Время расцвета и больших перспектив

Как все начиналось История вуза началась в октябре 1917 г. с открытия в Нижнем Новгороде Высших сельскохозяйственных курсов, которые вскоре были преобразованы в агрономический факультет вновь созданного Нижегородского университета. Подготовка агрономов для непосредственной работы в производстве являлась существенной помощью отсталому сельскому хозяйству губернии и все- го Поволжья со стороны молодого вуза. Весной 1930 г. агрономический факультет был реорганизован в самостоятельный Горьковский сельскохозяйственный институт, который с 1994 г. получил статус государственной сельскохозяйственной академии. На протяжении всей истории сельхозинститутом и сельхозакадемией руководили яркие личности, которые всегда мыслили стратегически на благо не только родного вуза, но и будущих поколений,— А. А. Кру- тиков, М. Т. Афанасьев, А. М. Михай- лов, Р. Е. Нудольский, А. Я. Подвал- ков, В.Ф. Шубин, А. А. Капацинская, В. Д. Панников, А. С. Фатьянов и дру- гие. Большой вклад в развитие вуза внес Николай Дмитриевич Ладыгин, заслуга которого  — в сохранении Горьковского сельскохозяйствен- ного института на территории Ниж- него Новгорода и возведении того студенческого городка, где распола- гается академия сегодня. Случилось это в конце 50-х годов, когда прави- тельство Никиты Хрущева приняло решение перевести аграрные вузы страны ближе к земле, где и будут работать их выпускники. Создатель научной школы экономистов-аграр- ников Ладыгин приложил много усилий, чтобы оставить вуз в городе, аргументируя это тем, что специали- сты с высшим образованием долж- ны быть не только знатоками своего дела, но и всесторонне развитыми людьми. Новый вектор развития вуз получил в годы руководства им вы- дающимися ректорами — А И. Бара- новым (1964–1983) и А.В. Галкиным (1983–1998). При них вуз стал одним из лучших высших аграрных учебных заведений страны. Сегодня в этом ряду нельзя не вспомнить профессо- ра М. Н. Шабурову, на днях отметив- шую свой 90-летний юбилей. Именно она с 1975 г. как проректор по учеб- ной работе практически «сделала» новый ветеринарный факультет, ко- торый ныне стал мощным учебно-на- учным подразделением академии. Основатели научных школ — В наши дни НГСХА является крупнейшим высшим аграрным учебным заведением Приволж- ского федерального округа, — подчеркивает Александр Само- делкин. — В академии работает высококвалифицированный про- фессорско -преподавательский коллектив: общее количество пре- подавателей составляет 357 чело- век, из них доцентов, кандидатов наук  — 183 человека, профессо- ров, докторов наук — 63 человека, двое  — члены-корреспонденты РАН, четыре заслуженных дея- теля науки РФ, два заслуженных работника высшего образования РФ, 49 почетных работников выс- шего профессионального образо- вания РФ и девять заслуженных специалистов России. Многие из них являются организаторами и руководителями научных школ, непосредственно обеспечивая внедрение научных разработок в производство. А заложили основы нынеш- ней аграрной академии специа- листы, сложившиеся как ученые в начале ХХ  века и составившие исторически значимое звено в агробиологической и агроэколо- гической науке. Это профессора А. И. Бачин  — основатель учения о красном горбатовском скоте, ру- ководитель племрассадника, соз- данного в 1922  году в Подвязье; Б. П. Серебряков  — один из орга- низаторов агрономического фа- культета НГУ, создатель почвенной карты Нижегородской губернии; В. В. Ордынский  — соратник ака- демика Н. И. Вавилова, селекцио- нер, организатор сортоиспытания и массовой селекции овощных культур; В. П. Ногтев  — организа- тор кафедры ботаники и физио- логии растений Нижегородского СХИ, творец теории пойм и элек- трофизиологии растений и другие. Последующие поколения препода- вателей вуза всегда опирались на труды своих предшественников. Время расцвета и больших перспектив ВЫСШАЯ ШКОЛА Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия отмечает 100-ле- тие своего создания. В настоящее время НГСХА выпускает специалистов по та- ким направлениям, аналогов которым в регионе нет. Становясь профессионалами агропромышленного комплекса, выпускники сельхозакадемии