыльях», положившую
начало его научным исследованиям
в области скоростного судостро-
ения. Р. Е. Алексеев стал основате-
лем Центрального конструктор-
ского бюро по судам на подводных
крыльях, которое теперь носит его
имя. В память о выдающемся уче-
ном в здании вуза установлен бюст
Алексеева, а на улице перед одним
из корпусов — его детище, экрано-
план «Волга-2».
Игорь Иванович Африкан-
тов — конструктор, организатор
работ по созданию ядерных реак-
торов и оборудования для атомной
промышленности, гражданского и
военно-морского флота. И. И. Аф-
рикантов учился в Индустриаль-
ном институте с 1934 по 1938 годы.
В дальнейшем стал создателем фи- зико-технического факультета НГТУ.
И. И. Африкантов основал в нашем
городе Опытное конструкторское
бюро машиностроения (ОКБМ), ко- торое сейчас носит его имя.
Дмитрий Васильевич Агеев — выдающийся русский учёный и пе- дагог в области радиотехники, один
из основоположников теории поме- хоустойчивости радиоприёма. Рабо- тал в Горьковском политехническом
институте с 1949 по 1988 годы. В 1952
году благодаря Агееву в институте
был восстановлен самостоятельный
радиотехнический факультет, дека- ном котором Дмитрий Васильевич
впоследствии стал. С 1949 года Д. В.
Агеев заведовал кафедрой радио-
техники, а с 1952 по 1988 годы — ор-
ганизованной им кафедрой радио-
приёмных устройств.
Михаил Викторович Весе-
ловский — конструктор аэроса-
ней с мотоциклетным двигателем,
основатель нижегородской науч-
но-практической школы транс-
портного снеговедения. С 1946 по
1956 годы под его руководством
было создано четыре образца пер-
вых отечественных гусеничных
снегоболотоходов, которые легли
в основу создания конструкций
гусеничных тягачей Горьковского
автомобильного завода и Заволж-
ского завода гусеничных тягачей.
С 1931 по 1959 годы ученый пре- подавал, вел автомобильное дело,
лекционные и практические курсы
по двигателям внутреннего сгора- ния. С 1949 по 1956 годы М.В. Ве- селовский заведовал кафедрами
«Двигатели внутреннего сгорания»
и «Гусеничные машины».
Глеб Викторович Глебович — специалист в области гидроаку- стики, создатель советской нано- секундной импульсной техники. С
1939 года работал в ГИИ: начинал
ассистентом кафедры «Радиотех- ника», с 1953 по 1983 год был за- ведующим кафедрой. Профессор
Глебович изучал методы и технику
генерирования и регистрации весь- ма быстропротекающих электро- магнитных процессов. Их называли
тогда миллимикросекундными им- пульсами. К своей работе Глебович
привлек своего бывшего студента
Льва Алексеевича Моругина, в буду- щем профессора, заведующего ка- федрой. Вместе они опубликовали
несколько монографий, имеющих
большое значение для отечествен- ной нано- и пикосекундной импуль- сной техники.
Аркадий Федорович Никола- ев — профессор Горьковского по- литехнического института, ведущий
испытатель, руководитель группы
дорожных испытаний автомобилей
на Горьковском автомобильном
заводе. А.Ф. Николаев стал первым
испытателем ГАЗ-ГЛ-1 — первого
советского гоночного автомобиля.
В числе его заслуг создание нового
механизма для сооружения линии
связи (на базе ГАЗ-67) в 1950 году,
а также покорение Полюса относи-
тельной недоступности в 1958 году
НГТУ сегодня
Сегодня в НГТУ имени Р. Е. Алексеева
действует 19 научных школ. Универ-
ситет входит в Топ-100 вузов Рос-
сии по рейтингу «Интерфакс РА» и
в Топ-100 вузов России по рейтингу
«Эксперт РА». Университет является
опорным вузом компаний «Роса-
том», «Объединенная судострои-
тельная корпорация», «Объединен-
ная авиастроительная корпорация»,
головным вузом (по решению МА-
ГАТЭ) по подготовке кадров для
атомной отрасли по Евразийскому
региону. А за всем этим стоят люди:
преподаватели и сотрудники, сту-
денты и аспиранты, которые берегут
традиции нижегородского полите- ха — лучшие традиции российской
и советской инженерной школы.
Р.Е. Алексеев
И. И. Африкантов
Юлия Шафер
Читайте также