Ставка на «Науку»

2019 г. станет первым годом реализации национального проекта «Наука», разработанного в России впервые за всю ее историю. Научная сфера должна лечь в основу достижений всех масштабных задач, стоящих перед экономикой нашей страны до 2014 г.

Напомним, что нацпроект «Наука» разрабатывается в соответствии с майским указом президента РФ Владимира Путина. Главная задача реализации национального проекта «Наука» — совершить прорыв в новый технологический уклад. Научные отечественные основы должны стать заделом и для воспитания исследователей, которые будут вырабатывать новые технологические решения, и основой для разработки российских технологий, которые позволят России по многим позициям быть конкурентоспособной в общемировом экономическом и социальном пространстве.

О целях, ключевых задачах и приоритетных направлениях нацпроекта рассказали министр науки и высшего образования России Михаил Котюков и президент Российской академии наук Александр Сергеев на пресс-конференции в ТАСС в последние дни минувшего года.

На науку сделана специальная ставка, а конкретные шаги по реализации нацпроекта намечено проработать в федеральных проектах, государственных программах и инструментах государственного регулирования, которые будут обсуждаться в правительстве совместно с академическим и экспертным сообществом, заявил Михаил Котюков. Спикеры согласны, что планы по реализации нацпроекта амбициозны, но совместными усилиями его задачи могут быть решены. В целом нацпроект «Наука» продолжает вектор, обозначенный в Стратегии научно-технологического развития страны.

Перевернуть пирамиду

По мнению Александра Сергеева, именно сейчас наступило время, когда экономика стала понимать осознавать значение науки в ее фундаментальном и исследовательском плане. До этого государственные предприятия и госкорпорации интересовали только достижения прикладного характера. «Есть понимание, особенно со стороны Роскосмоса и Росатома, что надо активно брать поисковые и фундаментальные разработки и внедрять их на производство. С другой стороны, есть опасения, что эта деятельность связана с большими рисками, потому что нет стопроцентной уверенности и готового прототипа. И наша основная задача — убедить госкорпорации, что генерируемые знания вполне достойны быть использованными ими», — пояснил он.

При этом, по словам президента РАН, важно, что взгляд на эту ситуацию со стороны ученых и со стороны власти совпадают. Дело в том, что российская наука еще не стала производительной силой экономики в силу ряда объективных и субъективных причин. Их анализ показывает, что наша страна очень быстро совершила переход из одной экономической формации в другую, но надежда на то, что капитализм сам за короткое время отрегулирует взаимоотношения науки и производства, не оправдалась. А в экономиках, на которые Россия стремится быть похожей, схема внедрения инноваций и система управления инновациями сложились на протяжении десятилетий и столетий, и там экономика знает, что может получать существенную прибыль не только после использования результатов прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, готовых к производству, но и результатов поисковых и даже фундаментальных исследований. Бизнес «хватает» знания, генерируемые наукой, и незамедлительно вбрасывает в экономику, получает прибыль, возвращает деньги в науку и т. д. В России такой порядок пока не сложился, и с помощью корпораций, академической науки и государства, которое должно создавать условия для стимулирования этого процесса, надо как можно быстрее перейти к ситуации, когда наука смогла быть стать производительной силой экономики. Процентное соотношение инвестиций на научные исследования из бюджета и из экономики составляет в нашей стране примерно 70:30 в пользу госбюджета, а в других странах 20:80 или 30:70. «Мы должны в ближайшие годы перевернуть эту пирамиду, и одной из целей нацпроекта является опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны. Правда, в последнее время ситуация улучшается, и хорошо бы к 2024 году достичь соотношения 50:50», — отметил Александр Сергеев.

НОЦ как конкурентное преимущество

Одной из главных целей нацпроекта является формирование 15 научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ), которые задуманы не просто как связка науки и образования, а взаимодействие науки, образования и бизнеса в статусе равноправных партнеров. Эти центры предусмотрены с региональным наполнением, так как они должны стать опорой для развития высокотехнологичных производств, науки и образования прежде всего в регионах. Комментируя создание НОЦ, Александр Сергеев отметил, что на организацию научных центров сегодня претендует множество регионов России, и решение ряда губернаторов приступить к этой работе заблаговременно позволит предложить немного больше, чем другие территории. Нижегородская, Свердловская и Тюменская области уже вышли с предложениями по созданию НОЦ как консорциумов с управляющими компаниями, которые уже готовы выстраивать взаимоотношения между промышленностью, образованием и наукой. В дальнейшем, когда будет объявлен конкурс на создание этих центров, у этих регионов будет конкурентное преимущество в виде уже работающих НОЦ.