занимаются созда- нием качественных продуктов питания, обеспечивая здоровье россиян. Об основ- ных этапах пройденного академией пути рассказывает ректор НГСХА, доктор био- логических наук, профессор Александр Геннадьевич Самоделкин. Здания Духовной семинарии, где в 1917 г. стали располагаться Высшие сельскохозяйственные курсы (пл. Минина, ныне педагогический университет) «Поиск-НН» № 12 (210), 2017 9 Многие сотрудники НГСХА явля- ются создателями и руководителями научных школ, обеспечивая внедре- ние научных разработок в практику. Широко известны научные школы «Совершенствование кормления сельскохозяйственных животных» заслуженного деятеля науки РФ, док- тора с.–х. наук, профессора В. Н. Чи- чаевой; «Повышение экономической эффективности аграрного производ- ства с учетом специфики природных и производственно-экономических условий» почетных работников высшего профессионального об- разования РФ, д.э. н., профессоров И. А. Алтухова и И. И. Безаева; «Раз- работка технологий по применению традиционных и нетрадиционных видов удобрений. Оценка воздей- ствия сельскохозяйственных и про- мышленных предприятий на объек- ты окружающей среды» профессора В.И. Титовой; «Вопросы эпизоото- логии и инфекционных болезней» профессора, члена-корреспондента РАН, заслуженного деятеля науки РФ В. В. Сочнева. В настоящее время подготовка специалистов ведется по следую- щим уровням образования. Высшее образование: — бакалавриат («Землеустрой- ство и кадастры», «Лесное дело», «Агрохимия и агропочвоведение», «Агрономия», «Агроинженерия», «Технология производства и пере- работки с.–х. продукции», «Водные биоресурсы и аквакультура», «Вете- ринарно-санитарная экспертиза», «Зоотехния», «Экономика», «Менед- жмент», «Товароведение») с 4-лет- ним сроком обучения. — специалитет («Ветеринария», «Экономическая безопасность») с 5-летним сроком обучения. — магистратура («Лесное дело», «Агрохимия и агропочвоведение», «Агрономия», «Агроинженерия», «Во- дные биоресурсы и аквакультура», «Ве- теринарно-санитарная экспертиза», «Зоотехния», «Экономика», «Товарове- дение») с 2-летним сроком обучения. Образовательные программы НГСХА успешно прошли независи- мую оценку качества образования по сертифицированным аккреди- тационным педагогическим изме- рительным материалам в рамках проекта «Федеральный интернет-эк- замен в сфере профессионального образования». Выбирай на вкус На восьми факультетах НГСХА обуча- ются 4429 человек, в том числе 2156 человек  — по очной форме обуче- ния, 2273 человека  — по заочной. Каждый из факультетов имеет свою историю и добрые традиции. По словам Александра Самодел- кина, с дипломом НГСХА выпускники неизменно находят себе работу по профессии. Так, очень высок запрос на выпускников агрономического факультета, да и интерес молодежи к направлению «Агрономия» в по- следние годы значительно вырос. Сотрудники академии совместно со студентами проводят большую работу по повышению эффектив- ности АПК Нижегородской области за счет увеличения продуктивного потенциала полей на основе соз- дания безотходных технологий по утилизации и глубокой переработ- ке отходов сельхозпроизводства. В частности, они успешно решают вопросы использования в сельском хозяйстве биологических отходов животного происхождения в каче- стве субстрата для выращивания грибов и производства белковых кормов для животных. Например, под руководством д. т. н., профессо- ра Б. И. Горбунова и к. с.–х. н., доцен- та Е. В. Михалева разработан проект биоэнергетических комплексов для сельхозпредприятий. На зооинженерном факульте- те идет подготовка специалистов для предприятий, занимающихся кормовыми добавками, реализаци- ей препаратов и оборудования для животноводческих комплексов. — Работа зооинженера очень творческая и связана с генетикой, селекцией, рождением и развитием сельскохозяйственных животных. Наши выпускники находят примене- ние своим силам даже в зоопарках специалистами по уходу за живот- ными, в том числе экзотическими. Ряд студентов планирует заняться пчеловодством. На факультете есть направление водных биоресур- сов, связанное с охраной водных объектов и разведением рыб. Это направление в региональном АПК начинает развиваться, и