Российское общество оказалось в сложных социально-экономических условиях, обусловленных внешнеполитическими процессами, ситуацией на мировом рынке. Приоритетом новых реалий сегодня определенно выступает конкурентоспособность, которая напрямую зависит и от ситуации на рынке образовательных услуг. Какие изменения необходимы в системе образования, чтобы отвечать новым вызовам времени? Какие подходы и технологии требуются в подготовке кадров? Ответы на эти непростые вопросы искали участники форума «Образование и наука», прошедшего в Нижнем Новгороде 19 мая.
В совещании под руководством председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию Вячеслава Никонова приняли участие около 150 делегатов. Масштаб и представительность образовательного форума подчеркивало присутствие заместителя министра образования и науки РФ Александра Повалко, федеральных экспертов, руководства города и области, депутатов всех уровней, специалистов отрасли по различным направлениям. Обсуждаемые вопросы модернизации системы затрагивали все ступени образования – от детского сада до высшей школы, как бы давая понять их комплексный характер.
«Современные страны отличаются именно по принципу, могут ли они обеспечивать экономику знаний, информационное общество высокообразованными специалистами. И здесь Россия ни в коем случае не должна отставать, потому что от этого зависит наше будущее», – заявил участникам форума Вячеслав Никонов.
По мнению законодателя, у российского образования довольно неплохие перспективы. Дошкольное и начальное школьное, техническое, математическое – на этих уровнях Россия демонстрирует уверенное лидерство, обгоняя все мировые державы. Статистика показывает: сегодня 60% взрослого населения страны имеют высшее и среднее специальное образование. Для сравнения – США в этом рейтинге удерживает лишь пятую строчку, с 43%.
«Такое положение дел должно нас радовать, – комментирует цифры председатель комитета. – Но, с другой стороны, мы также знаем, что часто за ними стоят и дутые оценки, и проблемы, которые присутствуют на всех ступенях образования». В частности, Вячеслав Никонов отметил наличие проблем, связанных с качеством образования в старших классах школы и мотивацией учащихся, с уровнем преподавания в ряде вузов, особенно тех, которые, по сути, не ведут образовательную деятельность, а, назовем вещи своими именами, – торгуют дипломами. «Все это должно быть устранено», – резко заявил В. Никонов.
Разговор вышел откровенным. Обсуждали буквально всё, вытаскивая на поверхность и наболевшее, и идеи, которые давно уже зрели у представителей нижегородского образования.
Площадкой для проведения совещания был выбран Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского – один из крупнейших вузов, где опираются на высокие достижения науки и уделяют особое место вопросам инновационного развития. В беседе с «Поиском-НН» ректор ННГУ Евгений Чупрунов рассказал о своих предложениях, о том, что следует предпринять, чтобы российское образование и наука шли в авангарде развития.
– Евгений Владимирович, вы как-то сказали, что решение задач сегодня должно вписываться не в концепцию импортозамещения, а работать на импортоопережение. Чем обусловлен этот вектор и какие моменты, на ваш взгляд, следовало бы учитывать, подходя к вопросам модернизации системы образования?
– Сегодня образование не поспевает за быстротой происходящих изменений, особенно в мире технологий. По сравнению с тем, что было 8-10 лет назад, и образование, и наука, и производство стали совершенно другими. Во-первых, изменилась динамика. Во времена, когда я учился, студент уже с первого курса примерно представлял, где он будет работать и чем заниматься. Сейчас ситуация изменилась – за четыре и тем более шесть лет учебного процесса технологии становятся неузнаваемыми. Взять, к примеру, те же телефоны – новые модели выходят одна за одной. Поэтому нужно быть готовым к разному развитию ситуации и давать образование на инвариантной основе.
Одной из главных тенденций, благодаря которым прогрессируют инновационные технологии, сегодня выступает междисциплинарность. Это новая парадигма образования. Безусловно, мир новых технологий требует совершенно иного подхода к обучению. Когда мы говорим об экзоскелетах, сложных приборах с управлением, то следует понимать, что там присутствуют не только физика, биология – там компьютеры, искусственный интеллект, и под это нужно перестраивать образование.
– Внедряется ли такой инновационный подход в Нижегородском государственном университете?
– В нашем университете примером такого междисциплинарного взаимодействия выступает создаваемый биомедицинский кластер. Огромная площадка мирового уровня, где совместно работают биологи, медики, физики, суперкомпьютерщики, химики. Представьте, что для изучения работы сердца необходимо создать его компьютерную модель. Сможет ли это сделать врач? Явно нет. Рядом с ним или биологом должен быть именно суперкомпьютерщик. Тем самым междисциплинарность предполагает синтез знаний, который позволит легче ориентироваться в смежных областях профессиональной деятельности.
Нужно отметить, что на протяжении трехсот-четырехсот лет наука, естествознание развивались по принципу анализа – предмет дробился на всё более мелкие части, в результате чего возникали отрасли наук, подотрасли, а потом и еще более узкие направления. Налицо проблема фрагментарности полученных знаний. Ситуация доходит до того, что специалисты в разных отраслях физики, встретившись, могут с трудом понять друг друга.
