НГТУ: эстафета поколений

100 лет тому назад 1 октября 1917 года постановлением Временного Правительства России от 20 июня 1917 года был учрежден Нижегородский политехнический институт (НПИ). НПИ был открыт на базе Варшавского политехническо- го, который был эвакуирован в наш город в 1916 году и из которого впо- следствии выросло большинство нижегородских вузов. Индустриальный институт В 1934 году, после ряда преобра- зований, на базе Механико-маши- ностроительного и химико-техно- логического институтов создается Горьковский индустриальный инсти- тут (ГИИ) с четырьмя факультетами: общетехническим, механико-техно- логическим, транспортного маши- ностроения и химическим. В 1936 году в ГИИ появляется радиофакультет, основа которому была заложена еще в Нижегород- ской радиолаборатории, рабо- тавшей в нашем городе с 1918 по  1928 годы. В 1928 году радиолабо- раторию перевели в Ленинград и переименовали в Центральную военно-индустриальную радиола- бораторию (ЦВИРЛ). В ЦВИРЛ стали работать высшие курсы, на базе ко- торых и открылся радиофак в горо- де Горьком. Сороковые, роковые… Сотрудники, преподаватели и сту- денты Индустриального института внесли свой весомый вклад в дело Победы в Великой Отечественной войне. На фронт в период с 1941 по 1945 годы ушло 2/3 всего коллекти- ва вуза: 599 студентов, 38 препода- вателей и 107 сотрудников. Домой не вернулось больше половины  — 490  человек. Те, кто оставался в  Горьком, занимались исследова- ниями для нужд военной промыш- ленности, работали на оборону в ма- стерских и лабораториях института. Многие студенты совмещали учебу с работой на оборонных предприя- тиях. В  помещениях современного корпуса № 3 НГТУ размещался эва- когоспиталь № 1948. Осенью 1941 года город стал прифронтовым. Учебные занятия в институте временно прекратились. 827 студентов, преподавателей и сотрудников выехали на подготов- ку оборонительных сооружений. По итогам работы отряд ГИИ был признан лучшим среди вузовских отрядов города и награждён пере- ходящим Красным Знаменем Сверд- ловского района г. Горького. Сегодня о тех страшных годах на- поминает мемориальная табличка на здании третьего корпуса и уста- новленный на Университетской пло- щади перед зданием вуза памятник студентам и сотрудникам политеха, отдавшим жизнь за Родину. Опорный вуз Через 5 лет после окончания вой- ны институт был переименован в  Горьковский политехнический. В 1990 году городу вернули историче- ское название – Нижний Новгород, и политех вновь стал Нижегородским. Через два года вуз получает статус университета, а с 2007 года носит современное название — Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева. В апреле 2017 года НГТУ стал единственным опорным вузом в Нижегородской области. ГОД НИЖЕГОРОДСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ И СТАРИНЫ Нижегородский государственный технический институт им. Р. Е. Алексеева, поли- тех — как его по-родственному называют нижегородцы. Он дал путевку в жизнь тыся- чам выпускников, среди которых ученые мирового уровня, государственные деятели, руководители крупнейших промышленных предприятий страны. В год 100-летнего юбилея НГТУ вспомним о самых ярких страницах его истории. НГТУ: эстафета поколений НГТУ им. Р. Е. Алексеева в 1949-1951 гг. «Поиск-НН» № 6–7 (204–205), 2017 27 Эстафета поколений В 1977 году в сквере корпуса № 3 НГТУ комсомольскими работника- ми была заложена капсула време- ни, названная «Эстафета поколений политехников». Вскрыть ее плани- ровалось в честь 100-летия комсо- мольской организации, однако в на- чале лихих 90-х капсула пропала… Но из поколения в поколение пере- дается, словно эстафетная палоч- ка, гордость за тех людей, которые прославили не только свой вуз, но и наш город, и страну на весь мир. Ростислав Евгеньевич Алек- сеев, чье имя носит НГТУ, — созда- тель первых в мире судов на  под- водных крыльях, экранопланов и экранолетов. Р.