Владимир Шахназаров: Профессиональное образование Нижегородской области. Точки роста

Профессиональное образование Нижего- родской области – это один из трендов региона. Вы как руководитель, курирующий систему профес- сионального образования, ставите задачи на пер- спективу. Расскажите, что будет концептуально но- вым в развитии профессионального образования в ближайшие годы в нашей области? – Уже сегодня система профессионального образо- вания осуществляет переход на принципиально новую систему подготовки кадров. Кадровая политика три года назад предполагала восполнение кадрового дефицита, который остро испытывали предприятия и организа- ции. В настоящее время целевой вектор кардинально изменился от количества к высокому качеству подготов- ки кадров. С развитием высокотехнологичного сектора экономики приходит понимание, каким должно быть наполнение образования специалиста нового формата. Правильно выстроенный и эффективный механизм взаимодействия на основе межведомственного соци- ального партнерства в каждом муниципальном райо- не, городском округе региона позволяет обеспечить комплексное использование промышленного, научно- технического и человеческого потенциалов для соз- дания новой модели подготовки кадров с учетом передо- вых технологий и стандартов. И такой механизм сегодня разработан и успеш- но действует в регионе. В рамках реализации Регио- нального стандарта кадрового обеспечения промыш- ленного роста и инвестиционной привлекательности Нижегородской области перед системой профессиональ- ного образования и ее партнерами стоит важная задача – подготовка кадров под конкретное рабочее место в ус- ловиях высокотехнологичных производств. Для этого в Нижегородской области созданы все предпосылки и условия. Это, безусловно, созданная в регионе система сов- ременных ресурсных центров, благодаря которым обучение квалифицированных кадров происходит на высокотехнологичном оборудовании по инновацион- ным образовательным программам. Имеющийся в арсенале Нижегородской области опыт реализации проектов всероссийского и междуна- родного уровня «Подготовка рабочих кадров, соответ- ствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» и «Развитие движения WorldSkills в России», применение лучших региональных, всероссийских и международ- ных практик позволяют выходить на уровень решения стратегических проектов по обеспечению квалифициро- ванными кадрами потребностей экономики с учетом но- вейших производственных технологий, отечественных и мировых достижений. Активно развивается в регионе система олимпиадно- го, конкурсного и чемпионатного движения разного уров- ня, такие как, например, олимпиада профессионально- го мастерства среднего профессионального образова- ния, чемпионаты молодых профессионалов WorldSkills и Abilympics (для ребят с ограниченными возможностями здоровья), фестивали по робототехнике RoboFest и другие. – Как, на Ваш взгляд, система ресурсных центров может быть использована во внедрении ФГОС СПО по Топ-50? – С учетом новых вызовов времени, в том числе с переходом системы профессионального образования на стандарты по Топ-50 востребованных, перспективных и новых профессий и специальностей, их функции значи- тельно расширяются. В настоящее время в нашем регионе создается сеть ведущих колледжей (техникумов), на которые будет воз- ложена роль сервисно-сетевых центров среди осталь- ных профильных профессиональных образовательных организаций. Они будут координировать разработку и реализацию сетевых образовательных программ по Топ-50 и Топ-регион, программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников профильных профессиональных образовательных организаций, осу- ществлять методическую и консультационную поддерж- ку, станут базовыми площадками практик и стажировок, также базами проведения государственной итоговой ат- тестации в формате демонстрационного экзамена. – В Нижегородской области действует Топ-регион наиболее востребованных специальностей и профес- сий. Что стало основой его формирования? Нижегородский регион – высокотехнологичный машиностроительный регион с преобладанием оборон- но-промышленного комплекса, выполняющего стратеги- ческие федеральные задачи. Именно этим обусловлено на- личие в региональном перечне специальностей, связанных с технической эксплуатацией и обслуживанием промыш- ленного и электромеханического оборудования, автома- тизацией технологических процессов, технологией маши- ностроения, мехатроникой и мобильной робототехникой. Новый виток развития сельского хозяйства регио- на, обусловленный импортозамещением, определяет наличие в перечне Топ-регион специальностей по меха- низации сельского хозяйства, технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции, авто- матизации сельского хозяйства. Мы также учитывали профессии и специальности, вос- требованные на перспективу, такие как туризм, сервис, аддитивные технологии. На наш взгляд, социально значи- Заместитель министра образования Нижегородской области В. Г. Шахназаров 11 мым является наличие в региональном перечне педагоги- ческих специальностей «Дошкольное образование», «Пре- подавание в начальных классах», «Физическая культура». – Министерство образования Нижегородской обла- сти активно поддерживает исполнение государствен- ной программы по гармонизации межнациональных отношений в Нижегородской области. Каковы долж- ны быть приоритеты работы в данном направлении в профессиональной образовательной организации? – Концептуальной основой воспитания межнацио- нального согласия в профобразовании является воспи- тание настоящего гражданина России, любящего Родину, уважающего различные культуры, конфессии и убежде- ния, но имеющего активную гражданскую позицию по различению добра и зла для нашей Родины. Эта работа сверхактуальна, необходима и требует серьезной, вдум- чивой воспитательной работы в колледжах и техникумах. Приоритетов несколько: воспитание национальной иден- тичности, гордости осознавать себя россиянином; уме- ние существовать в условиях мультикультурного мира, глобального общества; изучение истории народов, про- живающих в Нижегородской области, и изучение истории своей семьи; международные образовательные проекты. – Ваша