На мой взгляд, метод анализа себя уже исчерпал. Сейчас всё новое возможно только в обратном процессе, когда предмет один, а методы исследования разные. За этим будущее нашего образования. Мы должны переходить от мелких сегментов к широким образовательным программам, а потом уже давать более узкие моменты, например, в магистратуре, когда к человеку приходит понимание его будущей работы.
– Но если мы говорим о подготовке специалиста новой формации, то, наверное, эти основы нужно закладывать еще раньше, на этапе школы, педагогами, которые этими новыми знаниями должны обладать?
– Это второе, о чем я говорил. Я не хотел бы ругать школы, но сейчас они действительно очень разделились. Неслучайно при Университете Лобачевского мы создали образовательный кластер из лучших школ Нижнего Новгорода. На базе методического центра повышаем квалификацию педагогов, показываем методы работы с детьми, собираем и директоров, общаемся. Но это «элита», а если взять уровень подготовки выпускников школ с другого конца рейтинга, то он очень здорово будет отличаться.
Я считаю, что учитель плохой или средний воспитать талант не может. Конечно, талант сам должен в чем-то проявиться, но вот роль такого педагога будет очень низкой, а, может быть, даже отрицательной.
Вопрос «Как готовить учителей?» уже столетний. Понятно, что большого конкурса в педагогические вузы, к сожалению, нет, и для возобновления потока абитуриентов сегодня требуется возродить саму систему педагогического образования. И здесь государство, в первую очередь, должно озаботиться вопросом финансирования и объявить гигантскую образовательную программу по поддержке педвузов. Сделать рывок в этом направлении вполне возможно, в Нижнем Новгороде сложился очень хороший педагогический состав в Мининском университете, ректора которого я очень уважаю, отношусь к нему с большой почтительностью. Это действительно те люди и то направление, куда нужно много вкладывать.
С другой стороны, существуют университеты, где подготовка педагогов была и продолжает находиться в каком-то латентном состоянии. Вузы настолько разбежались по уровню, что их просто невозможно сравнить. Конечно, учителя должны подготовить в хорошем месте, он должен прийти туда с хорошей базой подготовки, с высоким баллом по ЕГЭ.
Может быть, до того, как государство не подняло сеть педвузов на высочайший уровень, стоит вовлечь кафедры университетов в процесс штучной подготовки учителей? Например, у меня на кафедре физики остаются специалисты, аспиранты, в том числе изучившие методику преподавания этого предмета. Почему бы не привлекать выпускников ведущих вузов по отдельным направлениям? Ведь заинтересовать наукой может только тот, кто ее вкусил. Сколько угодно можно говорить о великом Эйнштейне, но это же будут слезы. А вот кто этим направлением занимался, имеет представление – они должны увлечь детей.
Полагая образование одной из важнейших сфер общественной жизни, которая должна соответствовать требованиям времени, участники форума сформировали многопрофильный пакет экспертных предложений от Нижегородской области для рассмотрения на программном форуме партии «Единая Россия» по развитию образования и науки, который состоялся 8 июня в Новосибирске под руководством председателя правительства РФ Дмитрия Медведева. Высокий уровень подхода и заинтересованность первых лиц в модернизации системы дает определенные надежды на то, что озвученные нижегородцами предложения не пойдут под сукно, а будут учтены при формировании государственной политики на ближайшие пять лет.
Мы публикуем для читателей журнала «Поиск-НН» резолюцию участников форума 19 мая.
В направлении развития науки и высшего образования обеспечить:
1) государственную поддержку создания и развития на базе ведущих университетов междисциплинарных научно-образовательных кластеров по новым технологиям, включающих образовательные, научные и научно-производственные организации, промышленные предприятия, иные заинтересованные структуры (органы власти, инвесторы и т. д.), обеспечивающих создание и апробацию новых технологий; подготовку кадрового сопровождения для их реализации; практическую реализацию с индустриальными партнерами;
2) государственную поддержку подготовки высококвалифицированных учителей для общеобразовательных школ на базе ведущих университетов;
3) государственную поддержку по совершенствованию нормативно-правовой базы по следующим направлениям:
– осуществление образовательной деятельности в сфере медицины на базе классических университетов;
– закрепление молодых ученых при университетах в соответствии с концепцией Гумбольдтского университета;
– закрепление отдельных школ в структуре ведущих университетов и создание для этого правовой базы на уровне Российской Федерации;
4) внедрение новой модели целевого обучения и контрактного трудоустройства педагогов;
5) в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 05.03.2015 №192 «О государственном плане подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2016–2020 годы» привести в соответствие структуру государственного задания на подготовку специалистов со структурой промышленного производства на предприятиях ОПК с учетом временного лага.
Ряд предложений касались системы профессионального образования:
5. Оказать государственную поддержку в подготовке и направлении выпускников вузов для работы в системе профессионального образования по заявкам профессиональных образовательных организаций.
Подготовила Елена Горохова