грамотные специалисты в сфере аквакультуры очень нужны,— заверяет Александр Самоделкин. На инженерном факультете создано пять кафедр с новейшим учебным оборудованием, дающим студентам возможность уже в пери- од обучения близко познакомиться с будущей профессией. Важно, что ребята проходят практику в лучших агрофирмах региона, таких как агро- фирма «Земля сеченовская» и СПК «Нива». На практике они работают наравне с производственниками, получая опыт, который станет до- полнительным плюсом при трудоу- Александр Самоделкин с дочерью Екатериной, студенткой НГСХА 10 стройстве. В дальнейшем выпускни- ки факультета трудятся на аграрных предприятиях, открывают свои фер- мерские хозяйства, работают в ком- паниях по производству и обслужи- ванию техники и конструкторских бюро. Параллельно со спецпредме- тами студенты изучают и растение- водство, и животноводство, и пере- работку продукции. «Все эти курсы взаимосвязаны и необходимы инже- нерам сельхозпроизводства», — уве- рен ректор НГСХА. Студенты экономического фа- культета изучают бухгалтерский учет и аудит, финансовый менед- жмент и бизнес-планирование, эко- номику и экономический анализ, менеджмент и логистику. — Профессия экономиста доста- точно востребована на рынке труда и довольно высокооплачиваема, несмотря на высокую конкуренцию среди выпускников, — отмечает Александр Самоделкин.— Знаю, что выпускников этого факультета отли- чают высокая работоспособность и интеллект, умение оперировать большими объемами информации и доказать свою точку зрения, ответ- ственность и уверенность в себе. Без сомнения, они могут сделать отлич- ную карьеру в ранге руководителей предприятий, в должности главного бухгалтера и даже на министерском посту, поскольку в процессе обу- чения делается ставка на развитие аналитических и организаторских способностей и широту кругозора. Не стоит забывать и о том, что выс- шее экономическое образование — прочный фундамент для работы в самых разных сферах бизнеса. Со- здание собственных бизнес-струк- тур весьма распространено в среде многих наших выпускников. Особенностью образовательной программы факультета почвове- дения, агрохимии и агроэколо- гии являются экологические дис- циплины, преподаваемые только в НГСХА,— почвоведение, агрохи- мия и агроэкология. — Благодаря изучению этих дисциплин выпускники факультета компетентны в вопросах контро- ля состояния компонентов окру- жающей среды: водных объектов, воздуха, почвы, растений, а также животных и человека. Этим объяс- няется высокая востребованность выпускников не только на предпри- ятиях АПК, но и в природоохранных организациях, Федеральной службе по надзору в сфере природополь- зования, Приволжском региональ- ном центре судебных экспертиз, в качестве экологов на РЖД, в проект- ных организациях, в лабораториях промпредприятий и перерабатыва- ющих компаний, — говорит ректор НГСХА. — На факультете действует магистратура по программам «Эко- логизация сельских территорий» и «Агроэкологическая и правовая оценка земель и проектирование агроландшафтов» и аспирантура по направлениям «Биологические нау- ки» и «Сельское хозяйство». Ветеринарный факультет явля- ется единственным центром подго- товки ветеринарных специалистов высшей квалификации в Нижегород- ской области. Качество образования студентов обеспечивается высоким уровнем научной работы, направ- ленной на приоритетное развитие фундаментальных и прикладных исследований, активизацию инно- вационной деятельности, широкое внедрение научных разработок и производство наукоемкой продук- ции для предприятий АПК. — Сегодня на факультете учатся почти 800 студентов. Они признают- ся в любви к будущей профессии и с удовольствием проходят практику. Когда работают в терапевтическом отделении ветклиники, то хотят стать терапевтами, когда в хирурги- ческом  — хирургами. Так что поле деятельности для наших выпускни- ков  — огромное. Они могут рабо- тать в лечебных учреждениях вете- ринарной службы и ветклиниках, в лабораториях государственной ветеринарной службы, а выпускни- ки, завершившие подготовку по на- правлению «Ветеринарно-санитар- ная экспертиза»,— на предприятиях по производству сырья животного или растительного