Объединить науку, образование и индустриального партнера без региона невозможно, считает Михаил Котюков. Если регион заинтересован во внедрении какой-либо технологии в производство, то все в его руках. Совместно с руководителями субъектов федерации мы сумеем найти способы структурировать и оформить эти варианты сотрудничества, заверил министр. Важно, чтобы был сформирован внутрироссийский заказ, отвечающий задаче развития отраслей и регионов в плане технологических, кадровых и инвестиционных решений.

Курс на Арктику

Интенсивным обещает быть продвижение России по антарктической линии. В нацпроекте прописана модернизация пяти научных судов, причем два новых судна будут построены в ближайшие годы. Исследовательский флот — это визитная карточка нашей науки, но Россия сейчас не располагает аппаратами, которые могли бы спускаться достаточно глубоко, пояснил Александр Сергеев. Это представляет определенную проблему, так как в последние годы многие мировые исследователи и компании нацелены на извлечение минеральных и биологических ресурсов из глубоководных морей. Глубины океана - совершенно неизведанная область для науки, поэтому будут строиться новые суда с модульным оформлением, позволяющим менять состав оборудования в зависимости от тематики экспедиций, новые спускательные аппараты и морская робототехника. «В космосе побывали сотни человек, а на глубину пяти километров спустились единицы», — прокомментировал президент РАН.

Глубоководные исследования представляют собой не просто научный интерес, а являются областью экономики. В 2017 г. российское правительство получило предупреждение от международной организации АНТКОМ (так называется Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики). Претензия была сформулирована следующим образом: Россия вылавливает в антарктических водах ценные сорта рыбы, занимается промыслом, а в копилку человечества ничего не возвращает. При этом надо иметь в виду, что в последние годы Антарктика стала зоной международных политико-экономических интересов, и если та или иная страна там что-то потребляет, то должна что-то возвратить человечеству. Единственное, что можно оттуда возвратить, — это научные знания об Антарктике. В 2018 г. по инициативе правительства России начата совместная программа, в рамках которой российские академические суда будут проводить в Антарктике исследования, а затем поделятся научной информацией с мировым сообществом. Это становится необходимым условием для получения разрешений на рыболовство со стороны АНТКОМ. «Наглядный пример того, как фундаментальная наука может стать производительной силой для экономики, в данном случае для рыболовства», — считает Александр Сергеев.

Кадры решают все

Одной из целей нацпроекта «Наука» является обеспечение привлекательности работы в нашей стране для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей. По признанию участников пресс-конференции, они не раз обсуждали с молодыми учеными и со студентами предпочтения в выборе жизненной территории. Выяснилось, что для молодежи очень важно реализовать свой потенциал именно в крупных проектах, находящихся под пристальным вниманием общества, и гордиться этим, и участие в этих проектах означает для молодежи успешную дальнейшую карьеру, подчеркнул Александр Сергеев. Но и быт тоже важен. Поскольку наука — вещь международная и молодые российские исследователи после защиты диссертаций уже находятся на мировом рынке научной рабочей силы, в России надо создавать условия для того, чтобы молодежь в бытовом смысле не чувствовала себя ущемленной по сравнению со своими зарубежными ровесниками. В частности, в нашей стране для молодых ученых следует разрабатывать программы льготной ипотеки и предоставления ведомственного жилья, которое впоследствии сможет перей­ти в их собственность.

«Сейчас мы прорабатываем вариант запуска программы грантовой поддержки, не связанной с заработной платой, с целью максимально быстрой интеграции молодых людей, пока не являющихся научными сотрудниками, в исследовательские практики, в сложившиеся коллективы и проекты. Не секрет, что процент «выхода на защиту диссертаций» сегодня низок. Это огромный вызов для университетского и научного сообщества, и нужно работать над увеличением такого показателя», — подчеркнул Михаил Котюков. Эта грантовая программа будет работать в дополнение к уже существующим стипендиям и будет прежде всего ориентирована на повышение результативности подготовки в аспирантуре, на рост заинтересованности аспирантов в исследованиях и в подготовке результатов этих исследований. В ближайшие годы программа будет реализовываться в пилотном режиме, а затем начнется ее масштабное распространение. Программа поддержки молодых исследователей будет продолжена, так как создавать необходимую социальную инфраструктуру важно. Это задача и министерства, и РАН, и регионов.

Президент РАН обратил внимание на то, что приток молодых кадров должен быть усилен, если ориентировать молодежь на научные исследования уже со средней школы. Есть надежда, что рывок возможно достичь в результате выполнения нацпроекта «Наука». Александр Сергеев заверил, что через пять-шесть лет мы увидим, что станем качественно конкурентными игроками на мировой сцене науки.

Читайте также
Комментарии
Свежий выпуск