За диалог культур!

Деловая программа В конференции приняли участие представители 37 ор­ ганизаций: более 300 научных работников, руководи­ телей, представителей образовательных учреждений, молодежных и общественных движений, а также сту­ денты и участники Нижегородской сессии молодых ученых. Собравшихся приветствовали заместитель министра образования Нижегородской области Вла­ димир Георгиевич Шахназаров; заместитель министра внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области, начальник управления обще­ ственной политики Сергей Михайлович Тарасов; ди­ ректор департамента внешних связей правительства Нижегородской области Ольга Юрьевна Гусева; почет­ ный консул Республики Абхазия в Нижнем Новгороде Владимир Ильич Литвинчук; руководитель отделения посольства Беларуси в Нижнем Новгороде Александр Олегович Власов; и.о. начальника методического цен­ тра Управления образования, молодежи и спорта при- мэрии муниципия Бэлць Дарья Валерьевна Заричная (Республика Молдова). Основными темами, обсуждавшимися на конфе­ ренции, стали межнациональные отношения в совре­ менной России, межкультурные отношения в эпоху глобализации и проблемы гражданского и патриоти­ ческого воспитания современной молодежи. Деловая программа встречи включала пленарное заседание, лекции, круглые столы и работу секций. С большим вниманием участники мероприятия вы­ слушали пленарные доклады заведующего кафедрой философии и политологии Российской академии на­ родного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Нижегородский институт управления), профессора, доктора философ­ ских наук Андрея Васильевича Дахина на тему «Меж­ национальные отношения: гармонизация на основе технологии социальных проектов (опыт и перспектива Нижегородской области)»; директора Информацион­ но-просветительского учреждения «Клуб системного анализа устойчивого социально-экономического раз­ вития» Михаила Анатольевича Малаша (Республика Беларусь) на тему «Дефицит информации как основ­ ной фактор ложных стереотипов в международных отношениях» и старшего научного сотрудника инсти­ тута востоковедения РАН (Москва), кандидата исто­ рических наук Фасиха Бадерхана. С интересом была встречена лекция эксперта Казанского института ев­ разийских и международных исследований Хачима Хабасовича Шериева «Распространение радикализма и экстремизма в молодежной среде и пути решения этой проблемы. Факторы этнополитической ситуации в Кабардино-Балкарии». Работа пленарного заседания транслировалась на площадки проведения секций и в образовательные учреждения с помощью специального оборудования, приобретенного в рамках подготовки конференции. Запись пленарного заседания выложена на сайте nnic. nnov.ru в разделе «Конференция». Работа секций В первый день конференции работали три тематиче­ ские секции. Модератором секции «Актуальные про­ блемы в области межнациональных и межкультурных отношений» стал Владимир Ильич Литвинчук. Препо­ даватели университетов, иностранные участники кон­ ференции, аспиранты, магистранты, студенты обсуж­ дали вопросы обеспечения межнационального мира путем организации диалога светских и религиозных СМИ, сохранения общечеловеческих ценностей, необ­ ходимости диалога в образовательной среде. В центре внимания были вопросы конституционно-правовых основ гармонизации межнациональных отношений, государственной политики в области межнациональ­ Пленарное заседание ных отношений, нормативно-правового обеспечения МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ участников конференции приветствует заместитель министра образования Нижегородской области Владимир Шахназаров 18 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ гармонизации межнациональных отношений, полити­ ки религиозных организаций в межнациональных от­ ношениях, профилактики радикализма и экстремизма, миграционной политики и международного сотрудни­ чества в условиях глобализации. Модератором секции «Межнациональные отноше­ ния в современной России» выступил доктор фило­ софских наук Игорь Иванович Сулима. Представители студенческой молодежи обсуждали вопросы толе­ рантности как мировоззренческой позиции, развития наций в условиях глобализации, соотношение этниче­ ского и религиозного факторов в формировании сре­ ды коммуникаций, патриотизма и интернационализма в современном мире, работы национально-культур­ ных объединений на территории России и Нижего­ родской области, молодежной субкультуры и межна­ циональных отношений. Особо затронула участников дискуссии тема использования русского языка как средства межнациональной и межкультурной комму­ никации. Самой многочисленной стала секция «Проблемы гражданского и патриотического воспитания молоде­ жи», которую курировала директор ГБУ ДПО «Нижего­ родский научно-информационный центр», кандидат филологических наук Ирина Валентиновна Назарова. Для обсуждения были вынесены следующие вопросы: особенности преподавания истории в условиях муль­ тикультурной студенческой аудитории, методическое обеспечение диалога культур в процессе преподава­ ния общественных дисциплин, историко-патриотиче­ ское воспитание молодежи в современных условиях, роль преподавания основ религиозной культуры и светской этики в Нижегородской области в деле гар­ монизации межнациональных отношений, мультикуль­ турализм или национальная самоидентификация: про­ блемы ценностной ориентации студентов в процессе преподавания общественных дисциплин, становление гражданина как педагогическая проблема, обеспече­ ние педагогическими кадрами мероприятий по граж­ данскому и патриотическому воспитанию молодежи. В первый день работы конференции на площадке Института филологии и журналистики Нижегородско­ го государственного университета им. Н. И. Лобачев­ ского состоялся круглый стол «Роль СМИ в гармони­ зации межнациональных отношений». Представители профессорско-преподавательского состава кафедры журналистики обсудили вопросы межкультурной ком­ муникации в современных федеральных и региональ­ ных медиа, межконфессиональные отношения в зер­ кале СМИ, преодоление национальных и культурных стереотипов современными медиа, коммуникативные практики Интернета в гармонизации межнациональ­ ных