НГПУ: ПЕРВЫЙ ВУЗ НИЖНЕГО
Истоки
Учебные занятия в институте и го- родском училище при нем начались
4 октября 1911 г. Первый выпуск
учительского института пришелся
на военный 1914 год, многие сту-
денты, выпускники и педагоги от-
правились тогда на фронт.
Преподавателей для институ-
та набирали по всей стране. Так,
учителем истории стал Михаил
Николаевич Кутузов, ранее слу-
живший в Гомеле. В 1915–1916 гг. он
исполнял обязанности директора
Нижегородского учительского ин-
ститута. В 1917 г. М.Н. Кутузов стал
председателем Нижегородского
губернского Совета крестьянских
депутатов, членом Нижегородского
губернского исполнительного ко-
митета и гласным городской думы.
Революционные преобразования
После Октябрьской революции на-
чалась организация нового совет-
ского вуза. В начале июля 1918 г.
губернский комиссариат по народ-
ному просвещению принял план
преобразования учительского ин-
ститута в педагогический факультет
Нижегородского университета. Но
тогда вуз остался самостоятельным,
только поменял свое название, до
1919 года он назывался Нижего-
родский педагогический институт.
Даже гражданская война и углубля- ющийся экономический кризис не
могли помешать научной работе
сотрудников института. В 1919 г. на
базе вуза проходит Первый съезд
Всероссийской научно-педагоги- ческой ассоциации, которая была
создана для научно-теоретической
и практической разработки педаго- гических проблем, а также для ор- ганизации исследований школьно- го дела в России. В конце 1919 г. вуз
получает новое имя — Институт на- родного образования. Но ненадол- го: в 1921 г. институту возвращают
прежнее название — Нижегород- ский педагогический.
С 1924 г. все большее внимание
уделяется новым методам препода- вания. Происходит переход от тра- диционной лекционной системы к
«активным» методам, в институте
организуются педологические ис- следования и практические занятия
по экспериментальной психологии
и педагогике. В 1925 г. к педагоги- ческому институту присоединяет- ся опытно-показательная школа
имени В.И. Ленина (сейчас — лицей
№ 8). В этот же период силами мо- лодежи создается Культурный уни- верситет. Для студентов вводился
обязательный культминимум: не-
обходимо было прочитать опреде-
ленный перечень художественной
литературы, посетить музеи, дваж-
ды в месяц сходить в кино и театр,
а не менее двух раз в год послушать
концерты классической музыки.
Только в 1926 г. реализуется план
1918 года — институт входит в со-
став Нижегородского университета
в качестве педагогического факуль-
тета и остается таковым до 1930 г.,
когда НГУ был расформирован. С
1930 г. вуз называется Нижегород-
ский (позже — Горьковский) госу-
дарственный педагогический ин- ститут, в его структуре 9 отделений:
общественно-историческое, обще- ственно-экономическое, физиче- ское, математическое, естествен- ное, химическое, биологическое,
дошкольное и педагогическое. С
1932 г. пединститут носит имя Мак- сима Горького. В 1934-м отделения
преобразуются в факультеты, их
пять: исторический, языка и лите- ратуры, физико-математический,
естественный и педагогический.
Вклад в Победу
С началом Великой Отечественной
войны 59 преподавателей и студен- тов записались добровольцами на
фронт. Летом 1941 г. 350 студентов
ГГПИ пошли работать на военные
заводы г. Горького, 120 человек — в
совхозы, 210 человек сдали кровь
для раненых. Всего за годы войны
более 400 студентов ГГПИ воевало
на фронтах Великой Отечественной.
Приметы времени
В 1960-х гг. происходит развитие тех-
нических средств обучения (ТСО). В
институте появляется комплексная
лаборатория ТСО, которая включа-
ла лингафонный кабинет, фотола-
бораторию, кабинет учебного кино,
фонотеку и класс программирован-
ного обучения. В 1978 г. в ГГПИ по-
явилась первая ЭВМ, которую стали
использовать в преподавании дис-
циплины «Вычислительная матема-
тика и программирование».
Второй компьютер был передан
институту из НИРФИ в 1982 году. К
80-м годам на кафедре информати-
ки и электронно-вычислительной
ГОД НИЖЕГОРОДСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ И СТАРИНЫ
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Мини-
на (Мининский университет) насчитывает более ста лет истории. Он был основан
в Нижнем Новгороде как учительский институт в 1911 году.
