Автомобильный факультет НГТУ им. Р. Е. Алексеева по направлению «Наземные транспортные системы» Андрей Вашурин окончил в 2007 г. Работать инженером-конструктором в одной из крупных инжиниринговых компаний Нижнего Новгорода он начал еще магистрантом. После успешной защиты диплома выпускник проявил тягу к науке и поступил в аспирантуру, где занимался исследованиями пассивной безопасности автомобилей: темой его кандидатской диссертации стало исследование прочности и безопасности кузовных конструкций наземных транспортных средств, в том числе несущей способности вахтовых автобусов. В ходе подготовки научной работы проводились натурные разрушающие испытания по опрокидыванию транспортных средств с уступа на бетонную поверхность. С 2009 г. Андрей стал работать ведущим инженером Научно-исследовательской лаборатории транспортных интеллектуальных систем Института транспортных систем (ИТС) НГТУ им. Р. Е. Алексеева.
— В 2011–2012 годах в составе команды технического университета я участвовал в выполнении научных исследований по договору с саровским Ядерным центром, специалисты которого разрабатывали отечественный программный продукт ЛОГОС, — рассказывает Андрей Вашурин о своей первой серьезной научной работе в НГТУ. — Наш коллектив занимался тестированием этого продукта с точки зрения решения автомобильных задач, связанных с расчетами кузовных конструкций на прочность. Параллельно выполнялись ОКР по заказам других предприятий региона. Это способствовало формированию нашей молодой инженерной команды и наработке значимого опыта решения конкретных практических задач.
С 2013 г. активизировалось научно-техническое сотрудничество опорного университета и Группы ГАЗ по перспективным НИР и ОКР, в том числе в рамках Постановления Правительства РФ № 218 о предоставлении субсидий на развитие кооперации вузов, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики. Новой победой перспективной инженерной команды в конкурсах Минобрнауки РФ стал проект по модернизации автомобилей семейства «ГАЗель NEXT». Главным направлением совместных работ являлась адаптация двигателей экологического класса Евро-5 и удовлетворение конструкции автомобилей международным требованиям утилизации. В 2016–2017 гг. Андрей Вашурин принимал участие в проекте, направленном на повышение активной безопасности автомобилей «ГАЗель NEXT».
— С 2017 года в опорном университете получила развитие идея создания «умных» автомобилей, способных принимать самостоятельные оперативные решения в р???????? ???????? ?????????. ??азличных дорожных ситуациях. Мы начали работать над проектами по созданию интеллектуальных систем для автомобилей «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT». В 2019 году стартовал очередной совместный с ГАЗом проект по созданию следующего поколения автомобилей семейства «ГАЗель NEXT» с принципиально новой архитектурой электронных систем, — продолжает ученый.
Коллектив молодых инноваторов работал не только с ГАЗом, но и проводил НИОКР в интересах Заволжского завода гусеничных тягачей. Для создания оптимальной конструкции поворотно-сцепного устройства (ПСУ) двухзвенной гусеничной машины был проведен большой комплекс расчетно-экспериментальных исследований по определению напряженно-деформированного состояния исходного варианта ПСУ при движении машины по бездорожью.
По мнению Андрея Вашурина, научные исследования в области транспортного машиностроения возможны только в условиях командной работы.
— В каких-то научных областях, вероятно, успех может быть достигнут учеными-одиночками, но у нас все определяет команда, в которой каждый человек буквально «на вес золота», — отмечает он. — При выполнении сложных работ каждый решает свою подзадачу: одна группа сотрудников занимается расчетами, другая специализируется на натурных испытаниях, третья выполняет конструкторские работы. Мне как инженеру, имеющему разнообразные компетенции и в компьютерном моделировании, и в стендовых, и в полевых испытаниях, приходится выступать в качестве своеобразного мостика между членами нашего коллектива. Иными словами, моя роль в наших работах заключается в согласовании действий между различными исследовательскими группами. Зачастую мне приходится проводить нестандартные исследования, где требуется разработка программы испытаний, основанных исключительно на собственном опыте и инженерной интуиции. Меня часто спрашивают: «Не жалко ли разрушать новые автобусы?». На это я всегда отвечаю, что человеческие жизни несоизмеримо дороже.