отношений, распространение идей толерантно­ сти и взаимоуважения в вопросах межнациональных отношений. На разных площадках На второй день конференции открылась XXII Нижего­ родская сессия молодых ученых (гуманитарные науки). Итоги этой сессии опубликованы на сайте sessiann.ru. На площадках ведущих вузов региона состоялись круглые столы, посвященные формированию много­ национальной образовательной среды как средства развития межкультурной компетенции, роли средств массовой информации в гармонизации межнациональ­ ных отношений в эпоху Интернета, различиям в пони­ мании толерантности в России и за рубежом, вопросам деятельного укрепления национального единства рос­ сиян, методике организации межнационального и меж­ культурного диалога в образовательной среде. Семинар-тренинг «Организация работы с иностран­ ными студентами» для специалистов международных отделов и центров учреждений ВО и ПОО прошел в Центре международного образования и сотрудниче­ ства Нижегородской государственной сельскохозяй­ ственной академии. Провела тренинг доцент сель­ хозакадемии, кандидат педагогических наук Лолита Рафаиловна Биктеева. Круглый стол «Гармонизация межнациональных отношений: исторический опыт России» состоялся в Михаил Малаш, директор Информационнопросветительского учреждения «Клуб системного анализа устойчивого социально-экономического развития» Фасих Бадерхан, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН (Москва), кандидат исторических наук Андрей Дахин, профессор, доктор философских наук «Поиск-НН» № 11 (209), 2017 19 Арзамасском филиале ННГУ им. Н. И. Лобачевского. В  обсуждении участвовали представители профес­ сорско-преподавательского состава университета и студенты. Круглый стол «Толерантность: новые взгляды и сте­ реотипы в России и за рубежом» в НИУ «Высшая школа экономики  — Нижний Новгород» привлек внимание преподавателей, магистрантов и иностранных участни­ ков конференции. Ведущей круглого стола стала про­ фессор НИУ «ВШЭ — Нижний Новгород», доктор фило­ логических наук Татьяна Владимировна Романова. Круглый стол «Многонациональная образователь­ ная среда как средство развития межкультурной компетенции» состоялся в Центре международного сотрудничества и академической мобильности Ни­ жегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина. Модераторы  — директор Центра международного сотрудничества и  академической мобильности Татьяна Александров­ на Лебедева и специалист центра Евгения Андреевна Калаева. Круглый стол «Организация межнационального и  межкультурного диалога в образовательной среде» прошел в Нижегородском государственном техниче­ ском университете им. Р. Е. Алексеева. Модератор  — доцент, доктор исторических наук Елена Дмитриевна Гордина. Участники международной научной конференции полагают необходимым продолжить реализацию мер по гармонизации межнациональных отношений меж­ ду народами, населяющими Россию; продолжить си­ стемный диалог между общественностью, властью и бизнесом по формированию эффективных инстру­ ментов гармонизации межнациональных отношений, по ресурсной поддержке этих инструментов; уделить особое внимание воспитательной работе с молоде­ жью, направленной на формирование качеств моло­ дых людей, позволяющих вести доброжелательный системный диалог различных национальных культур в условиях глобализации и виртуализации; вести систе­ матическую работу по пропаганде ценности родного языка, родной литературы как носительницы культур­ ного кода нации. Резолюция Встреча завершилась единогласным принятием резолю­ ции международной научной конференции. В докумен­ те, в частности, говорится, что ее участники полагают необходимым: 1) продолжить реализацию мер по гармонизации межнациональных отношений между народами, насе­ ляющими нашу огромную и великую Родину; 2) продолжить системный диалог между обще­ ственностью, властью и бизнесом по формированию эффективных инструментов гармонизации межнаци­ ональных отношений, по ресурсной поддержке этих инструментов; 3) уделить особое внимание воспитательной рабо­ те с молодежью, направленной на формирование ка­ честв молодых людей, позволяющих вести доброжела­ тельный системный диалог различных национальных культур в условиях глобализации и виртуализации; 4) вести систематическую работу по пропаганде ценности родного языка, родной литературы как но­ сительницы «культурного кода» нации; 5) поддержать деятельность органов государ­ ственной власти и управления на необходимость систематической и всемерной поддержки усилий пе­ дагогического сообщества по формированию нрав­ ственных качеств молодежи, направленных на взаи­ мопонимание, взаимоуважение и сотрудничество; 6) признать действенным активную организацию многоплановых диалоговых площадок, дающих воз­ можность молодежи разных стран, национальностей, конфессий, традиций обсуждать проблемы современ­ ной культуры; 7) признать положительным и заслуживающим распространения опыт организации межкультурного диалога нижегородских и молдавских учащихся в рам­ ках проекта «Интерактивный просветительский куль­ турно-гуманитарный арт-тренинг «Русские восходы», поддерживаемого фондом «Русский мир»; 8) признать положительным и заслуживающим распространения опыт организации мероприятий, проводимых ГБУ ДПО «Нижегородский научно-ин­ формационный центр» по программе «Методические аспекты гармонизации межнациональных отношений в современных условиях», предназначенной для лиц, ведущих воспитательную, индивидуальную и группо­ вую профилактическую работу с различным контин­ гентом, направленную на предотвращение межнацио­ нальных конфликтов с учетом сложной современной миграционной, межкультурной и межконфессиональ­ ной ситуации; 9) активно работать в направлении гармонизации межнациональных отношений среди молодежи; 10) опубликовать материалы конференции как идеологически и практически важные для гармони­ зации межнациональных отношений в условиях гло­ бального общества; 11) провести в Нижнем Новгороде в сентябре-ноя­ бре 2018  года Международную молодежную научную конференцию «Гармонизация межнациональных отно­ шений: вызовы и ответы в условиях обострения меж­ дународных отношений».

Читайте также
Комментарии