профессиональная карьера тесно связана с педагогическим трудом. Вы – педагог по образо- ванию, имеете большой опыт преподавательской работы, возглавляли почти десять лет учрежде- ние профессионального образования, в котором создали систему профессиональной подготовки и социальной адаптации детей-сирот. Что, на Ваш взгляд, составляет преимущества и проблемы про- фессиональной образовательной организации? – Преимущества – это встроенность в систему обра- зования региона, ресурсы (материально-технические, кадровые, информационные, управленческие), взаимо- действие с промышленными предприятиями и возмож- ность стабильного развития. Главное предназначение любой образовательной организации – это обучение, воспитание и развитие молодежи, и ее безопасность. Если руководитель это понимает, он выстроит управле- ние образовательной организацией так, что это будет преимуществом. Директор колледжа или техникума должен быть специ- алистом и в педагогике, и в производстве, и в юридической сфере, и в строительстве. Важно продумать стратегию развития и так организовать работу, чтобы это развитие понимали и разделяли управленческая команда и педаго- гический коллектив. Задача руководителя вовремя понять тренды, работающие на перспективу организации. Сейчас это, например, встраивание в систему информационного общества, развитие дистанционных форм образования, дополнительные профессиональные программы для вы- пускников в рамках непрерывного образования. – Вы начали работать педагогом после окончания университета в достаточно сложные времена для от- ечественного образования. Что бы Вы посоветовали молодым педагогам для создания собственного про- фессионального педагогического кредо? – Уважайте личность человека, старайтесь стать детям товарищем, никогда не унижайте человека. Мы работаем с детьми в том возрасте, когда обострено чувство справедливости, и важно – не разочаровать мо- лодежь несправедливостью, будь то неправильно по- ставленная оценка или неверное замечание. Дети всегда видят и оценивают профессионализм педагога и искрен- нюю увлеченность своим предметом. Конечно, это жест- кая работа, практическая, шесть-восемь часов прямого эфира каждый день, и никто не застрахован от професси- онального выгорания. Но когда видишь радостные глаза молодого человека, у которого получилось решить зада- чу, выточить деталь, если ты создал для него ситуацию успеха, то для тебя это будет дело всей жизни и ты будешь понимать, что выбрал профессию правильно. Важно сохранить корпоративное братство профтеха. Профессиональное образование Нижегородской обла- сти в 2016 году отметило символичную памятную дату: семьдесят пять лет со дня создания системы профтеха региона, а многие колледжи и техникумы были созданы еще раньше. За это время наши преподаватели и масте- ра производственного обучения создали особую педа- гогическую систему профессионального образования, имеющую и дидактические, и воспитательные особен- ности. Несомненно, это должно быть передано через систему педагогического наставничества ветеранами педагогического труда молодым преподавателям, масте- рам производственного обучения. – Ваша кандидатская диссертация по философии посвящена истории российской философии в сфере значения личности в контексте ее социальных свя- зей. Какие черты личности, по Вашему мнению, яв- ляются основополагающими для успеха профессио- нальной карьеры современного молодого человека? – Ответственность, профессионализм, трудолюбие и любовь к своему делу. Не надо бояться пробовать, надо стараться понять, что же на самом деле тебе инте- ресно. И нельзя идти по течению, выбирать профессию необдуманно. Чем раньше подойти к выбору осознанно, тем раньше придет успех: профессиональный, мораль- ный, психологический комфорт, гармония между реаль- ностью и ожиданиями. Но научные изыскания (а сейчас их, посвященных философии мировосприятия русско- го человека, достаточно много) свидетельствуют о том, что философия русского человека более сложна, чем толь- ко достижение профессионального успеха. Для счастья русскому человеку необходимы мир в стране, любовь и счастье в семье, сохранение традиций. Недаром уче- ные говорят о феномене русскости в мировой культуре, повлиявшем на ее развитие во всем цивилизационном масштабе. – Ребенок сейчас живет в сложном клиповом мире. В Вашей семье – четверо детей. Раскройте секрет, какова Ваша система воспитания детей? – Сложность связана, наверное, не столько с клипо- востью мира, в котором существуют дети, а с отсутствием четких ориентиров семьи, одиночеством среди множе- ства людей, погруженностью родителей в свои пробле- мы и нежеланием узнать внутренний мир своих детей. Главное, на мой взгляд, любить своего ребенка осоз- нанной взрослой любовью, как можно раньше понять, что ребенок должен быть самостоятелен, и уважать его выбор. Сам я стараюсь проводить как можно больше вре- мени с детьми, видеть, как они растут. Конечно, это слож- но при моей загруженности на работе. Но передо мной пример моих родителей: они, оба очень занятые на ра- боте, создавали мой детский мир, уважали мои интересы, всегда были внимательны к детским желаниям, мы вместе читали и обсуждали книги, путешествовали, отдыхали. И сейчас я с уважением и благодарностью вспоминаю свое детство и переношу это в свою семью. – Не секрет, что работа управленца и руководи- теля требует больших энергетических затрат и по- стоянной вовлеченности в процесс. Как Вам удается поддерживать позитивный настрой? Удается ли вы- кроить из плотного графика время на отдых? – Отдыхать не люблю и не умею. Эта увлеченность работой досталась мне от родителей. Люблю погружен- ность в процесс работы, видеть, как команда единомыш- ленников создает результат. В деле считаю важным со- держание, конкретику и пунктуальность. Отдых провожу всегда с семьей и детьми. Восстанавливает созерцание природы, когда ты можешь рассмотреть паутинку или росу на листочке, когда тишину леса ничто не нарушает. Это помогает осмыслить многое, не позволить вовлечь себя в излишнюю суету, ощутить себя частью природы, понять, что ты живешь, чтобы сохранять гармонию мира, а не нарушать ее. А с утра – опять на работу.
Читайте также
Комментарии