Проблемы межнациональных отношений и жесткого, нетерпимого, экстремистского мировоззрения относятся сегодня к числу наиболее актуальных в российском обществе. При этом именно молодежь особенно подвержена влиянию различного рода негативных тенденций и деструктивных идеологий. Важным направлением профилактики терроризма и экстремизма в молодежной среде становится создание единого информационного пространства для распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим народам, культурам и религиям. Ядром этого процесса должна выступать образовательная среда.
Многие сегодняшние студенты Сосновского агропромышленного техникума воспитывались в обстановке обострения экономического кризиса, когда в стране сложилась тяжелая ситуация на социальном, политическом, экономическом уровнях. Основной контингент в техникуме составляют молодые люди, проживающие в малообеспеченных, неблагополучных семьях, находящихся на социально опасном положении, ряд обучающихся относятся к категории детей-сирот и состоят на профилактических учетах.
На базе техникума ежегодно реализуются планы мероприятий, направленных на профилактику экстремизма (различные тренинги по формированию толерантного отношения, классные часы, затрагивающие тематику агрессии и экстремизма). Однако данные формы работы, на наш взгляд, не несут системного профилактического характера и проводятся разово, отдельно друг от друга. Поэтому мы создали специальную, более эффективную программу, которая будет осуществляться совместными усилиями администрации, педагогов техникума, родительской общественностью и студентами в 2016–2018 учебных годах.
Программа поэтапная и включает четыре основных блока мероприятий, которые проходят параллельно друг другу. Первый блок составляет комплекс мер по формированию толерантного отношения к окружающим, снижению уровня насильственных и агрессивных проявлений национальной, расовой и религиозной розни в студенческой среде. Второй направлен на профилактику экстремизма и национализма в подростковой среде. Основа третьего – предупреждение виртуальной, компьютерной зависимости у подростков.
Очень важной составляющей профилактической работы также стала организация на базе техникума Студенческой службы медиации (службы примирения). Суть метода заключается в том, что на базе техникума формируется группа студентов («группа равных»), которые обучают методам эффективного взаимодействия, конфликтологии, а затем используют полученные знания на практике, проводя примирительные встречи, работая индивидуально с другими студентами с целью разрешения конфликта или ситуации в рамках своей компетентности. Как правило, студентам старшего подросткового и юношеского возраста легче найти общий язык друг с другом, они наиболее благоприятно расположены на работу в «группах равных», нежели на авторитетное, подавляющее общение со стороны взрослого.
В Арзамасском коммерческо-техническом техникуме особая роль в деле формирования толерантности отводится своевременному выявлению юношей и девушек группы риска. Здесь стоит отметить важные инструменты мониторинга: диагностику педагогом-психологом личностного развития студентов (авторы И. В. Кулешова, П. В. Степанов, Д. В. Григорьев), экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова и др.), а также анкетирование.
Подростковый возраст – наиболее активная стадия формирования личности, поэтому профилактическая работа психолога, прежде всего, направлена на создание комфортных условий для развития самосознания молодого человека.
Основной массой студентов особо востребованы тренинги «Здравствуй! Это я!», «Конфликт и пути его разрешения», «Искусство жить в ладу с собой и миром», которые вырабатывают самосознание, формируют эффективные навыки общения, умение вести себя в конфликтных ситуациях и корректируют самооценку.
С выявленной группой риска в основном проводятся индивидуальные коррекционные занятия для повышения самооценки, снятия агрессии, снижения уровня стресса, цель которых – прояснение и помощь в разрешении конфликтных ситуаций, а также формирование навыков отстаивания своего мнения без насилия и агрессии. После индивидуальной работы проводятся часы психолога «Роскошь человеческого общения», «Виды и психологические механизмы манипуляции», практикум «В одном вагоне». Это позволяет в небольшой группе еще раз отработать навыки эффективного общения, осознать, что многие поступки провоцируются извне, выяснить отношение к людям другой культуры и нации. Индивидуальная работа проводится и со студентами, склонными к участию в противоправных акциях.
В систему профилактики также включена работа с педагогами через психолого-педагогические семинары и педагогические советы. Вместе обсуждаем возрастные особенности и кризисы переходного возраста, делимся опытом создания ситуации успеха, рассуждаем об особенностях манипуляции и влиянии, гармонизации межнациональных отношений. Каждый классный руководитель по итогам диагностики и коррекции студентов получает индивидуальную консультацию, а также письменные рекомендации по работе с группой или отдельным обучающимся.
Безусловно, работа по формированию толерантного отношения должна продолжаться дома, поэтому очень важно донести родителям информацию всеми доступными средствами: через родительские собрания, сайт техникума, индивидуальные встречи с психологом. Необходимо разъяснить проблемы переходного возраста, психологические механизмы вовлечения несовершеннолетних в различные радикальные общества, важность контроля подростков в информационном пространстве. Следует отметить, что, несмотря на большое количество мероприятий, сегодня еще рано говорить о полностью сложившейся, проработанной системе эффективной профилактики, но мы стараемся искать новые пути решения этой актуальной проблемы.
Педагоги-психологи
Сосновского агропромышленного техникума В. П. Усанова
и Арзамасского коммерческо-технического техникума Ю. Н. Осипова