НГПУ: ПЕРВЫЙ ВУЗ НИЖНЕГО
Первый корпус НГПУ
Второй корпус НГПУ
30
техники была создана лаборатория
ЭВМ, в которую входили два ди- сплейных класса с использованием
персональных компьютеров фирмы
«Ямаха» и «Электроника-Д3–28», ми- ни-ЭВМ «Искра-226», машинный зал
ЭВМ «Наири-К» и кабинет вычисли- тельной математики, оснащенный
микрокалькуляторами различных
типов.
Большая перемена
1987 год ознаменовался для ГГПИ
высокой правительственной награ- дой — вуз награжден орденом Тру- дового Красного Знамени. В 1989 г.
институт становится участником
научного эксперимента, проводи- мого Министерством образования
РСФСР, по созданию научно-мето- дических условий перехода на си- стему многоуровневого педагоги-
ческого образования. Результатом
эксперимента стала разработка на-
учной концепции, учебных планов,
программ учебных дисциплин.
В 1991 г. институт получил разре-
шение Министерства образования
РФ на проведение эксперимента
по внедрению многоуровневой си-
стемы в числе первых одиннадцати
педвузов страны. Вместо факуль-
тетов были организованы департа-
менты: естествознание, педагогика,
гуманитарные знания и професси-
ональное обучение. Но нововве-
дения не прижились, и в 1995 г. вуз
вернулся к прежней факультетской
структуре.
В рамках вуза создается учеб- но-научно-педагогический комплекс
(УНПК) «Вуз — школа — дошкольное
учреждение». В составе УНПК действо- вал ряд базовых школ, факультетов,
кафедр. Материалы по совместной
деятельности ГГПИ им. М. Горького
и педагогической гимназии (бывшая
школа № 80) в 1991 г. были представ- лены в Москве на ВДНХ. К середине
1990-х годов УНПК объединял педа- гогическую гимназию, школы № 35 и
№ 176, Центр одаренных детей, Дзер- жинский, Нижегородский, Городецкий
педагогические колледжи, Лукоянов- ское педучилище.
В 1993 году институт получает
статус университета, а с 2011 года
НГПУ присвоено имя Козьмы Ми- нина. В том же году в результате
реорганизации к Мининскому уни- верситету присоединен Волжский
государственный инженерно-педа- гогический университет.
Долгая дорога к дому
Длительное время пединститут не
имел постоянного здания. При откры-
тии он был размещен в доме купца
А.А. Наумова на Большой Покровской
улице (в настоящее время дом № 33).
Однако уже в сентябре 1914 г. по рас-
поряжению нижегородского губер-
натора здание института было рек-
визировано под госпиталь. Занятия
перенесли в Кулибинское ремеслен-
ное училище, а на Покровке остались
канцелярия, библиотека, физический
и естественно-исторический каби-
неты. В 1915 г. педсовет при участии
почетного попечителя института —
главы города Д. В. Сироткина — рас-
смотрел вопрос о собственном зда-
нии для института. Купец предложил
приспособить для этих целей бездей-
ствующий винный склад и даже готов
был принять на себя «дальнейшие
заботы». Но в соответствии с нужда-
ми военного времени здание склада
переоборудовали под мастерскую по
изготовлению военного снаряжения.
После революции, в 1921 году,
президиум Нижегородского губис- полкома передал педагогическому
институту здание бывшей I мужской
гимназии, в котором сегодня распо- ложен I корпус НГПУ. В первой поло- вине 1930-х годов старый гимнази- ческий корпус был надстроен: над
боковыми его частями (бывшими
флигелями) было выстроено по два
этажа, а над главным корпусом —
один. Примыкающий к основному
зданию корпус по ул. Ульянова,
построенный в 1903–1904 годах,
остался без изменений.
Но на этом история переездов
пединститута не закончилась. С на- чалом Великой Отечественной во- йны здание института было отдано
под штаб Московского военного
округа и госпиталь, а вуз разместил-
ся в здании сельхозинститута, быв-
шей духовной семинарии (сейчас —
II корпус НГПУ на пл. Минина).
На сегодняшний день занятия
проходят в 6 учебных корпусах, че-
тыре из которых расположены в са-
мом центре города, а два — в Кана-
винском и Автозаводском районах.
Мининский университет сегодня
НГПУ включает в себя 6 факульте-
тов, 31 кафедру, 13 научно-исследо-
вательских лабораторий и центров,
научно-исследовательский инсти-
тут прикладной психологии, регио-
нальный научно-образовательный
центр. Три четверти учителей в
Нижегородской области — выпуск-
ники педуниверситета. Кроме того,
вуз готовит психологов и лингви-
стов, инженеров и управленцев, ху-
дожников и дизайнеров.
Первое здание учительского института
Нижегородская губернская мужская гимназия (слева) Седьмой корпус НГПУ
Читайте также