НГПУ: ПЕРВЫЙ ВУЗ НИЖНЕГО

Истоки Учебные занятия в институте и го- родском училище при нем начались 4 октября 1911 г. Первый выпуск учительского института пришелся на военный 1914  год, многие сту- денты, выпускники и педагоги от- правились тогда на фронт. Преподавателей для институ- та набирали по всей стране. Так, учителем истории стал Михаил Николаевич Кутузов, ранее слу- живший в Гомеле. В 1915–1916 гг. он исполнял обязанности директора Нижегородского учительского ин- ститута. В 1917 г. М.Н. Кутузов стал председателем Нижегородского губернского Совета крестьянских депутатов, членом Нижегородского губернского исполнительного ко- митета и гласным городской думы. Революционные преобразования После Октябрьской революции на- чалась организация нового совет- ского вуза. В начале июля 1918 г. губернский комиссариат по народ- ному просвещению принял план преобразования учительского ин- ститута в педагогический факультет Нижегородского университета. Но тогда вуз остался самостоятельным, только поменял свое название, до 1919  года он назывался Нижего- родский педагогический институт. Даже гражданская война и углубля- ющийся экономический кризис не могли помешать научной работе сотрудников института. В 1919 г. на базе вуза проходит Первый съезд Всероссийской научно-педагоги- ческой ассоциации, которая была создана для научно-теоретической и практической разработки педаго- гических проблем, а также для ор- ганизации исследований школьно- го дела в России. В конце 1919 г. вуз получает новое имя — Институт на- родного образования. Но ненадол- го: в 1921 г. институту возвращают прежнее название  — Нижегород- ский педагогический. С 1924 г. все большее внимание уделяется новым методам препода- вания. Происходит переход от тра- диционной лекционной системы к «активным» методам, в институте организуются педологические ис- следования и практические занятия по экспериментальной психологии и педагогике. В 1925 г. к педагоги- ческому институту присоединяет- ся опытно-показательная школа имени В.И. Ленина (сейчас — лицей № 8). В этот же период силами мо- лодежи создается Культурный уни- верситет. Для студентов вводился обязательный культминимум: не- обходимо было прочитать опреде- ленный перечень художественной литературы, посетить музеи, дваж- ды в месяц сходить в кино и театр, а не менее двух раз в год послушать концерты классической музыки. Только в 1926 г. реализуется план 1918  года  — институт входит в со- став Нижегородского университета в качестве педагогического факуль- тета и остается таковым до 1930 г., когда НГУ был расформирован. С 1930 г. вуз называется Нижегород- ский (позже  — Горьковский) госу- дарственный педагогический ин- ститут, в его структуре 9 отделений: общественно-историческое, обще- ственно-экономическое, физиче- ское, математическое, естествен- ное, химическое, биологическое, дошкольное и педагогическое. С 1932 г. пединститут носит имя Мак- сима Горького. В 1934-м отделения преобразуются в факультеты, их пять: исторический, языка и лите- ратуры, физико-математический, естественный и педагогический. Вклад в Победу С началом Великой Отечественной войны 59 преподавателей и студен- тов записались добровольцами на фронт. Летом 1941 г. 350 студентов ГГПИ пошли работать на военные заводы г. Горького, 120 человек — в совхозы, 210 человек сдали кровь для раненых. Всего за годы войны более 400 студентов ГГПИ воевало на фронтах Великой Отечественной. Приметы времени В 1960-х гг. происходит развитие тех- нических средств обучения (ТСО). В институте появляется комплексная лаборатория ТСО, которая включа- ла лингафонный кабинет, фотола- бораторию, кабинет учебного кино, фонотеку и класс программирован- ного обучения. В 1978 г. в ГГПИ по- явилась первая ЭВМ, которую стали использовать в преподавании дис- циплины «Вычислительная матема- тика и программирование». Второй компьютер был передан институту из НИРФИ в 1982  году. К 80-м годам на кафедре информати- ки и электронно-вычислительной ГОД НИЖЕГОРОДСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ И СТАРИНЫ Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Мини- на (Мининский университет) насчитывает более ста лет истории. Он был основан в Нижнем Новгороде как учительский институт в 1911 году. НГПУ: ПЕРВЫЙ ВУЗ НИЖНЕГО Первый корпус НГПУ Второй корпус НГПУ 30 техники была создана