Образование мирового класса

Тридцать семь государств, 94 университета, 400 участников. Международная выставка-конференция QS Worldwide, прошедшая в Нижнем Новгороде в конце сентября, стала одним из крупнейших и наиболее представительных мероприятий 2015 года в России в сфере высшего образования.

Его организовали QS-Asia – азиатское подразделение британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds, ежегодно публикующей один из самых популярных рейтингов высших учебных заведений, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского и Проектный офис программы повышения конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров «5-100». В течение трех дней представители образовательных организаций делились друг с другом историями успеха.

«Это мероприятие имеет большое значение для развития отечественной системы высшего образования, – сказал заместитель министра науки и образования РФ Александр Повалко на открытии конференции. – Оно позволяет найти новые контакты, сверить подходы, показать себя на международном уровне, увидеть, что делают коллеги за рубежом».

«Наша цель – обозначить российские университеты на мировой карте образования, – заявила генеральный директор QS-Asia Менди Мок. – Одним из важнейших показателей успешной научно-образовательной организации является ее репутация среди коллег. Активное участие в конференции помогает ее улучшить».

Знакомство с практиками, которые реализуются в других странах, безусловно, полезно, но ключевой вопрос, прозвучавший на конференции, выходит за рамки обмена опытом. Его сформулировал научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Исак Фрумин. В своем выступлении на пленарной части QS Worldwide он сказал: «Все университеты, которые конкурируют на глобальном рынке образовательных услуг, делают примерно одно и то же. При этом лишь часть из них добивается успеха и выходит на верхние строчки в мировых рейтингах, а с другими этого не происходит. Почему?»

Дорогу молодым

Когда умные, опытные, ответственные и финансово обеспеченные люди занимаются делом, то, скорее всего, рано или поздно их ждет успех. Тем более, что изобретать велосипед не надо. Достаточно изучить и применить мировой, точнее англо-американский опыт, реализовав модель глобального исследовательского университета, параметры которой известны. Конечно, споткнуться и упасть можно и на этом пути, но, если не отвлекаться и смотреть под ноги, то шансы достичь цели высоки. Примеров тому немало. Как оказалось, для того, чтобы стать одним из лучших, даже не обязательно иметь собственную длительную научно-образовательную традицию.

Так, номер один мировых рейтингов Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology) был основан в 1861 году. Можно сказать, недавно, учитывая, что лучшие университеты Великобритании – Оксфордский и Кембриджский появились соответственно в 1096 и 1209 годах (примерно в то же время возникли первые университеты в Европе). И хотя ни тот, ни другой, ни третий в конференции не участвовали, приехавшие в Нижний Новгород азиатские вузы представляют не меньший интерес для сравнения. Так, получивший 36-ю позицию в текущем рейтинге QS Сеульский национальный университет (Seoul National University) был создан в 1946-м, а Городской университет Гонконга (City University of Hong Kong) – в 1984 году, что не мешает ему занимать 57-ю строчку.

Читайте также
Комментарии