Е. Алексеев учился на кораблестроительном факуль- тете Индустриального института с 1935 по 1941 годы. Уже во время войны, в октябре 1941 года моло- дой конструктор Алексеев защи- тил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях», положившую начало его научным исследованиям в области скоростного судостро- ения. Р. Е. Алексеев стал основате- лем Центрального конструктор- ского бюро по судам на подводных крыльях, которое теперь носит его имя. В память о выдающемся уче- ном в здании вуза установлен бюст Алексеева, а на улице перед одним из корпусов — его детище, экрано- план «Волга-2». Игорь Иванович Африкан- тов  — конструктор, организатор работ по созданию ядерных реак- торов и оборудования для атомной промышленности, гражданского и военно-морского флота. И. И. Аф- рикантов учился в Индустриаль- ном институте с 1934 по 1938 годы. В  дальнейшем стал создателем фи- зико-технического факультета НГТУ. И. И. Африкантов основал в нашем городе Опытное конструкторское бюро машиностроения (ОКБМ), ко- торое сейчас носит его имя. Дмитрий Васильевич Агеев — выдающийся русский учёный и пе- дагог в области радиотехники, один из основоположников теории поме- хоустойчивости радиоприёма. Рабо- тал в Горьковском политехническом институте с 1949 по 1988 годы. В 1952 году благодаря Агееву в  институте был восстановлен самостоятельный радиотехнический факультет, дека- ном котором Дмитрий Васильевич впоследствии стал. С  1949 года Д. В. Агеев заведовал кафедрой радио- техники, а с 1952 по 1988 годы — ор- ганизованной им кафедрой радио- приёмных устройств. Михаил Викторович Весе- ловский — конструктор аэроса- ней с мотоциклетным двигателем, основатель нижегородской науч- но-практической школы транс- портного снеговедения. С 1946 по 1956  годы под его руководством было создано четыре образца пер- вых отечественных гусеничных снегоболотоходов, которые легли в основу создания конструкций гусеничных тягачей Горьковского автомобильного завода и Заволж- ского завода гусеничных тягачей. С  1931  по 1959 годы ученый пре- подавал, вел автомобильное дело, лекционные и практические курсы по двигателям внутреннего сгора- ния. С 1949 по 1956 годы М.В. Ве- селовский заведовал кафедрами «Двигатели внутреннего сгорания» и «Гусеничные машины». Глеб Викторович Глебович  — специалист в области гидроаку- стики, создатель советской нано- секундной импульсной техники. С 1939 года работал в ГИИ: начинал ассистентом кафедры «Радиотех- ника», с 1953 по 1983 год был за- ведующим кафедрой. Профессор Глебович изучал методы и технику генерирования и регистрации весь- ма быстропротекающих электро- магнитных процессов. Их называли тогда миллимикросекундными им- пульсами. К своей работе Глебович привлек своего бывшего студента Льва Алексеевича Моругина, в буду- щем профессора, заведующего ка- федрой. Вместе они опубликовали несколько монографий, имеющих большое значение для отечествен- ной нано- и пикосекундной импуль- сной техники. Аркадий Федорович Никола- ев — профессор Горьковского по- литехнического института, ведущий испытатель, руководитель группы дорожных испытаний автомобилей на Горьковском автомобильном заводе. А.Ф. Николаев стал первым испытателем ГАЗ-ГЛ-1 — первого советского гоночного автомобиля. В числе его заслуг создание нового механизма для сооружения линии связи (на базе ГАЗ-67) в 1950 году, а также покорение Полюса относи- тельной недоступности в 1958 году НГТУ сегодня Сегодня в НГТУ имени Р. Е. Алексеева действует 19 научных школ. Универ- ситет входит в Топ-100 вузов Рос- сии по рейтингу «Интерфакс РА» и в Топ-100 вузов России по рейтингу «Эксперт РА». Университет является опорным вузом компаний «Роса- том», «Объединенная судострои- тельная корпорация», «Объединен- ная авиастроительная корпорация», головным вузом (по решению МА- ГАТЭ) по подготовке кадров для атомной отрасли по Евразийскому региону. А за всем этим стоят люди: преподаватели и сотрудники, сту- денты и аспиранты, которые берегут традиции нижегородского полите- ха  — лучшие традиции российской и советской инженерной школы. Р.Е. Алексеев И. И. Африкантов Юлия Шафер
Читайте также
Комментарии
Свежий выпуск