происхождения как специалисты, проводящие экс- пертизу продуктов на пригодность к использованию для пищевых и кор- мовых целей, — поясняет ректор. — Анализ трудоустройства выпускни- ков последних лет, проведенный деканатом, показывает, что из них трудоустроены более 98%. Факультет лесного хозяйства ве- дет свою деятельность с 1997  года. По мнению Александра Самоделки- на, профессия специалиста лесного хозяйства весьма актуальна в наше время, потому что Россия — страна лесов, нуждающихся в инвентариза- ции и правильной эксплуатации. С другой стороны, это профессия бла- городная, ведь леса называют «лег- кими» планеты. — Наши выпускники широко востребованы в сфере лесного хо- зяйства, лесной промышленности, а также в озеленении населенных пунктов, — говорит он. — Когда в 2013  году начались работы по бла- гоустройству территории НГСХА, именно факультет лесного хозяй- ства принял самое активное участие в конкурсе на обустройство этих зе- мель. С тех пор участки вблизи зда- ний академии заметно преобрази- лись. Так, на практических занятиях по ландшафтному дизайну студента- ми спланированы скверы в окрест- ностях главного корпуса. Факультет перерабатываю- щих технологий — самый молодой, открытый в 2013  году. Кафедры фа- культета выпускают специалистов по трем направлениям: «Агроинже- нерия»; «Товароведение»; «Техно- логия производства и переработки сельскохозяйственной продукции» (правда, эти направления подготов- ки существовали в академии ранее в рамках других факультетов). Выпуск- ники работают директорами супер- маркетов, руководителями сетевых кампаний, перерабатывающих про- изводств и лабораторий, инженера- ми-технологами. — По отзывам студентов, учеба на факультете чрезвычайно увле- кательна, — констатирует ректор НГСХА.— Ребята создают новые про- дукты питания типа творога с ты- квой или льняной мукой, котлет с че- чевицей или молока с хитозаном на занятиях З. И. Лавреновой и Р. В. Ги- нояна, моделируют новые автома- тические узлы на оборудовании. ВЫСШАЯ ШКОЛА В лаборатории лазерно-интерференционного анализа «Поиск-НН» № 12 (210), 2017 11 Бывает, что на защите дипломных работ технологов или товароведов, где происходит дегустация новой продукции и намечаются пути ее освоения, у членов комиссии текут слюнки! А как вам магистерская дис- сертация по исследованию качества мороженого? Кроме того, НГСХА заявлены два патента на новые спо- собы производства известных про- дуктов. А на кафедре «Технология производства, хранения и перера- ботки продукции растениеводства» уже получены патенты на паприку, обогащенную селеном, и на способ приготовления котлет «Энерджи». Важно, что обучение у нас практикоориентированное, поэтому факультетом заключены договора о сотрудничестве с Нижегородским масложиркомбинатом, НМЗ № 1, компаниями «Вимм-Билль-Данн», «Приволжское молоко» и «Черны- шихинский мясокомбинат» на про- хождение практики и организацию выездных лекций. Руководство этих предприятий ждет наших специалистов по разработке и внедрению но- вых технологий, комплектованию и наладке технологических линий. — Главное в том, что выпускники всех факультетов НГСХА не только компетентны в своей профессии, но и всесторонне развиты и готовы к ру- ководящим должностям на крупных и малых предприятиях,— подытожи- вает Александр Самоделкин.— Ака- демия должна по праву гордиться своими выпускниками: 90% руководителей и специалистов органов местного самоуправления, крупных агрохолдингов, успешных сельских предпринимателей региона — наши бывшие студенты. Коллективу академии приятно, что высокие производственные показатели многих хозяйств области достигнуты благо- даря совместной работе. В дни празднования 100-летия академии выражаю особую благодарность старшему поколению преподавателей за их неоценимый вклад в становление и развитие сельскохозяйственной науки. Низ- кий им поклон за вложенные в сво- их учеников знания, силы, мудрые слова поддержки. От души желаю всем преподавателям, сотрудникам и студентам дальнейших успехов в деле сохранения продовольствен- ной безопасности России и создания качественных продуктов питания для обеспечения здоровья соотечественников.

Читайте также
Комментарии