Результаты выполненных научно-исследовательских работ позволили получить различные патенты, среди которых: стенд-опрокидыватель для оценки пассивной безопасности кузовов автотранспортных средств; маятниковый копер для испытания фрагментов кузовов и кабин транспортных средств, программы для ЭВМ и т. п. Другим значимым результатом исследований становятся доклады на инженерных конференциях и публикации, которых у Андрея Вашурина более 60, в том числе в высокорейтинговых зарубежных изданиях.
Руководство Института транспортных систем НГТУ высоко оценивает научно-исследовательский потенциал Андрея Сергеевича Вашурина.
— Андрей — наш главный испытатель, — рассказывает о коллеге директор ИТС НГТУ Антон Владимирович Тумасов, который в свое время и пригласил Андрея на работу в университет. — Как измерить физические величины? Чем измерить? Где установить датчики? — ответы на эти вопросы зачастую может дать только Андрей. Кроме того, только у него в нашей команде есть водительские права категории B, C и D (легковые автомобили, грузовые и автобусы) и он легко управляет любым автомобилем. Это здорово помогает в испытаниях, когда нужно проверить адекватность работы измерительной системы, почувствовать какой-либо процесс «вживую» и сделать правильные выводы. Дополнительно к этому Андрей имеет опыт работы конструктором и является единственным в нашей команде нормоконтролером: он не только может разработать конструкторскую документацию, но и готов квалифицированно проверить правильность оформления чертежей. Нередко в ходе испытаний приходится дорабатывать либо создавать оригинальные стенды и приспособления. В этих вопросах Андрей Вашурин является нашим главным идеологом. Ни одно наше испытание не проходит без его участия! Он — настоящий универсал!
— Я пришел в науку из промышленности, да и сейчас в рамках НИОКР мне приходится взаимодействовать с представителями реального сектора экономики, — поясняет Андрей Вашурин. — Из общения с ними узнаю, что они хотели бы видеть, что им нравится, а что не совсем подходит. Не скрою, что в этой связи мне бы хотелось бы расширить географию работ и круг промышленных партнеров.
Со временем Андрей Сергеевич стал сочетать научно-исследовательскую и инженерную деятельность с преподавательской на кафедре «Автомобили и тракторы». По словам Антона Владимировича Тумасова, доцент Вашурин является ответственным преподавателем. «Он один из тех, кто действительно переживает за учебный процесс: старается регулярно обновлять материал на основе собственного научного опыта и придумывает новые формы подачи его студентам», — констатирует директор ИТС.
— «Кабинетный» преподаватель, дающий исключительно теоретические знания, далеко не всегда подходит для выпускающей инженерной кафедры, — отмечает Андрей Вашурин. — Считаю, что каждый преподаватель должен заниматься востребованной научно-исследовательской работой для того, чтобы иметь возможность давать студентами знания сегодняшнего и завтрашнего дня. В противном случае неизбежным будет отставание от современных трендов развития отрасли. Получаю удовлетворение от того, что многих студентов магистратуры удается заинтересовать участием в научно-исследовательской деятельности, а наиболее талантливые выпускники по окончании учебы остаются работать в университете.
В свободное время Андрей Вашурин увлекается рыбалкой и охотой. Он любит выезжать вместе со старшим братом на Ветлугу, а отпуска предпочитает проводить за рулем. Его особая страсть — дальние автопутешествия с проявлениями экстрима.
— Я не любитель отдыха в шезлонгах. Например, мне с другом посчастливилось побывать на плато Укок — плоскогорье на крайнем юге Республики Алтай, на стыке границ России, Казахстана, Китая и Монголии. Это одно из самых загадочных мест нашей страны, наиболее удаленная и изолированная часть Горного Алтая в самом центре Евразии на практически равном расстоянии от каждого из четырех мировых океанов. Какая там красота и тихое величие! Не каждый внедорожник способен проложить туда путь. На плато Укок мы выехали из Нижнего Новгорода на УАЗе-«буханке», благополучно вернулись домой, и во время путешествия наша техника нас ни разу не подвела! — делится впечатлениями Андрей Вашурин.