лаборатория ЭВМ, в которую входили два ди- сплейных класса с использованием персональных компьютеров фирмы «Ямаха» и «Электроника-Д3–28», ми- ни-ЭВМ «Искра-226», машинный зал ЭВМ «Наири-К» и кабинет вычисли- тельной математики, оснащенный микрокалькуляторами различных типов. Большая перемена 1987  год ознаменовался для ГГПИ высокой правительственной награ- дой — вуз награжден орденом Тру- дового Красного Знамени. В 1989 г. институт становится участником научного эксперимента, проводи- мого Министерством образования РСФСР, по созданию научно-мето- дических условий перехода на си- стему многоуровневого педагоги- ческого образования. Результатом эксперимента стала разработка на- учной концепции, учебных планов, программ учебных дисциплин. В 1991 г. институт получил разре- шение Министерства образования РФ на проведение эксперимента по внедрению многоуровневой си- стемы в числе первых одиннадцати педвузов страны. Вместо факуль- тетов были организованы департа- менты: естествознание, педагогика, гуманитарные знания и професси- ональное обучение. Но нововве- дения не прижились, и в 1995 г. вуз вернулся к прежней факультетской структуре. В рамках вуза создается учеб- но-научно-педагогический комплекс (УНПК) «Вуз — школа — дошкольное учреждение». В составе УНПК действо- вал ряд базовых школ, факультетов, кафедр. Материалы по совместной деятельности ГГПИ им. М. Горького и педагогической гимназии (бывшая школа № 80) в 1991 г. были представ- лены в Москве на ВДНХ. К середине 1990-х годов УНПК объединял педа- гогическую гимназию, школы № 35 и № 176, Центр одаренных детей, Дзер- жинский, Нижегородский, Городецкий педагогические колледжи, Лукоянов- ское педучилище. В 1993  году институт получает статус университета, а с 2011  года НГПУ присвоено имя Козьмы Ми- нина. В том же году в результате реорганизации к Мининскому уни- верситету присоединен Волжский государственный инженерно-педа- гогический университет. Долгая дорога к дому Длительное время пединститут не имел постоянного здания. При откры- тии он был размещен в доме купца А.А. Наумова на Большой Покровской улице (в настоящее время дом № 33). Однако уже в сентябре 1914 г. по рас- поряжению нижегородского губер- натора здание института было рек- визировано под госпиталь. Занятия перенесли в Кулибинское ремеслен- ное училище, а на Покровке остались канцелярия, библиотека, физический и естественно-исторический каби- неты. В 1915 г. педсовет при участии почетного попечителя института  — главы города Д. В. Сироткина  — рас- смотрел вопрос о собственном зда- нии для института. Купец предложил приспособить для этих целей бездей- ствующий винный склад и даже готов был принять на себя «дальнейшие заботы». Но в соответствии с нужда- ми военного времени здание склада переоборудовали под мастерскую по изготовлению военного снаряжения. После революции, в 1921  году, президиум Нижегородского губис- полкома передал педагогическому институту здание бывшей I мужской гимназии, в котором сегодня распо- ложен I корпус НГПУ. В первой поло- вине 1930-х годов старый гимнази- ческий корпус был надстроен: над боковыми его частями (бывшими флигелями) было выстроено по два этажа, а над главным корпусом  — один. Примыкающий к основному зданию корпус по ул. Ульянова, построенный в 1903–1904  годах, остался без изменений. Но на этом история переездов пединститута не закончилась. С на- чалом Великой Отечественной во- йны здание института было отдано под штаб Московского военного округа и госпиталь, а вуз разместил- ся в здании сельхозинститута, быв- шей духовной семинарии (сейчас — II корпус НГПУ на пл. Минина). На сегодняшний день занятия проходят в 6 учебных корпусах, че- тыре из которых расположены в са- мом центре города, а два — в Кана- винском и Автозаводском районах. Мининский университет сегодня НГПУ включает в себя 6 факульте- тов, 31 кафедру, 13 научно-исследо- вательских лабораторий и центров, научно-исследовательский инсти- тут прикладной психологии, регио- нальный научно-образовательный центр. Три четверти учителей в Нижегородской области — выпуск- ники педуниверситета. Кроме того, вуз готовит психологов и лингви- стов, инженеров и управленцев, ху- дожников и дизайнеров. Первое здание учительского института Нижегородская губернская мужская гимназия (слева) Седьмой корпус НГПУ
Читайте также
Комментарии